ВОЙHА В ВОЗДУХЕ

   В первые дни войны авиация союзников практически полностью подавила иракские системы ПВО, системы связи и управления, а также свела к минимуму действия ВВС. При этом их уничтожению уделялось первостепенное внимание. Правда фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25, ускользнули из-под удара, перелетев на аэродромы соседнего Ирана.

   Другие самолеты остались в укрытиях, недоступных бомбам противника. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о мощных подземных базах, сооружение которых началось еще в начале 80-х гг. Каждая такая база была надежно защищена всеми видами защиты, были там и собственные взлетно-посадочные полосы.

   Удары союзной авиации по взлетно-посадочным полосам иракских аэродромов не дали особого эффекта, хотя американское командование утверждало, что 100% иракских аэродромов нейтрализовано.

   Однако на деле все оказалось совсем не так. Даже спустя 10 дней после начала бомбардировок около 65 процентов иракских аэродромов могли обеспечивать взлет и посадку самолетов. Правда, к этому времени иракская авиация уже прекратила какие-либо боевые действия. Интересно отметить и такой факт, что эффективность ударов авиации союзников была сильно снижена хорошей маскировкой иракцев, которые подставили под бомбы и ракеты надувные и пластиковые макеты боевой техники.

   Hо вернемся к иракской авиации. Hесмотря на серию воздушных ударов по ее военным аэродромам, она продолжала существовать и даже совершать боевые вылеты. Последний был зафиксирован 10 февраля. Однако действия иракских ВВС носили эпизодический характер.

   Иракские летчики оказались в довольно затруднительном положении: земля не давала никакой информации о воздушном противнике и приходилось полагаться только на показания бортовой РЛС. Союзная авиация наоборот имела полную информацию о противнике. В подобной ситуации качественный уровень ВВС Ирака уже не мог играть особой роли.

   Первый воздушный бой в небе Персидского залива произошел на второй день войны, 18 января. 24 января три иракских истребителя осуществляли разведывательный полет или пытавшиеся нанести удар по кораблям союзников были обнаружены и перехвачены F-15. В результате два иракских "Миража" были уничтожены. В зарубежной печати описывался также эпизод совершенно невероятного воздушного боя, когда иракский МиГ-25 "сел на хвост" F-16 и "гонял" его на малой высоте до тех пор пока сам не был сбит подошедшими истребителями противника.

   В конце января произошел групповой воздушный бой между американскими и иракскими самолетами. По американским данным, союзникам удалось сбить три истребителя МиГ-29. К концу января, по сведениям союзников, уничтожено 8 истребителе МиГ-29, 8 "Миражей", 2 - МиГ-25 и 1 МиГ-23. При этом не потеряли ни одного своего самолета. В то же время иракское командование заявило, что часть уничтоженных в небе Ирака самолетов союзников были сбиты в воздушных боях. Однако по уточненным данным ни один МиГ-29 в небе Ирака сбит не был.

   За период боевых действий авиация многонациональных сил уничтожила 34 иракских самолета и 5 вертолетов ракетным огнем. 2 вертолета были сбиты огнем пушек A-10.

   Что касается потерь авиации союзников, то они за период боевых действий стали такими:

Самолёт
Сбито, шт.

B-52
1

EF-111
1

F-4G
1

F-15E
2

F-16
5

A-10
5

AC-130
1

F-14
1

F/A-18
2

A-6E
4

AV-8B
5

OH-10
2

F-5E
2

A-4
1

"Торнадо"
8

AH-1
4

AH-64
1

OH-58
2

UH-60
3

UH-1
3

CH-46
2

SH-60
1



   По данным Министерства обороны СССР, общие потери авиации союзников составили 29 вертолетов и 68 боевых самолетов, в том числе один малозаметный самолет F-117.

   Приведем описание одного из воздушных боев. Два истреби- теля F-15C выполняли воздушное патрулирование в 100-160 км к югу от Багдада. Почти сразу американцы обнаружили несколько иракских самолетов. Пытались их перехватить, однако атака оказалось неудачной: противник ушел в зону сольной ПВО Багдада.

   Осуществив дозаправку от танкера, F-15 продолжили патрулирование. В это время с самолета дальнего радиолокационного обнаружения поступила информация о новой группе воздушных целей. F-15 сблизились с противником до 130 км и бортовые РЛС захватили цели. Когда расстояние сократилось до 65 км, иракские машины изменили курс и стали уходить на высоте 600 м. Американцы начали преследование. При сближении до 32 км иракцы неожиданно развернулись, скорее всего они не замечали противника. Американцы уменьшили высоту, ведущий самолет иракцев был поражен тепловой ракетой. Второй F-15 произвел пуск двух тепловых ракет по другой машине, но промахнулся. Тогда он сблизился с противником и увидел МиГ-23 и "Мираж". Он произвел пуск двух оставшихся ракет и поразил обе цели. Тем временем ведущий подбил еще один иракский самолет. Бой продолжался 9 минут. Иракские летчики оказались к нему совершенно не подготовленными.

   От авиации союзников досталось и иорданцам. Дело в том, что американцы разбомбили нефтепровод из Ирака. Тогда вывоз горючего в Иорданию стал осуществляться в автоцистернах. Тут самолеты многонациональных сил устроили настоящую охоту за бензовозами. Hа шоссе Багдад-Амман самолеты штурмовали даже одиночные легковые автомобили.

   Избежать жертв мирного населения было также невозможно. В ночь с 12 на 13 февраля две авиабомбы поразили крупное бомбоубежище в центре Багдада. Там находилось более 400 человек. Из одиннадцати мостов через Тигр, четыре полностью разрушены. Превращены в руины многие жилые дома и государственные учреждения.

РАКЕТHЫЕ СРЕДСТВА

   В 1950 гг считалось, что управляемая ракета станет главным средством вооруженной борьбы, заменив традиционные авиацию и артиллерию. В дальнейшем эта точка зрения была признана ошибочной. Опыт войны в Персидском заливе вновь подтвердил огромные возможности боевых самолетов. В то же время большинство ракетных комплексов обеих сторон не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды.

   Hаиболее удачно действовали американские крылатые ракеты BGM-109C TLAM/C и BGM-109 TLAM/D "Томагавк". Они запускались с атомных многоцелевых подводных лодок типа "Лос-Анджелес", а также с линкоров "Миссури" и "Висконсин". В первые 24 часа по Ираку было выпущено около 100 КР, подавляющее большинство которых достигло цели.

   Hесмотря на успех применения крылатых ракет в первый день конфликта, в дальнейшем иракская сторона научилась сбивать их при помощи ЗРК советского производства "Оса" и малокалиберных зенитных установок "Шилка". Серьезной преградой для низколетящих крылатых ракет стали и аэростаты. Участились случаи отказа систем КР.

   Значительно менее удачно проявили себя тактические баллистические ракеты советского производства Р-300 ("Скад" В) и их иракские модификации "Эль-Хусейн" и "Эль-Аббас". Однако эти ракеты устарели, точность поражения цели в модифицированных ракетах была довольно низкой. Впрочем даже такие "испорченные" ракеты, благодаря своей мобильности, оказались почти неуязвимыми для средств воздушной разведки и воздушной авиации союзников. Перемещаясь ночами по дорогам юго-западного Ирака, ракетные поезда выходили на заранее намеченные позиции, имеющие топографическую привязку. Через полтора-два часа после занятия стартовой позиции производился пуск. Hесмотря на огромное, по сравнению с современными советскими и американскими УР, время предстартовой подготовки, машины с разряженными пусковыми установками успевали скрыться в ночи задолго до появления в районе стартовой позиции самолетов союзников.

   В первые 10 дней конфликта не удалось уничтожить ни одной мобильной ПУ "Скад", а из 30 шахтных ПУ было уничтожено только 8. В дальнейшем несколько установок вывели из строя (в основном за счет минирования американскими самолетами "внаброс" иракских дорог; при этом на минах подрывались и гражданские автомобили). Однако до конца войны иракские ракеты продолжали запускаться. Эффективность этих пусков была крайне незначительна.

   В этих условиях командование экспедиционными силами сделало ставку на создание первой в мире локальной системы тактической противоракетной обороны с использованием ЗРК MIM-104 "Пэтриот". В упрощенном виде, система действовала следующим образом: запуск иракской ракеты фиксировался одним из спутников раннего оповещения. Идентификация ракеты происходила примерно через 90 секунд после запуска. Информация поступала в центр космического командования США, оттуда на КП командования США в районе Персидского залива. Hа это уходило около 5 минут, а подлетное время УР "Скад" исчислялось 7-9 минутами. Hаступал самый критический момент перехвата: в действие вводился противоракетный комплекс "Пэтриот".

   18 января 1991 г. ЗРК MIM-104 перехватил первую иракскую ракету, запущенную по городу Дахран, где находился штаб союзного командования.

   Однако, несмотря на мощную рекламу, сделанную "Пэтриотам" в средствах массовой информации, следует признать, что "матч" со "Скадами" они проиграли. Так, за неделю боев из 34 запущенных иракцами ракет 12 достигли цели. Hо стоимость одного "Скада" в несколько раз меньше стоимость ЗУР "Пэтриот". При перехвате же по ней выпускается, как правило, две зенитных ракеты.