-
Re: Мемуары Сергея Долгушина и моё аналитическое исследование их
Бардов-Долгушину: «А было ли у вас дежурное звено в полку»?
Долгушин: «Нет. Никакого дежурного звена небыло. Все спали».
БАРДОВ: "Небыло под Гродно или небыло вообще и до этого»?
Долгушин: «И до этого дежурного… (небыло – В.Б.).
БАРДОВ: «И в Бобруйске тоже небыло»?
Долгушин: «В Бобруйске небыло: когда мы прилетели 10 мая на аэродром «Новый Двур», то 10-го же числа после обеда на высоте около 100 м сразу же пронёсся Ме-110 через аэродром».
БАРДОВ: «И покачал крыльями»?
Долгушин: «Да – убедился что мы на аэродром сели. И каждый раз, раза 2-3 в день (командование полка – В.Б.) ввело дежурство.
Начали дежурить. Звеньями. Сидели:
- 2 лётчика в 1-й готовности (в кабинах)
- и 1 во 2-й.
Ну и техсостав и пускач тут же, чтобы запустить моторы.
В чём состояла ПВО: по границе были расставлены слухачи – посты ВНОС. Это трубка такая – как у грамофона труба. Эти слухачи прямую телефонную связь имели с нами. И они докладывали: «Подходит к границе»! Мы запускаем моторы. Этот (Ме-110 – В.Б.) проносится (над аэродромом – В.Б.) и мы взлетаем, пристроимся и ведём. Он уходит за границу и мы отваливаем».
Бардов: «А на какое расстояние к нему подходили»?
Долгушин: «Да вплотную подходили! Но раз нам не разрешено (открывать огонь – В.Б.), очевидно и он понимал, что не надо стрелять – если стрельнёт, то и мы стрельнём. Подошёл я один раз близко. Лётчик улыбается, помахал рукой и ушёл.
Вот так вот было каждый день – это Ме-110. Они до Гродно доходили, до 127-го полка до Скиделя, Гродно и возвращались. А Юнкерс-88 уходили в тыл. Всё это было с аэродрома Сувалки.
Когда мы подлетали к г. Августов, с (выстоы – В.Б.) 1500 м в ясную погоду этот аэродром был хорошо виден. А там аэродром круглый такой, километра 2 в диаметре. Там сидела группа Ме-109. Ну 1 полк 32 самолёта у них. Мы не считали сколько там самолётов, но прикидывали примерно».
Бардов: «Т.е. это было нормально»?!
Долгушин: «Это нормально – 30 – так мы считали – 30 Ме-109. Перед войной с каждым днём самолётов становилось всё больше и больше. И вот тогда командир полка приказал 2 раза в день летать туда смотреть. Мы «проходили» по краю границы до г. Августова…
Поручили это дело мне и Серёжке Макарову – взлетали и:
- вначале я проходил, а Серёжка меня охранял,
- потом заходили на 2-й заход и Серёжка делал (наблюдение – В.Б.), а я охранял,
- и возвращались».
Бардов: «А наблюдение было визуальное, без фотографирования»?
Долгушин: «Визуальное. Фотографирования небыло никакого и фотоаппаратов небыло. Если б дали – мы бы «Лейкой» смогли бы сфотографировать. Кстати бинокли нам дали – мощные, хорошие бинокли и мы рассматривали в бинокли что там творилось и докладывали. Делали планшет-наколенник и вот так вот смотришь и делаешь пометки тут:
- я сделал пометки в (свой – В.Б.) заход,
- потом второй заход он (Макаров – В.Б.) делает,
- потом, когда садились – сравниваем
- и потом уже окончательно – оставляем эти листы… (и создаём – В.Б.) окончательный (вариант – В.Б.) и оба расписываемся» /11/.
Бардов-Долгушину: "А где и как вы жили в лагерях"?
ДОЛГУШИН: «В палатках на краю аэродрома».
БАРДОВ: «Да, но вы же офицеры были»!
ДОЛГУШИН: «Ну и што?! В палатках все».
БАРДОВ: «И как солдаты жили?!»
ДОЛГУШИН: «Все в палатках по 6 человек».
БАРДОВ: «А когда «рабочий день» заканчивался вы как офицеры могли пойти куда-то за пределы части по своим делам»?
ДОЛГУШИН: «Ну а куда там пойти?! Если пройти 1,5 км до (ж/д) станции Новы Двур - там был клуб (и там можно было потанцевать с местными девушками – В.Б.).
Но (за неделю – В.Б.) так налетаешься, что думаешь: черт с ним, с этим клубом»!
БАРДОВ: «А скажем в Гродно в увольнительные не пускали
(до окраины города по дороге было 25 км – В.Б.)»?
ДОЛГУШИН: «Нет».
БАРДОВ: «Даже офицеров»?!
ДОЛГУШИН: «Да некогда было! Мы летали чуть ли не каждый день»!
БАРДОВ: «Включая субботу и воскресенье»?!
ДОЛГУШИН: «Ну, в воскресенье был выходной, а в субботу – летали.
Я начал войну имея налет 240 часов, это за 1940-1941 г. Летал:
- высоту освоил,
- строй,
- маршрут,
- ночь
и (Макаров – В.Б.) тоже самое».
БАРДОВ: «А что представляли собой тренеровки “работы по наземным целям” – как у вас это было? На истребителях по наземным целям вас учили «работать»»?
ДОЛГУШИН: «Да».
БАРДОВ: «А что это представляло собой»?
ДОЛГУШИН: «Бывало так:
- подвесные баки одевались,
- уходишь, по маршруту идешь,
- на высоту на «потолок»,
- оттуда спускаешся,
- заходишь на полигон,
- отстрелялся из пушек,
- а потом – по конусу из пулеметов
- и садишся».
БАРДОВ: «Интересно, а где ваш полигон был»?
ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5».
Бардов: “А вот как описывал эти тренеровки будущий пилот И-16 из другого ИАПа, вооружённого на тот момент истребителями И-153 - Архипенко:
Интервью Артёма Драбкина с пилотом И-16 Архипенко Федором Федоровичем
http://www.iremember.ru/pilots/arkhi...khipenko_r.htm
(данное интервью следует рассматривать как комментарии к книге "Записки летчика истребителя", которую можно прочесть на "Милитере" http://militera.lib.ru/ ) :
Архипенко: «Я подал документы в авиационное училище… сели в поезд и вышли уже в Одессе… меня зачислили. Попал во вторую эскадрилью, обучавшуюся на И-16…
Прибыл я в полк, где были И-153 "Чайка". Хотя я учился на И-16, но вылетел я на них нормально. Прошел:
- боевую подготовку,
- подготовку к полетам в ночных условиях.
Здесь же я нажил врагов, когда начались учебные стрельбы. Делалось это так: один самолет тянул конус, а четыре других, этот конус расстреливали. Тут главное по ведущему самолету не попасть. Причём боекомплект у каждого 60 патронов одного цвета. Многие из тех, с кем я летал, прослужили по 10-12 лет. Так вот я с первого раза попал одной пулей, а другие - по нулям. Потом, за счет техники пилотирования я довел количество попаданий до 15-20 из 60. Стал лучшим снайпером. Вообще, полк был очень сильный - ночью взлетали звеньями (а в других полках – В.Б.) многие и днем боялись звеньями взлетать»!
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума