-
Re: Учебно-боевая довоенная подготовка советских лётчиков-истребителей
Долгушин: "...кто владеет машиной лучше, кто видит лучше - тот и победитель!
Вот Архипенко пишет тоже, как и Покрышкин, который написал "формулу победы": "высота-скорость-манёвр-стрельба"... Это глупость!... Вернее - нет, это не глупость, но основа основ (не в этом и не только в этом – В.Б.)...
Я с Покрышкиным говорил (об этом – В.Б.), когда мы познакомились близко. Он командиром корпуса ПВО был в Ржеве и как-то ко мне прилетел. Он был член обкома (областного комитета КПСС – В.Б.). Я его встретил, а у меня 4-я комната была отдельная - вот он там и ночевал. А вечером жена накрыла стол. Выпили, разговорились и я говорю: "Чево ты такую ерунду написал?! Основа в бою - это всё, буквально видеть и грамотно принять решение! Вот это - основа боя - любого боя! Это - самое главное"!
Бардов: "И быстрота реакции - быстро принять правильное решение".
Долгушин: "Да - ну это само собой! И голова! Как в футболе говорят - не только ноги нужны, но и голова нужна! :-) Так и у лётчика истребителя: и ноги и руки нужны, но основное - голова. Но голова тоже должна соображать в нужном направлении. И вот осмотретильность"...
Бардов: «То есть глаза+голова+физические способности чтобы при принятии правильного решения (воплотить его в жизнь)»…
Долгушин: «Физические способности и владение СЛ. И даже во время боя – управляешь СЛ – смотреть и всё видеть. Вот даже сильный лётчик с отличной техникой пилотирования в бою – ерунда! Он просто как птенец! Его приходится полётов 8-10 в зависимости от способностей его головы – даже отличному лётчику требуется от 6 до 10 полётов. (Взять) молодёжь или даже «старика» - отличного лётчика – он в первый раз со мной летит в бою.
Драка прошла – прилетаешь и спрашиваешь: «Что ты видел»? Он ни хрена не видит! И начинаешь учить!
Даже вот, когда учились в школе на Каче - когда самостоятельно начали летать, инструктора приучали нас видеть всё, чтобы научить нас смотреть за хвостом: смотрят – какой-то инструктор свободный на И-16 и его посылают: «А нука пристройся к нему»!
И вот, подчас, летишь по кругу и смотришь – инструктор на И-16 какой-то снизу к хвосту (к тебе) подходит, подбирается - в хвост начинает пристраиваться:
– ему (крыльями – В.Б.) покачаешь: «Вижу - я тебя заметил, отходи» и он отходит - это приучали нас смотреть за хвостом,
– если ты не заметил, не предпринял маневра и сел – значит ты не видел этого СЛ – нагоняй от инструктора получишь. Тебе так дадут! Ну не «по шапке», но так отругают – что ты такой, ты сякой, салага, слепарь и всё!
Вот так приучали смотреть. Поэтому крутишь (головой – В.Б.) вот так (показывает)»… Если ты лётчик-истребитель – научись, как мы говорили «крутить на 360 головой»!
Бардов: «Ктото из лётчиков-истребителей, кажется воевавших в Испании, как то сказал, что прихоодилось в бою так крутить головой, что удивлялись как только головы у нас не отваливались»!
Долгушин: “Буквально”!
Бардов: “Так что это была не шутка”?!
Долгушин: “Это не шутка! Вот это – умение головой вертеть, но не без толку а всё замечать! И замечать даже с огромной перегрузкой: жёлтые круги у разных лётчиков по разному. У меня, например, они появлялись, когда перегрузка за 6,5 (Ж) заходит. До шести я держал свободно. А у некоторых – на 4,5-5 G перегрузки жёлтые круги” (шли).
Бардов: «А перегрузки были при пикировании и при резких»?…
Долгушин: «Нет:
– при резких разворотах
– и по вертикали когда машину «рвёшь»…
Причём «рвать» то машину нужно с умом:
- если её рвёшь вот так вот (показывает) – она вот так вот идёт, потому что поступательная скорость ещё не погашена…
Поэтому её если поставишь вот так – она пузом пройдёт и скорость потеряет. И всё!
- мало дёрнул её (взял на себя) – вот тут скорость потеряешь! Поэтому»…
Бардов: «Творческий подход - главное был»?
Долгушин: «Да. Вся техника (пилотирования в процессе, когда "рвёшь" самолёт, т.е. резко нос задираешь - В.Б.) заключалась в том, чтобы выбрать такой момент, оптимальный, что берёшь и используешь планер – скорость используешь и не теряешь ни при малой скорости ни при большой перегрузке – не теряешь скорости – как на планере пилотировать – самое главное! Но и использовать тягу двигателя – это самое было лучшее!
Другое дело, когда (самолёт противника - В.Б.) уже на хвосте у тебя… Тогда уже рви как хочешь»!
В качестве наглядного примера, хочу привести несколько цитат из двух интервью с лётчиками пилотировавшими И-16.
Я заметил, что многие "горе-авиазнатоки" обсуждая И-16 ссылаются на интервью А.Драбкина с лётчиком Архипенко,
http://www.iremember.ru/pilots/arkhi...khipenko_r.htm
где тот сказал ему следующее:
Драбкин: «Какой самолет наиболее трудно сбить»?
Архипенко: «ФВ-189 - это был потрясающий самолет. Сбить его было очень сложно. Подходишь, вот он уже в прицеле, а он раз и под тебя. Очень маневренный. Я несколько раз пытался…
Вообще, самый сложный самолет - бомбардировщик, поскольку стрелки по тебе ведут огонь:
- Хенкель и Ю-88 - посложнее,
- Ю-87 - проще.
В схватке с Ме-109 тут кто кого, кто хитрее и умнее и на равных. Ведь в 43 году наши самолеты не уступали немецким. А вот в начале И-16 и И-153 не могли догнать бомбардировщик по прямой».
Только вот эти "горе-знатоки" не учитывают, что "Ишак" "Итаку" то рознь - аж 29 модификаций И-16 к началу войны как никак успели разработать и внедрить в производство!
А вот другое интервью - А.Сухорукова с Н.Г.Голодником на ту же тему:
http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm
Голодников-Сухорукову:
"И-16, в принципе, легко и быстро делал до 500 км/час.
Ме-109 «Е» летал быстрее, но не намного.
В бою разницы в их скорости практически не ощущалось.
Динамика разгона у И-16 была потрясающей, особенно с М-63. Это его второе уникальное качество, после горизонтальной маневренности. По динамике он превосходил все тогдашние отечественные истребители, даже новых типов. Тогда, ближе всех к нему по динамике разгона Як-1 был, но и он уступал.
«Мессер» пикировал хорошо, уходил.
И-16 тут был хуже - «лоб» большой, на пикировании больше 530 км/час развить не давал.
Но, надо сказать, в бою, если надо было оторваться, что они от нас, что мы от них, всегда отрывались.
Сухоруков: «Как отрывались, пикированием или на вертикаль»?
Голодников: «Да как обстановка позволяла. И так, и так».
Сухоруков: «То есть, когда ГСС В.Ф. Голубев и ГСС А.Л.Иванов в своих мемуарах писали, что И-16, как истребитель, их устраивал, чуть ли не до конца 1942 года, то они не врали? Это не пропаганда»?
Голодников: «Не врали».
Бардов-Долгушину: «Я когда:
- читал книгу о Хартмане – он говорил её авторам что в таких случаях использовал чтото вроде нисходящей бочки со снижением в сторону,
- а Попков Виталий Иванович мне сказал, что его научили в таких случаях кидать машину в беспорядочное падение – чуть ли не в штопор. А как делали Вы в таких случаях»?
Долгушин: «Но чтобы в штопор беспорядочно – тоже самое – высота же нужна»!
Бардов: «При наличии высоты – разумеется»!
Долгушин: «При высоте. А иногда приходилось драться и на 200 м и на 100 м»!
Бардов: «А что Вам ответил Покрышкин, когда Вы ему сказали – чтож ты ерунду говоришь»?
Долгушин: «Он говорит: «Ты прав Сергей! Я просто как то упустил это дело»!
Бардов: «Т.е. несмотря на то что говорят, что у него был тяжёлый характер, признавать свои ошибки он всётаки умел»?
Долгушин: «А чево ему передо мной (выпендриваться – В.Б.)? Как лётчик он больше меня сбил, трижды Герой! Но он же понимал, что я умею летать, причём дивизией командую, бомбардировочной! Ну как он со мной не согласиться?!
А потом он иногда прилетит – прямо на пстребителе своём Миг-15: «Сергей, помоги – мне надо проверить такую то дивизию – пошли самолёта 3 вот так и так».
А мне отказать ему… Ну другому – я вон командующему Савицкому иногда скажу: «У меня нет, некогда» и откажу ему.
Ну а Покрышкину»… (никогда не отказывал – В.Б.).
Бардов: “Что интересно, когда все начали повторять вслед за Покрышкиным: главное - скорость, главное – скорость!…
Лётчик-истребитель, пилот И-16 Голодников сказал Андрею Сухорукову, что в воздушном бою (особенно если рассматривать бои первых дней войны – в июне 1941 г.) на максимальной скорости не каждый то и сможет воздушный бой провести”:
http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm
Сухоруков-Голодникову: «...Странно:
- в любом справочнике сказано, что скорость И-16 28-29 типов на 3000 м в среднем 440-460 км/час, у Bf-109E – 570 км/час, а вы говорите одинаковая,
- а уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое»!
Голодников: "На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает, точнее редко у кого получается".
Долгушин: “Да”.
Бардов: “Так что здесь главное в воздушном бою не скорость, а именно то о чём Вы и говорите, т.е.:
- острый глаз,
- реакция и быстрота принятия правильных решений,
- хорошая физическая форма и подготовка пилота”.
Долгушин: “И всё! Вот высота, когда её есть запас – тогда ты можешь воспользоваться ей, скорость разогнать, которая для маневра нужна и для вертикального – особенно! Высота – нужна!
А так – главное:
- зрение – видеть всё
- и владеть машиной!
А основа – это всё видеть! Тогда, если голова нормальная – примешь нормальное решение и построишь бой так как надо! Ну и дальше – как техника пилотирования”.
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 28.10.2006 в 16:56.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума