Re: Обсуждение инт.А.Сухорукова с Н.Г.Голодниковым
Сухоруков-Голодникову: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно».
ДОЛГУШИН: «Какие самолёты были у нас - тут вот («Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова») пишут:
«Подвесные баки и ракетное вооружение («PC») могло устанавливаться в зависимости от заказа на типах 18, 24, 27, 28».
А у нас были и ракетные машины. Но мы их ни разу не испытывали. Они у нас стояли на аэродроме, были в Новом Дворе, но в нашей эскадрилье их небыло».
Бардов: «Т.е. они стояли вроде как в резерве»?
ДОЛГУШИН: «Нет – кто-то же на них прилетел.
(Dsci0028.wav, 00:00, http://slil.ru/23373978 ): По моему они с РС-ми были:
- в управлении полка - у командира полка и заместителя
- или у кого нибудь из командиров соседних эскадрилей.
А вот БСов своих мы тогда ещё не знали».
Бардов: «Т.е. у них под крыльями были заводские крепления под направляющие для РС-ов»?
Долгушин: «Бомбодержатели и 4 штуки направляющих для РС-ов (то же, что потом и на МИГ-3 было, только на МИГ-3 их было не 4, а 6: 6 бомбодержателей и 6 направляющих для РС-ов – они же почти одинаковые).
Бардов: «Т.е. получается, что видимо они были у командира полка Николаева и его заместителя Уханёва, которому подбили мотор?
Так получается, что:
- на этом пулемётном И-16 с РС-ми ему мотор и подбили, он посадил её и она так и осталась на аэродроме «Новы Двур»,
- а Николаев на своём пулемётном И-16 с РС-ми улетел на аэродром 127-го ИАПа?!
Долгушин: «Да».
Голодниов (Dsci0031.wav, 00:00, http://slil.ru/23383472 ): "И-16 был очень манёвренный и выполнял любой пилотаж".
Бардов-Долгушину: "Так"?
Долгушин: "Так".
Сухоруков: «Николай Герасимович, это правда, что на И-16 можно было «сделать вираж вокруг телеграфного столба»?
Голодников: «Правда, по горизонтальной маневренности это был уникальный самолет».
Бардов: «Т.е. это в переносном смысле подразумевалось»?
Долгушин: «Ну конечно! Это только» (в переносном смысле – В.Б.)!
Бардов: «Т.е. подразумевалось, что в руках хорошего пилота на И-16 вираж получался с очень небольшим радиусом разворота»?
Долгушин: «Когда ты всё (интервью с Голодниковым – В.Б.) прочитаешь – если в нём не будет одного определения – я добавлю».
Бардов: "Понял. Идём дальше":
Сухоруков: «А по вертикальной (манёвренности каков был И-16 – В.Б.)?
Голодников: «От типа все зависело, от двигателя. У большинства, с М-25 - средне».
Сухоруков: «Говорят, на И-16 была на редкость неудобная кабина?
Голодников: «Как вам сказать, она была маленькая, но это потому, что И-16 был сам по себе маленьким самолетом, ее и расширить было нельзя.
Сухоруков: «Обзор был плохой?
Голодников: «Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили, «змейка», крены вправо-влево, это постоянно».
Долгушин: "Так".Голодников: «Когда приноровишься, то обзор нормальный. На наших самолетах в полку были сдвижные фонари, но перед боем мы их постоянно открывали. Во-первых – на фонаре имелось большое количество перемычек и целлулоид фонарей был «темный», видно через него было плохо, во вторых боялись, что фонарь заест. Если подобьют и выпрыгивать надо, то не сбросишь».
Сухоруков: «Так, что фонарь целлулоидный был? Это, что какой-то «самопал»? И, что фонарь был без аварийного сброса»?
Голодников: «Нет, фонарь был заводской. Целлулоидный, не плексигласовый. Двигался на салазках «взад-вперед». На некоторых самолетах аварийный сброс фонаря был, на некоторых - не было».
Долгушин (Dsci0031.wav, 02:15, http://slil.ru/23383472 ): "Я, например – не видел, чтобы был аварийный сброс фонаря. Небыло этого: и на И-16 и на Яках и на МиГах и на ЛаГГах небыло! И ввели только в 1944-м году»!
Сухоруков: «Что еще можете сказать о кабине»?
Голодников: «Ручка управления была нормальная, истребительная, т.е. ходила и «вперед-назад» и «вправо-влево» у самого основания. На ней гашетки управления огнем, удобные, можно было управлять одной рукой. Кроме гашеток на ручке ничего не было. «Чистая» ручка».
Голодников: «Специального отопления не было. От двигателя много тепла шло. Не мерзли, а вот лицо морозили. Для предотвращения обморожения лица были специальные маски из меха крота, но ими почти никогда не пользовались, они в бою мешали».
Долгушин (Dsci0032.wav, 00:20, http://slil.ru/23383472 ): "Некоторые ими пользовались. (Дело в том, что – В.Б.) не у всех одинаковое лицо:
- вот у меня (лицо) трудно обморозить,
- а у некоторых лицо более жирное и вот они лицо и морозили.
Поэтому некоторые ими (масками из меха крота – В.Б.) пользовались и только:
- когда «на потолок ходили – на высоту за 9000 м – там же –56,
- или в сильные морозы».
Вот я – никогда не ползовался».
Бардов: «Но в морозы то Вы летали! И прямо с голым лицом?! Там же скорость какая»!
Долгушин: «Да. Да нормально – выглядывать то за борт редко приходилось и только во время войны. А до войны – редко, когда».
Бардов: «Так вы прятались за козырьком – он спасал и его хватало чтобы лицо не морозить»?
Долгушин: «Да – за козырьком. Тепло шло от двигателя – там же небыло гермоизотяции между двигателем и кабиной! Поэтому горячий воздух идёт, попадает в кабину и поэтому тепло. Но лицо обдувает. Тут очки (показывает), а тут – надо было… Некоторые загораживались. Особенно, когда на посадку идёшь – надо высовываться. Потому что если так сидеть – из-за большого двигателя ни хрена не видно»!
Сухоруков: «Радиостанции на И-16 были»?
Голодников: «Радиостанция на И-16 были где-то начиная с 17-го типа. Отвратительные радиостанции! Дрянь! В них контуры были на такой основе, что-то вроде картона. Как только этот «картон» хоть чуть отсыревает, емкость контура изменяется и вся настройка «летит», ничего не слышно, треск один».
Долгушин (Dsci0032.wav, 02:22, http://slil.ru/23383472 ): "Это так и было всё время до 1944-го года».
Голодников: «Ларингофоны были такие большие, неудобные коробки, шею натирали.
Долгушин: (Dsci0032.wav, 02:33, http://slil.ru/23383472 ): "Вот такие вот (показывает и смеётся) ну, буквально вот такова вот размера!
Он вот такой вот - элипсовидный и толщиной примерно 2 см»!
Бардов: «А что Вы говорили на шею подкладывали под ларингофоны»?
Долгушин: «Ремни, которые держали (ларингофоны – В.Б.) и в которые провода вставлены крепились же к приёмнику и передатчику – ремень этот»…
Бардов: «Как удавка был, чтоли»?
Долгушин: «Удавка, самая настоящая! Ремень этот был сделан из замши, да ещё и грубой! И вот, когда крутишь (шеей – В.Б.) в бою и прилетаешь – то шея красная – прямо ремень!
Так мы:
- доставали материал такой – атлас,
- делали из него что-то вроде подворотничка
- и подкладывали и ларинги одевали на них.
Это было: и на И-16 первых, и на МиГ-3».
Бардов: «А радиостанций в «Лиде» и «Новом Дворе» ещё небыло»?
Долгушин: «Нет, небыло».
Бардов: «Ага – значит они позже появились? А когда они у вас появились, но толку с них небыло никакого, потому что треск сплошной шёл? Вы их использовали или просто выкидывали»?
Долгушин: «На МиГ-3, когда мы их получали в июне. Там было так: каждый самолёт имел приёмник, а самолёт командира ещё и передатчик. Поэтому командир звена мог связываться в двухстороннем порядке. Только:
- он может своим команду передать, а они – выполняют,
- а с землёй у него – двухсторонняя связь.
Но:
- эти ларинги шею стирали, аж до крови
- металлизации небыло и такой грохот в ушах, что вообще невозможно – голова «раскалывалась»!
Бардов: «И сколько вы мучались с ними, или»?…
Долгушин: «Так мы не мучались – просто к чёртовой матери выбрасывали всё из кабины, потому что невозможно было (это использовать – В.Б.):
- фонари снимали и оставляли в каптёрках
- и радиостанции».
Бардов: «И ещё и облегчали самолёт таким образом?! Ведь лётчики говорят что в самолёте каждая лишняя гайка»…
Долгушин: «Ну в какой-то мере – да. Но в принципе – лишние 30-50 кг – это не важно.
Сами приёмники на самолётах были хорошие. Вот например, я своих техников попросил – специалистов и они мне переоборудовали и сделали уформер – от уформера приёмник и передатчик крутились – работали. Уформер трещал, орал, жужжал и они всё это на улицу устанавливали и проводку делали в дом и приёмник прекрасно работал, снятый с нашего же самолёта.
А фонари сбрасываться начали только в 1943-м году! Хотя в 1942-м году можно было взять… Ведь от американцев (и англичан – В.Б.) машины когда пришли – у них же прекрасный сброс фонаря был – ручку потяни и всё – сбрасывется - на Харикейне, например»!
Бардов: «А у немцев, на Мессерах например»?
Долгушин: «Я не помню уже, хотя, летал я на Мессере. По моему был. Открывалась кабина у него (на бок – В.Б.) – это я помню, потому, что сам её:
- закрывал (тут тебе хоть техник помогает закрывать, причём техник с немцем помогали)
- и открывал уже сам.
Это я помню. А сбрасывался фонарь или нет – по моему сбрасывался».
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 10.11.2006 в 20:40.