-
Про механику крыла, вооружение И-16 и мат как средство дост.цели
Сухоруков: «Про «механику» крыла, что нибудь можете сказать?Голодников: «С 17-го типа на И-16 стояли щитки-закрылки, вручную выпускались. Но, в училище курсанты ими не пользовались, их жестко закрепляли. На фронте, на 28 и 29 типах, в этих щитках мы тоже особой надобности не испытывали. Тоже жестко закрепляли».
Бардов-Долгушину: «А эти щитки эти для увеличения площади крыла предназначены были? Это их закрылками называют»?
Долгушин: «(Dsci0032.wav, 12:27, http://slil.ru/23383472 ): «Да - для уменьшения посадочной скорости. Это не закрылки, а «посадочные щитки» их называют. Они у нас (жёстко – В.Б.) не закреплялись, но пользоваться ими (нужно – В.Б.) было очень осторожно. Когда садишься (на аэродром – В.Б.) и их выпустишь, (особенно полностью – на 55 градусов, а они достаточно здоровые – под фюзеляжем и под плоскостью) – хвост становился лёгким и сцепления костыля с грунтом почти небыло – поднимался хвост этими щитками! Потому на посадке было очень трудно справиться. (Поэтому – В.Б.) ими не пользовались практически, но я как командир звена, решил, что мне можно и (в результате сам – В.Б.) один разворот имел (при посадке – В.Б.) с этими щитками - не учёл немножко». 
Бардов: «А при взлёте ими вообще не пользовались? Потому и называли «посадочные щитки»?
Долгушин: «Посадочные щитки – они и щас так называются. При взлёте ими совсем не пользовались – только на посадке. Только щас на самолётах их выпускают на какой-то угол, для того, чтобы увеличить подъёмную силу плоскости и уменьшить скорость отрыва».
Бардов: «А для чего тогда закрылки служат, что это такое и чем они отличаются от этих посадочных щитков»?
Долгушин: «Ну, это фактически одно и тоже. Предкрылки – это дело другое – они для того, чтобы на больших углах атаки сбивать с плоскости уплотнение (воздуха – В.Б.). При определённых больших углах атаки и перегрузке (предкрылки – В.Б.) они выскакивают на передней кромки плоскости и между ними и передней кромкой плоскости создавалось отверстие – щель 3-4 см».
Бардов: «Т.е. получалась как бы рамка такая»?
Долгушин: «Да-да. А воздух то не разъединяется! Сверху меньше скорость, а тут (показывает) – большая! И:
- через это отверстие – эту щель, воздух врывался,
- это уплотнение – «пограничный слой» (воздуха – В.Б.) сдувало,
- угол атаки увеличивался.
Без щитков плоскость бы «свернулась» - самолёт бы «свернулся», а (а когда предкрылки выскакивали – В.Б.) - плоскость работала нормально – (предкрылки – В.Б.) позволяли держаться – (предкрылки обеспечивали – В.Б.) устойчивость плоскости на больших углах атаки.
Но их только Лавочкин первый ввёл, а больше не у каво их небыло. А у немцев (на сколько я помню, но может я и ошибаюсь) помоему они были. На Ме-109G-2 по моему они были – я помню, что на пилотаже они у меня выскакивали».
Бардов: «А они автоматически сами выскакивали»?
Долгушин: «Они на больших углах атаки сами выскакивали вперёд впереди плоскости – чтобы увеличить угол атаки плоскости».
Голодников: «Шасси было механического выпуска, тросовое управление, вручную, лебедкой, без гидравлики. 43 оборота ручкой. Иногда, в спешке, особенно когда горючего мало, «не в ту сторону» закрутишь - тросы путаются. Поэтому каждый из нас в кабине плоскогубцы имел. Тросы перекусишь, колеса сами выпадают, потом «левая бочка, правая бочка», раз-другой крутанешь, шасси становятся на замки и нормально садишься».
Бардов-Долгушину (Dsci0032.wav, 17:49, , http://slil.ru/23383472 ): "Так"?
Долгушин: "Так".
Голодников: «Тормоза управлялись ногами, специальными педальками, нормальные тормоза».
Долгушин: "Да".
Сухоруков: «Кислородным оборудованием на И-16 вы пользовались»?
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:02, http://slil.ru/23385266 ): «Пользовались».
Голодников: «Пользовались. Как выше 5000 м так по инструкции полагалось пользоваться кислородной маской. Оборудование было надежное. Подавался чистый кислород. Объем подачи можно регулировать вентилем, чувствуешь задыхаешься – прибавляешь. Была кислородная маска, потом сделали такой загубник, зубами зажимался. Хотя по сравнению с общим количеством вылетов, выше 5000 летали нечасто».
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:28, http://slil.ru/23385266 ): «Да».
Сухоруков: «Какой был прицел»?
Голодников: «Прицелов было два. Первый - такой длинный, оптический, не помню как назывался. Труба проходила сквозь козырек, а в ней перекрестье».
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:38, http://slil.ru/23385266 ): «Оптический прицел - «ОП-1».
Голодников: «На трубе был установлен второй, небольшой коллиматорный прицел».
Сухоруков: «Прицелы нормальную точность обеспечивали»?
Голодников: «У нас в полку огонь открывали с метров 50-70-ти, заклепки видно, там с любым прицелом не промахнешься. С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Долгушин (Dsci0034.wav, 00:38, http://slil.ru/23385266 ): «Ну, это он «соврал»
- с 50-70 метров заклёпки не увидишь – только с 15-20 метров! Вот это я точно знаю»!
Голодников: «С 200 м мы никогда не стреляли - далеко».
Бардов-Долгушину: (Dsci0034.wav, 01:20, http://slil.ru/23385266 ): «А у вас интересно, как было»?
Долгушин (Dsci0034.wav, 01:23, http://slil.ru/23385266 ): «То же самое, но с 50 метров старались не стрелять – (старались стрелять – В.Б.) метров с 25, потому што не все умеют стрелять с прицелом. А с 25 метров – нос самолёта просто направь и всё – попадёшь! Правда и тебе будет – достанется. Но для этого (чтобы не досталось – В.Б.) есть способов много, чтобы (предотвратить – В.Б.) это дело (например – В.Б.):
- дёрнуть машину в сторону,
- моментально остановить,
- ударить
- и опять убрать машину (из сектора обстрела стрелков задней полусферы самолётов противника – В.Б.), чтобы (противник – В.Б.) не успел передвинуть свои (пулемёты контролирующие занднюю полусферу – В.Б.).
Например у немцев пулемёты на Хейнкелях-111 и на Юнкерсах передвигались быстро - (со скоростью – В.Б.) 16 градусов в секунду. Так вот, что нужно было:
- заходишь справа – бить по правому борту. Они всё направят на тебя – вся девятка,
- а ты как рванёшь, перескакиваешь влево и бьёшь! А они все свои пулемёты не успевают на тебя перевести – я быстрей! И всё»!
Бардов: «Кстати сейчас появились компьютерные программы-авиатренажёры - авиасимуляторы, доступные простым смертным, на которых Ваш метод (то, о чём Вы сейчас рассказали) сможет на себе попробывать любой пацан (но есть ньюанс – противник в этом случае будет компьютер и у него скорость реакции будет мгновенная)».
Сухоруков: «РСы на И-16 были»?
Голодников: «Были. 57 и 82 мм. 57 мм - основные. Устанавливались по два на плоскость. Не очень точные, особенно 57 мм. Но по групповым целям работали хорошо. Если залпом по группе «бомберов» пустить, группа строй теряла, в разные стороны разлетались. Страшно.
Сухоруков: «Взрыватели дистанционные устанавливали?
Голодников: «В основном, да».
Долгушин (Dsci0039.wav, 00:00): «(Голодников – В.Б.) сказал, что маленькие ракетки» (57-мм были – В.Б.).
Бардов: «А Вы говорите, что 57-мм-вые РС-ы Вы не видели»?!
Долгушин (Dsci0039.wav: 00:02, 06:56): «Не видел, а с 82-мм-выми я:
- видел как подвешивали их
- и даже летал с ними на И-16 в 1941-м году – командир полка как-то разрешил мне на своей машине слетать с ними, но я их не пускал,
- пускать - здесь (под Москвой – В.Б.) в 1941-м году научился на МиГ-3 и стрелял ими и 82-х и 130-мм-выми. А чево там пускать их, понимаешь – так же как из пулемёта и из пушки бить, так и их пускать»!
Бардов: «Это когда Вы рассказывали как с Макаровым и тем Ил-2, что сел на ваш аэродром в Клину столовую с личным составом немцев развалили»?
Долгушин (Dsci0039.wav: 07:15, 06:56): «Да-да – в Клину: ударили по столовой 130-мм-выми РС-ми (они по взрывной силе как 250-кг-мовые авиабомбы) и развалили. А били в упор, метров с 20»!
Бардов: «С 20-ти»?!
Долгушин (07:39): «Ну, конечно – в упор! Только нажал кнопку – видишь, что сошли уже – всё»!
Бардов: «Так вы так может даже и взрывную волну их ударную почувствовали»?
Долгушин: «Вообщето – почувствовали! А ведь часто чувствовали! Приходилось и через огонь проскакивать! Осколков только боялись. Особенно через огонь приходилось проскакивать когда били по автоцистерне с бензином: по ней ударишь - она взрывается – представляешь, какой столб?! А я иду на 15 метров! Ну проскочешь (этот столб огня – В.Б.) и всё. Били подчас метров с десяти, метров с семи – в упор! А что сделаешь?! Тут боишься – ведь (реактивный – В.Б.) снаряд свой! Жалко, если он не попадёт»!
Бардов: «И РС-ов то не так то и много было»!
Долгушин: «Не так то и много, но нам хватало. И поэтому били в упор: вот метров с 150-200 бьёшь, а ведь сам смотришь в прицел, а тут:
- нужно смотреть ещё и за высотою
- и в прицел нужно смотреть, понимаете ли!
Это опасное было дело! И конечно – когда метрах на 3-5-ти выводишь – куда деваться?! Тут не развернёшься, не успеешь ничево! Взорвалась цистерна с бензином – через пламя (летишь – В.Б.)! Особенно когда от Высоковска до Волоколамска вся дорога была забита машинами! А что мы делали на МиГах
(когда наш командир был капитан Семёнов, но я как правило водил. Вот в книге «На взлёте» Семёнов написал, что Бедрин вёл. Не Бедрин – я вёл. Бедрин – это комиссар мой был. Я вёл.
Я (Семёнову – В.Б.) потом сказал:
- Зачем же ты написал так, понимаешь ли?!
- Ну, ладно, Сергей! Я тебе вон что написал!
Ну, посмеялись мы (и на том и закончили с этим вопросом и в книге всё так и осталось – В.Б.):
- в темноте взлетали,
- утром рано приходим к этой колонне,
- били сначала «голову» колонны – стопорили – затор делали,
- а потом «ходили» и выбивали главным образом цистерны с бензином. Как только заметим – огонь, не огонь, а всё равно били".
Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 14.11.2006 в 00:12.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума