-
Re: Учебно-боевая довоенная подготовка советских лётчиков-истребителей
Бардов-Долгушину: «А (как и) когда вас на испытания моторов отправили»?
Долгушин: «На И-153 и на некторых машинах у нас (на И-16 новых моделей – В.Б.) были моторы М-62. Они лучше были (чем М-63 – В.Б.).
А с мотором М-63 начались (проблемы – В.Б.): там же коренной подшипник и на нём 7 цилиндров. И все 7 шатунов на нём. И вот этот центральный подшипник победитом или чем там… Ну, обыкновенно тем чем паяют, подшипники заделаны, а в авиации другой какой-то (матириал – В.Б.). Ну на 25-х моторах это работало, а эти – более мощные моторы стали. И вот получилось, что посадка этих вкладышей – втулок в подшипниках не выдерживала, проворачивалась и закрывала маслянные отверстия. Масло поднималось в картер … Когда заволакивало – прекращалось снабжение маслом подшипника. И масло в цилиндры не попадало. Поэтому:
- цилиндр заклинивало,
- шатуны рвались,
- цилиндры раскалывались… пожар!
И вот это заметили, а когда мы перелетели в г. Лида из Бобруйска и нам летом (по моему в июле 1940 г.) даже запретили на них летать и дали нам маленькие одноместные монопланы УТ-1 – 6 м всего размах (крыльев – В.Б.). Где они их достали? Наверно из ОСАВИАХИМов пригнали нам. Машина была сложная… Она даже не сложная, но вёрткая. Их дали сначала в качестве СЛ связи командирам бомбардировочных бригад (как потом ПО-2, или у немцев Физлер «Шторх»и – В.Б.). И вот он летает этот бедный командир бригады на ТБ-3… Ну и вытянет эту маленькую машину (УТ-1 – В.Б.) метров на 6, а она – раз, «свернётся» и в землю! J И вот когда разобрались (со всем этим – наверно отдали их в ОСАВИАХИМ – В.Б.). (УТ-1 – В.Б.) простенький, но сложный в технике пилотирования – надо уметь пилотировать! (Поэтому – В.Б.) на них разрешалось летать только лётчикам летающим на истребителях с хорошей техникой пилотирования. Мы на них летали и днём и ночью».
Бардов: «А по сравнению с И-16 – на чём было проще»?
Долгушин: «Да примерно одинаково. Я когда на (УТ-1 – В.Б.) первый раз летел – подумал: «А если я пересяду влево - немножко подвинусь на край – накренится она или нет»?! Ну честное слово - я так и сделал и попробывал! Я пересел – немножко сдвинулся. Но я то сижу на парашюте, а парашют то на сидении, в «чашке». А потом сам усмехнулся: смотрю – конечно СЛ не накренился. Ручка то у меня стоИт нормально. Вот на них летал.
(Для решения проблемы возникшей с новыми моторами – В.Б.) нужно было много лётчиков-испытателей и чтобы их не задействовать, решили осенью 1940 г. поручить это лётному полку.
И вот в конце августа 1940 г. из нас отобрали и сформировали 10 человек – конечно тех, кто получше пилотировали – самых лучших. Все ребята не женатые - холостяки. С нами были командир и комиссар эскадрильи. Они не летали».
Бардов: «А комиссар вдохновлял и выпускал»?
(аудиокассета «GEMA», сторона “В”, 110 по счётчику, 25.09.2006 г.):
«А кто у вас был тогда командиром эскадрильи - не Емельяненко»?
Долгушин: «Нет – Мальцев – прекрасный мужик (пережил войну – В.Б.)! Но не знаю сейчас – жив он или нет».
Бардов: «Жив был ещё не так давно»?
Долгушин: «Жил…приезжал сюда. Генерал Мальцев»...
Бардов: «А Вы тогда ещё были не в пушечной, а в ПМ-ной эскадрильи»?
Долгушин: «Нет – это наша эскадрилья пушечная, а они -... вооружения не касалось».
Бардов: «Ясно – чисто моторы.А (Ваш будущий ведомый) Николай (Боровой в эту десятку) тоже попал»?
Долгушин: «В эту десятку попали мы с Макаровым, а остальные – все качинцы – вся молодёжь. Но кто женился – их не брали. А почему? Потому что это опасная была работа. Мотор в любой момент может (выйти из строя и – В.Б.) машина может взорваться! Зачем женатиков (брать – В.Б.) – потом и дети останутся (сиротами – В.Б.). Ну, родители то есть у всех, но одно дело родители, а тут ещё и семья у женатиков! Но женилось у нас только 2 человека:
- Тупикин (но он уже был командиром звена в Балашовском аэроклубе)
- и Коля Алхимов».
Бардов: «Это тот, у которого жена такая «ядрёная» девка «спортсменка» была»?
Долгушин: «Да-да-да. Алхимова туда не взяли. Поручить это лётчикам испытателям:
- это сколько же нужно лётчиков-испытателей?!
- нужно чтобы институт бросил всю работу и всех ребят посадил на эти машины»!
Почему выбрали знаменитый г. Саки? Потому что:
- там всегда хорошая погода,
- северный Крым – это сплошной аэродром».
Бардов (аудиокассета «GEMA», сторона “В”, 010 по счётчику, 25.09.2006 г.):
«А вы полетели на своих машинах или»?…
Долгушин: «Нет – нам прислали новые машины, в ящиках. Мы приехали со своим… (техническим – В.Б.) составом. Вот мы сами:
- ящики разбирали,
- самолёты доставали из ящиков,
- собирали,
- облётывали
- и гробили…
К нам приехал комбриг Туржанский – это знаменитый лётчик… Он инструктировал нас…
Вобщем, нужно было гонять моторы - или они разрушатся… 170 испытаний… до полной скорости…
Был поставлен вопрос: или загробить машины если они не выдержат, или»…
Бардов: «И отрабатывали при пикировании под углом чуть ли не 90 градусов»?
Долгушин: «Под 90. Гоняли машины – «или-или»».
Бардов: «И до какой скорости вы разгоняли»?
Долгушин: «540 км/ч по приборам, а истинная – это уже за 600 км/ч».
Бардов: «А выходили из пикирования начиная с какой высоты»?
Долгушин: «Ну с 1000 м начинали тянуть, потому что машина просаживается и пока ты её вытянешь! А вытягивали метров на 200 а иногда и ниже вытягивали – кто как тянет».
Бардов: «Вобщем «цирк» как говорится был «ещё тот»?
Долгушин: «Тот ещё»!
Бардов: «И много машин наломали»?
Долгушин: «Ни одной. Причём там 2 посадки были:
- 5 машин были с одной посадкой - один материал,
- 5 машин с другой (у других СЛ, вторая посадка – В.Б.) - на серебре посажена. И вот сравнивали – какой материал (лучше – В.Б.).
И вот:
- отработали хорошо с серебрянной посадкой - все машины выдержали,
- а на той (другой посадке – В.Б.) - 3 машины (вышли из строя – В.Б.)…
У меня была другая - тоже новая, но не серебрянная посадка. И оказалось что серебрянная посадка лучше – они работали хорошо».
Бардов: «Просто когда моторы выходили из строя вы планировали и садились на брюхо или на колёса»?
Долгушин: «Да – моторы выходили из строя и садились на брюхо. А никто и не собирался сажать на колёса, хотя там везде можно сесть на колёсах – это же северный Крым - везде… Но на кой чёрт нам нужно канавы («считать» – В.Б.)… а вдруг ямы! Зачем капотировать?! На кой чёрт?! Раз мотора нет… А на живот я посажу и всё. Тем более - в района аэродрома. Тут видят, что я сажусь - быстро подъедут. А уж при посадке на «живот» я не разобьюсь.
Кстати – вон у меня один раз (мотор – В.Б.) разорвался и я сел на колёса. Я не тормозил – думаю: проволоку снимут и провезут на аэродром. Или вернее – я запущу и обрулю. Но мотор то отказал – куда ж мне дется?! Ну я смторю: вон аэродром в Саках. Думал допланирую. А потом вижу… и сел… 10 м я не докатился до проволоки которой (был огорожен аэродром – В.Б.) и перед проволокой остановился…
Вобщем гоняли так: или СЛ разрушится»…
Бардов: «А сколько раз у Вас мотор разрывало»?
Долгушин: «Один раз. Ну на МиГ-3 было».
Бардов: «А сколько вообще разорвало моторов на испытаниях в Саках»?
Долгушин: «По моему 2 или 3 машины».
Бардов: «Вобщем у вас там был «клуб самоубийц»?!
Долгушин: «Да – почти што. Ну, весёлое время было.
Но в Крыму мы полностью не закончили. Там оставалось по 3-4 не сложных полёта на машину. Мы машини передали… На Каче был 46-й полк истребителей на И-16 морской авиации. Они прилетели в Саки и мы передали машины этому полку, уехали и вернулись в г. Лида. Они брали их, а что они с ними делали – нас это дело не касалось».
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума