???
Математика на уровне МГУ

Страница 2 из 4 ПерваяПервая 1234 КрайняяКрайняя
Показано с 26 по 50 из 100

Тема: Вопросы к ветерану авиатехнику

  1. #26
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Продолжаю вопросы коллеги Сердюкова из Харькова (кстати ты бы встретился бы с ним чтоли - парень он не только грамотный как авиаинженер но и вообще отличный парень во всех отношениях - ну в смысле мы оченд тепло и плодотворно и уже довольно давно с ним общаемся по переписке).

    А. Сердюков – лётчикам и техникам И-16 и И-153:
    «Как строилась подготовка молодых летчиков после прибытия из училища в часть (довоенная):
    - Насколько часто они летали?
    - Каие задания отрабатывали?
    - Как было с отработкой высшего пилотажа?
    Был ли у них в части перерыв в полетах на новых И-16 (с двигателями М-63 и М-62) в августе-ноябре 1940?
    Если был - то как его заполняли:
    - теоретической подготовкой?
    - полетами на Ишачках с М-25?
    - чем то еще?
    Как часто случались аварии и катастрофы на И-16?
    Может помнит причины?
    Может помнит, что говорили техники - жаловались ли они на качество движков?
    Как проводили пристрелку вооружения? Особенно интересно - крыльевые пулеметы и пушки. Пытались ли свести попадания "в одну точку" (понятно, что точка была с n-ным радиусом) или делали так, чтобы попадания от всех стволов лежали примерно на одной горизонтальной линии. Или на И-16 проблемами "сведения трасс" вообще не занимались?
    Какой была мишень при пристрелке - интересны ее форма и размеры.
    Не довелось ли ему пользоваться прицелом типа "Альдис", если ДА - то какие впечатления.
    По пилотированию и эксплуатации:
    - Были ли ограничения по эксплуатационной мощности на движок М-63? Как производили заход на посадку (как выдерживали посадочную глиссаду)? Выбирали "одинокостоящий ориентир" типа дерево, домик и т.д. и ориентировались по нему или как то еще? На сколько все это отличалось зимой-летом.
    Довелось ли ему полетать на И-16 с лыжным шасси (до войны, в войню понятно, что нет)? Если ДА - были ли какие-нибудь особенности. Пользовались ли посадочными щитками, если ДА - то как себя при этом вел "Ишак".
    И еще на счет возможности на И-16 "делать вираж вокруг телеграфного столба". Это "фигура речи" такая или действительно возможно:

    Интервью Андрея Сухорукова с Николаем Герасимовичем Голодниковым
    http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm
    Сухоруков: «Ваше общее впечатление об И-16»?

    Голодников: «И-16 был:
    - самолетом сложным, строгим в технике пилотирования, малейшее «перетягивание» ручки и он сваливался в штопор. Правда и выходил быстро, хоть из простого, хоть из перевернутого
    - очень манёвренным, выполнял любой пилотаж. Я любил этот истребитель».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 00:05, http://slil.ru/23383472 ): "Так"?

    Долгушин: "Так".

    Сухоруков-Голодникову: «Николай Герасимович, это правда, что на И-16 можно было «сделать вираж вокруг телеграфного столба»?

    Голодников: «Правда, по горизонтальной маневренности это был уникальный самолет».

    Сердюков: "Поскольку я в "димамике полета" кой-чего понимаю. есть у меня предположения как можно было этот трюк именно на "ишачке" выполнять. (Режим полета не "штатный", но вообщем то вполне возможный) Но хотелось бы услышать мнение практика».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 00:21, http://slil.ru/23383472 ): "Что думаете? Даже «вокруг телеграфного столба»»?!

    Долгушин: "Ну, это глупости»!

    Бардов: «Т.е. это в переносном смысле подразумевалось»?

    Долгушин: «Ну конечно! Это только» (в переносном смысле – В.Б.)!

    Бардов: «Т.е. подразумевалось, что в руках хорошего пилота на И-16 вираж получался с очень небольшим радиусом разворота»?

    Долгушин: «Когда ты всё (интервью с Голодниковым – В.Б.) прочитаешь – если в нём не будет одного определения – я добавлю».

    Сухоруков-Голодникову: «А по вертикальной (манёвренности каков был И-16 – В.Б.)?

    Голодников: «От типа все зависело, от двигателя. У большинства, с М-25 - средне».

    Сухоруков: «Говорят, на И-16 была на редкость неудобная кабина?

    Голодников: «Как вам сказать, она была маленькая, но это потому, что И-16 был сам по себе маленьким самолетом, ее и расширить было нельзя".

    Драбкин к Архипенко: «Каков был обзор из кабины И-16»?

    Архипенко: «Отличный обзор. Кто летал на И-16, тот на любом типе самолета полетит. Он немножко был странноват, на взлете… Винт поддувает под одно колесо у него с землей трение меньше, вот его и разворачивало. А так - мечта пилота, высшепилотажная машина! На взлете конечно плохо видно. Но надо ориентир вначале слева от кабины выбрать и на него разбегаться, а то взлетишь под 30-40 градусов к ВПП. Тут все зависело от летчика. Бывали такие: вырулит, газ даст, хвост самолета подымет, глаза нейтрально, ни хрена не видит. В полете маневр - не будешь как по струнке летать».

    Сухоруков-Голодникову: «Обзор был плохой"?

    Голодников: «Лоб большой, двигатель близко к кабине, спереди он большой угол закрывает. Конечно, если по прямой идешь, то обзор был не очень, но мы по прямой на И-16 никогда не ходили, «змейка», крены вправо-влево, это постоянно».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 01:26, http://slil.ru/23383472 ): "Так"?

    Долгушин: "Так".

    Голодников: «Когда приноровишься, то обзор нормальный. На наших самолетах в полку были сдвижные фонари, но перед боем мы их постоянно открывали. Во-первых – на фонаре имелось большое количество перемычек и целлулоид фонарей был «темный», видно через него было плохо, во вторых боялись, что фонарь заест. Если подобьют и выпрыгивать надо, то не сбросишь».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 01:50, http://slil.ru/23383472 ): "Так"?

    Долгушин: "Так".

    Сухоруков: «Так, что фонарь целлулоидный был? Это, что какой-то «самопал»? И, что фонарь был без аварийного сброса»?

    Голодников: «Нет, фонарь был заводской. Целлулоидный, не плексигласовый. Двигался на салазках «взад-вперед». На некоторых самолетах аварийный сброс фонаря был, на некоторых - не было».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 02:15, http://slil.ru/23383472 ): "Так"?

    Долгушин: "Я, например – не видел, чтобы был аварийный сброс фонаря. Небыло этого: и на И-16 и на Яках и на МиГах и на ЛаГГах небыло! И ввели только в 1944-м году»!

    Сухоруков: «Что еще можете сказать о кабине»?

    Голодников: «Ручка управления была нормальная, истребительная, т.е. ходила и «вперед-назад» и «вправо-влево» у самого основания. На ней гашетки управления огнем, удобные, можно было управлять одной рукой. Кроме гашеток на ручке ничего не было. «Чистая» ручка».

    Бардов-Долгушину (Dsci0031.wav, 03:06, http://slil.ru/23383472 ): "Так"?

    Долгушин: "Так".
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 26.01.2007 в 20:52.

  2. #27
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от Myshlayevsky Посмотреть сообщение
    По костылю управляемому знаю, но что там ребра были - не знал, спасибо.
    Ну на ещё тогда:

    Долгушин: «Всё нормально шло, начиналось. Спарки проверили. Но самолёты были на лыжах. А я же на лыжах не летал! Ну вот, пару посадок с командиром звена Пашей Волковым сделали и всё. И он говорит: «Лети сам».

    Бардов: «И как впечатления были, разницу чувствовали при пилотаже между колёсами и лыжами»?

    Долгушин: «Не особенно. Просто. А зимой летать легче – костыль то управляемый – он врежется в снег – поэтому легко держать направление».

  3. #28
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Ещё спроси у него, где и когда именно он имел дело с И-16 и с какими именно типами - ведь Ишак Ишаку рознь точно так же как и немецкий танк Т-4 начала и конца войны. Тип тех И-16 он конечно уже не помнит, но может помнить марки моторов И-16, с которыми ему приходилось дело иметь.

  4. #29
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Ещё покажи ему это:
    «Копец Иван Иванович»
    http://www.geroi.apifarm.ru/doc/2/2/1
    «О плачевном состоянии авиации округа в «Записке по плану действий войск в прикрытии на территории ЗапОВО» докладывал (Генштабу КА и наркому Тимошенко – В.Б.) и командующий ЗапОВО Герой Советского Союза генерал армии Павлов (+ Фоминых и Климовских – В.Б.: http://www.rkka.ru/docs/plans/zapovo.htm
    ЦАМО РФ, ф. 16, oп. 2951, д. 243, лл. 4 – 34):

    ЗАПИСКА ПО ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК В ПРИКРЫТИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОГО ОСОБОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
    VII. План использования ВВС округа.
    (По состоянию на 1 июня 1941 года – В.Б.):
    «Подавляющее число частей ВВС округа перевооружается на новую материальную часть, в частях идет переучивание летного состава и освоение новых типов машин, поэтому части не подготовлены к ночным и высотным полетам, могут выполнять задачи только днем, в простых условиях, со средних высот.Укомплектование частей новой материальной частью еще не закончено, утвержденный план поступления новой матчасти не выполнен. Большинство частей имеют от 40 до 60 проц. старой матчасти, сильно изношенной; нет запасных авиамоторов, особенно для самолетов типа СБ. По плану укомплектования части ВВС до 1 сентября сего года будут укомплектованы новой матчастью только на 50 проц. и то при условии выполнения плана подачи новой матчасти в сроки, утвержденные Генштабом КА. Общая укомплектованность частей ВВС на 1 июня сего года выражается следующими цифрами.По истребительной авиации:
    а) полностью укомплектованы новой матчастью 4 авиаполка (41-й, 124-й, 126-й, 129-й);
    б) полностью укомплектованы старой матчастью 7 авиаполков (123-й, 122-й, 127-й, 160-й, 161-й, 162-й, 163-й)…
    На основании вышеизложенного командующий округом делал вывод, что выполнять одновременно задачи по борьбе за господство в воздухе и по срыву перемещения войск противника нельзя»…
    ===============

    Спроси что он думает по этому поводу. Я обсуждал этот материал с Долгушиным и тот ответил, что Павлов был болван который ничерта не соображал в авиации:
    - как он мог назвать 122-й и 127-й ИАПы "полками укомплектованы старой матчастью", если эти полки только год назад (даже меньше) как получили прямо с завода новенькие последние новейшие модификации И-16 (включая одну пушечную эскадрилью) и И-153 с новейшими моторами М-62 и М-63 да и к тому же ещё и успели выявить заводской дефект моторов М-63 и ещё и поменять их все ещё до войны?!
    - по поводу полётов зимой ситуация в 122-м ИАПе так же не соответствовала тому что докладывал Павлов своему руководству.

    А как со всем этим было в полку харьковчанина?

  5. #30
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    А вот дословно то о чём я вкраце говорил выше:

    Бардов-Долгушину: «Не вполне понятно, как у Павлова, Фоминых и Климовских только рука повернулась называть старьём («старой матчастью») новенькие СЛ последних их модификаций, которым был только год после сборки (как они с завода были получены)! Это же абсурд»!

    Долгушин: «Никакое это не старьё»! /15/
    (аудиокассета «GEMA», сторона “В”, 233 по счётчику, 25.09.2006 г.):
    «… пишут: «СЛ-ты старых типов»… Разницы между… (И-16 с новыми моторами М-62 и М-63 – В.Б.) и МИГ-3 никакой»!

    Бардов: «Тем более, что к старым типам они причислили ваши новейшие И-16»!

    Долгушин: «Всё это ерунда»!

  6. #31
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    А вот вопросы коллеги Глеба Бараева (что-то его давно небыло видно на солдат.ру):

    Глеб Бараев. Ответ на «О том, что происходило в полку Долгушина с 10 по 22 июня 1941 г.» 13.06.2004 20:49
    http://www.soldat.ru/forum/forum.htm...query=page%3D1

    1. какие задачи отрабатывались в полетах
    2. были ли учебные стрельбы
    3. сколько было выходных и как их проводили
    4. проводились ли учебные тревоги
    5. прибывали ли в полк новые военнослужищие, в том числе - летный состав6. откомандировывались ли из полка летчики для освоения новой матчасти.

    Глеб Бараев "вот тут хотелось бы подробностей" 14.06.2004 14:56
    http://www.soldat.ru/forum/forum.htm...query=page%3D1

    - летали каждый день - а какие задачи отрабатывали?
    - в воскресенье был выходной - а чем занимались?
    - а что по вечерам делали?
    - контакты с местным населением? И т.д.

  7. #32
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    А вот пример - то что ответили Долгушин и фёдоров по этим вопросам:

    Долгушин(11-Тренеровка в сложных условиях в закрытой кабине по приборам.wav, 00:00):
    «…в нормальное положение. И приборы мне показывают. Если я начинаю «бардак» (не правильно управлять тренажёром И-16 – В.Б.) – они (инструкторы – В.Б.) мне его (тренажёр И-16 – В.Б.) завалят так как получится у тебя действительно в воздухе из за того, что ты сотворил в кабине. Вот такую практику проходили».

    Бардов: «А где это было – в Бобруйске, в Лиде»?

    Долгушин: «В Бобруйске. В Лиде у нас было такое – вот такая кабина. Это тренеровка полётам в сложных условиях, в закрытой кабине по приборам».

    Бардов: «То есть вы садились в кабину и вас там какими-то шторками закрывали»?

    Долгушин: «Полностью! Колпак закрывался и сидишь в темноте. Перед тобой приборы – такие же, что и у тебя на самолёте И-16».

    Бардов: «То есть это был не настоящий самолёт, а макет»?

    Долгушин: «Это макет – он небольшой, такой – кабинка – кабина И-16 и всё. А у инструктора рычаги – он может:
    - Наклонить самолёт,
    - Поднять его
    - и «свернуть» вообще – всё что хочешь».

    Бардов: «То есть он как бы аж вращался»?!

    Долгушин: «Да (когда я в декабре 2006 г. запустил на видаке для Долгушина док.фильм "Последний парад Василия Сталина", то когда показывали кинохронику - показали эти самые тренажёры - точно как Долгушин их и описывал - В.Б.).
    Теперь так – (тренеровка – В.Б.) в полку на перегрузку. В полку была тренеровочная центрифуга с кабинами – самая настоящая, такая же, что и у космонавтов. Так (в нерабочем состоянии – В.Б.) она стоит – вот тут это (показывает) – их несколько кабин то – 4. И вот они на перекрестье висят. И вот тебя запускают. Когда начинают раскручивать – кабина и уходит туда и при большой перегрузке она в конце концов становится вот так (показывает).В спортзале был батут чтобы тренероваться – спортивная подготовка».

    Бардов: «А что на батуте вы делали»?

    Долгушин: «На батуте: и сальто «крутили» и прыгали – это тренеровка, отработка вестибюлярного аппарата – чтобы ты в любом положении себя понимал».

    Бардов: «А Иван Евграфович Фёдоров мне рассказывал, что у них даже были тренеровки по фехтованию – чтобы кисти рук были крепкие:

    Бардов-Фёдорову: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=18201
    «А со Шмельковым Алексеем Андреевичем (который в Минске был после войны депутатом) Вы в Испании познакомились»?

    (Леон! Розыщи в Минске потомков этого Шмелькова! Давно хотел тебя попросить! - В.Б.)

    Федоров: «А-а-а, Шмельков. В Испании, да. Я и летал с ним много раз».

    Бардов: «А депутатом он уже после войны был»?

    Федоров: «После войны, конечно. Хо-ро-ший… И у него нос, переносица – я ему перебил: он боксером был и я – боксером, ну учились еще и я ему перебил».

    Бардов: «В Испании»?

    Федоров: «Не-ет, уже после Испании. У нас в Луганске, один подъезд – 5-ти этажное здание и все спортивное (было) там».

    Бардов: «Так это у вас на аэродроме был спортзал?!»

    Федоров: «Да, спортзал (был) прямо там же, где мы жили в общежитии. И там: все виды спорта:
    - и борьба
    - и дзюдо…, но тогда дзюдо еще не было, а джиу-джицу и самбо – уже было,
    - рапира, фехтовка на шпаге – это летчику обязательно надо было проходить!»

    Бардов: «Чтобы кисти (рук) крепкие были?!»

    Федоров: «И там в одном углу – на шпагах дерутся, в другом – боксеры, ха-ха-ха… И я там дрался с самыми знаменитыми (боксёрами – В.Б.) - только тренировка…»

    Бардов: «И официальные соревнования проводили?»

    Федоров: «Не, там подготовка была ко всем соревнованиям. И Громов там был. Ну, Громов – это не очень шибко дрался, а Королев – о-го-го-го, Николай Федорович! Он кулаки вот так вот держал (показывает), хе-хе… И идет на тебя как все равно, лавина какая-то. И удержаться бесполезно! Но если «приласкает», то все родню до 20-го поколения вспомнишь. Но я смеяться любил. Меня чем не больнее били, тем я больше улыбку делал. И люди признали, что у меня бычиные ребра.
    А я то думаю:«Не дай бог повторить – и я богу душу отдам», хе-хе-хе.
    А улыбка спасала. И они говорили: «Да с ним драться бесполезно, он все равно смеется! И чем его больнее бьеш – тем он больше смеется!»

    Долгушин: «Ну:
    - этого (тренеровок по фехтованию – В.Б.) у нас небыло,
    - а вот стрелять из пистолета – обязательно.
    Каждые пол месяца сам:
    - стреляешь из своего пистолета ТТ,
    - чистишь его
    - и сам же носишь.
    Только абойма на восемь патронов, а дадут тебе три патрона на три выстрела.

    Бардов-Долгушину (04:19): «А вроде бокса или борьбы у вас было что нибудь такое»:
    Федоров: «И там (в спортзале общежития на аэродроме в Луганске – В.Б.) в одном углу – на шпагах дерутся, в другом – боксеры, ха-ха-ха… И я там дрался с самыми знаменитыми (боксёрами – В.Б.) - только тренировка…»

    Бардов: «И официальные соревнования проводили?»

    Федоров: «Не, там подготовка была ко всем соревнованиям. И Громов там был. Ну, Громов – это не очень шибко дрался, а Королев – о-го-го-го, Николай Федорович! Он кулаки вот так вот держал (показывает), хе-хе… И идет на тебя как все равно, лавина какая-то. И удержаться бесполезно! Но если «приласкает», то все родню до 20-го поколения вспомнишь. Но я смеяться любил. Меня чем не больнее били, тем я больше улыбку делал. И люди признали, что у меня бычиные ребра. А я то думаю:«Не дай бог повторить – и я богу душу отдам», хе-хе-хе. А улыбка спасала. И они говорили: «Да с ним драться бесполезно, он все равно смеется! И чем его больнее бьеш – тем он больше смеется»!
    И соревнования же: перчатки кирзовые были, швы были и там чтоб ты без крови ушел с ринга – да какой же ты боксер, так?! Теперь вот такой вот, ну со спичечную коробку кусок резины черной давали и пока не сжуешь – чтобы челюсти не чувствовали, когда тебя ногой или кулаком, ха-ха»

    Бардов: «Не, ну ногами ж там вам запрещали наверно»?

    Федоров: «Да там никакого запрета, ничего там не было, и правила такие же были, но у нас еще эти кулачные бои были и Луганск делился рекой Лугань и с одной стороны Гусиновка – «Собачевкой» называли, а у нас – «Сибирь», это Каменный брод. И вот и там и там были…» и т.д. – почитать можно тут: http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=18201 сообщение от:=RU=Youss 03.12.2003, 12:30

    А вот что мне ответил житель Луганска когда я опубликовал рассказ Фёдорова:

    Шулепко: http://www.sukhoi.ru/forum/showthrea...t=18201&page=3
    «Может, про самолёты дед и приврал, а про Луганск тех лет, Камброд и Острую Могилу - правда. Живу я тут, недалече:
    - «Камброд» - Каменный брод, это половина города Луганска на левом берегу реки Лугань,
    - «Острая Могила» - то же район, там было лётное училище, а потом штурманское. Ваш текст показал старожилам, признали, что нравы тогда царили весьма и весьма, оттого и написал, что правда».

  8. #33
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Долгушин: «Нет – этого (тренеровок по боксу, борьбе или чему нибудь вроде того – В.Б.) не было. Ну, куда нам драться?! Мы дрались в Бобруйске с артиллеристами, пехотинцами и танкистами на танцах. И носы разбивали и всё. Драки были. Всегда девушки в первую очередь уважали больше лётчиков. А пехоту, артиллеристов и танкистов это злило – вот по этому на танцах это и возникало. И не только мы – молодёжь дрались – в одной драке командир 35-го полка Смоляков (даже участвовал – В.Б.):
    - здоровый мужик,
    - орденов полно,
    - и он с женою тут.
    И вот он посмотрел, что (лётчиков обижают и бьют – В.Б.) – жена отошла и он в драку вступил! Смеялись мы потом.
    Ну, за драку кое-кого сажали на «губтвахту». Особенно так:
    - вот, если сегодня вечером в Бобруйске дежурит патрулями пехота – сажают нас,
    - мы патрулируем – садим пехоту.

    Бардов: «По этому поводу сейчас переделали песню:
    «Потому, потому что мы пилоты
    Небо наш, небо наш родимый дом,
    Первым делом... мы испортим самолёты,
    Ну а девушек»?…

    Долгушин: «А девушек – потом»»! Первым делом поломаем самолёты. Ну а девушкам – а девушкам – потом”!
    =======================================

    Кстати вчера я был в бассейне с банькой и рассказал эту историю своему приятелю - торгует шмотками на рынке. Мы с ним посмеялись и он сказал - ну мол старики-разбойники! И в 86 лет твой Долгушин чувства юмора не теряет!

  9. #34
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Слышал ли харьковчанин что-нибудь про эту историю - это как раз то, о чём Сердюков у Долгушина спрашивал:

    Бардов: "А (как и) когда вас на испытания моторов отправили»?

    Долгушин: «На И-153 и на некторых машинах у нас (на И-16 новых типов – В.Б.) были моторы М-62. Они лучше были (чем М-63 – В.Б.).
    А с мотором М-63 начались (проблемы – В.Б.): там же коренной подшипник и на нём 7 цилиндров. И все 7 шатунов на нём. И вот этот центральный подшипник победитом или чем там… Ну, обыкновенно тем чем паяют, подшипники заделаны, а в авиации другой какой-то (материал – В.Б.). Ну:
    - на 25-х моторах это работало,
    - а эти – более мощные моторы (М-63) стали (выходить из строя - В.Б.).
    И вот получилось, что:
    - посадка этих вкладышей – втулок в подшипниках не выдерживала, проворачивалась и закрывала маслянные отверстия,
    - масло поднималось в картер … Когда заволакивало – прекращалось снабжение маслом подшипника.И масло в цилиндры не попадало. Поэтому:
    - цилиндр заклинивало,
    - шатуны рвались,
    - цилиндры раскалывались…
    - пожар!
    И вот это заметили, а когда мы перелетели в г. Лида из Бобруйска и нам летом (по моему в июле 1940 г.) даже запретили на них летать и дали нам маленькие одноместные монопланы УТ-1"...
    ==============

    Вот потому мне и интересно, с какими И-16 харьковчанин дело имел:
    - с 25-ми моторами,
    - с 62-ми
    - или с 63-ми?!
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 22:10.

  10. #35
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Далее - когда он имел дело с И-16, обычно в каждой эскадрилье был 1 двухместный УТИ-4. В книге Маслова о И-16 написано что на нём небыло вооружения. Спроси у харьковчанина, приходилось ли ему иметь дело с УТИ-4 и что он думает по этому поводу:

    Бардов-Долгушину: «Таким образом у вас был полк из 72 И-16, включая по одному УТИ-4, в каждой эскадрилье, при чём - с пулемётами - со всем своим вооружением»?

    Долгушин: «Да УТИ-4 – такая же машина. Пушек конечно небыло, но по моему два пулемёта так же стояли у него на моторе. Но стрелять можно было только из передней кабины. Но спарку можно поднять (кабину не обязательно заполнять сзади – она не нужна) и как боевую машину использовать».

    Бардов: «Вполне могла использоваться»?

    Долгушин: «Да – 2 пулемёта»! /15/

    Тогда я зачитал Сергею Фёдоровичу цитату из книги Маслова:

    Авиация Второй мировой: И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова
    http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru60&page=i-16
    Источники:
    · "Истребитель И-16." /Михаил Маслов/; приложение к журналу "М-ХОББИ", №2 1997 г.
    · "Истребитель И-16." /"Война в воздухе" № 41,42,43/
    «И-16 тип 15 с мотором М-25А - 25В (УТИ-4): двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения.
    Ручное управление самолетом и мотором двойное...
    В связи с отсутствием вооружения, на центроплане отсутствуют люки его обслуживания».

    Долгушин (Dsci0025.wav, 00:00, http://slil.ru/23372591 ): «Ну, я может быть путаю, но по моему было оружие, потому что учить то стрелять из пулемёта тоже же надо же было на спарке»!

    ==================

    Кстати недавно админ Рубона Алмер нашёл мемуары однополчанина Долгушина комиссара 3-й эскадрильи Дранко и оказалось, что последними с приграничного аэродрома 122-го ИАП взлетали:
    - к-н Уханёв на своём пулемётном И-16, но был подбит и сел и уехал на автомашине,
    - Долгушин на своём №16
    - Дранко ещё с кем-то на УТИ-4.
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 22:22.

  11. #36
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Теперь гляди что про трагедию 22 июня 1941 г. говорила наша советская официальная пропаганда, например:
    книга «Авиация и косм. СССР», «Военного издательства МО СССР» 1968 г.
    стр.83:
    «В целях обеспечения удобного базирования авиачастей, в западных приграничных округах весной 1941 г. было развернуто строительство большого количества новых аэродромов. Срок окончания его намечался на вторую половину 1941 года. Естественно, что к началу войны нам не удалось создать необходимую аэродромную сеть и это привело к скученному базированию авиачастей…»
    стр.84: «По численности самолетов на основном - Западном направлении, у нас было превосходство в 1,1 раза. Однако по количеству боеготовых самолетов и экипажей, имевшихся в авиационных полках, советская авиация значительно уступала противнику.
    Малое количество боеготовых экипажей в ряде авиационных полков, объяснялось прежде всего тем, что происходил процесс перевооружения на новые типы самолетов. Причём новая материальная часть в военные округа начала поступать в основном только в апреле-мае 1941 г.
    Двух предвоенных месяцев было недостаточно для отработки задач боевой подготовки на новой материальной части. Вследствие этого, в авиационных полках, вооруженных СЛ-ми новых типов было мало боеготовых экипажей.

    Кроме того в некоторых авиационных полках имелась неисправная материальная часть. Следовательно, в отличие от германской авиации, части ВВС наших приграни-чных округов имели определенное количество небоеготовных как СЛ, так и экипажей. Например, в Западном ОВО-ге, 22 июня могло подняться в воздух для выполнения боевой задачи только около 60% от всего количества СЛ. Остальные СЛ или не имели боеготовых экипажей или были неисправны. За счет этого к началу войны на Западном направлении противник имел превосходство по боеготовным экипажам и СЛ в 1,5 раза. Наши авиачасти и соединения приграничных воен-ных округов 21 июня 1941 г. продолжали жить мирной жизнью.
    Таким образом ЦК нашей партии и Сов. Правительство, учитывая возросшую возможность вооруженного нападения на нашу Родину со стороны (национал-социаллистической/3/) Германии, предприняли ряд важных мер по укреплению ВВС:
    - была увеличена численность советской авиации,
    - улучшилось качество СЛ,
    - совершенствовалась боевая подготовка».

    Спроси у харьковчанина что он думает по этому поводу и как с этими делами было в его полку а для сравнения пусть ознакомится с тем как дело было в 122-м ИАПе где служил Долгушин.

  12. #37
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Спроси что он думает по этому поводу:

    “24-го апреля 2002 г., бывшего офицера ГРУ СССР, Владимира Резуна журналист Лев Ройтман пригласил в Праге на радио принять участие в передаче “Виктор Суворов – ассенизатор советской истории” и задал вопрос: “Что движет вашим пером?”
    И Резун ответил: “Прежде всего с детства мне было непонятно, произошедшее 22-го июня 1941 года и была непонятна реакция нашей пропаганды и официальных наших историков на то, что случилось.
    Почему-то нас (РККА – В.Б.) всегда представляли какими-то не до конца полноценными.
    Мне всегда говорили:
    - самолеты были у нас «гробы»,
    - танки – устаревшие,
    - армия – обезглавленная.
    Я всегда задавал вопрос:
    «Постойте, постойте, а почему:
    - целинная земля – это у нас процветает,
    - колхозный строй – это лучший в мире,
    - все у нас чудесно, все у нас прекрасно
    - а вот как только мы доходим до 22-го июня…»
    Если там все было так плохо, зачем мы об этом говорим? Почему бы не сказать, что у нас:
    - умные генералы были,
    - хорошие танки были,
    но вот что-то случилось. Вот есть одно исключение в правиле, когда мы сами на себя льем грязь.
    И вот эта грязь мне почему-то не нравилась - неспособные генералы, неспособные маршалы, а потом вдруг появились способные:
    - ну не мог дурак стать умным человеком: если бы был он дураком – дураком бы он и остался,
    - не могли худшие в мире танки превратиться в лучшие танки,
    - не могли «самолеты-гробы» вдруг превратиться в хорошие,
    - не могли наши конструкторы, если они были такими глупыми, вдруг создать ИЛ-2,
    - не могли вдруг появиться Ильюшин, Туполев… Они же были всегда, но почему-то до войны они были такие глупые и вдруг во время войны они становятся такими умными?!
    Вот это мне непонятно. Поэтому, когда обо мне говорят что-то негативное – вся моя теория, вся моя борьба, состоит в том, что я говорю – мы не дураки! И когда меня обвиняют в «очернительстве истории Второй Мировой войны» (в плане участия в ней СССР) - я думаю, что книги мои глубоко патриотичны, при том, что я к этому и не стремился. А стремился я к объективному изложению того что было».

    В конце декабря 2005 г. я побывал в гостях у С.Ф.Д. и прочитал ему это, на что он ответил мне, что сам таким очернительством никогда не занимался, а то что такое очернительство имеет место в России (и не только) нет ничего удивительного.

    Давай теперь почитаем, что говорит Резун о качестве и количестве советских СЛ («Ледокол», стр.31): «Количеству и качеству советских танков соответствовало количество и качество советских СЛ.
    Коммунистические фальсификаторы теперь говорят: да, было много СЛ, но это были плохие СЛ. Это были устаревшие СЛ и их не надо принимать во внимание, давайте считать только новейшие сов. СЛ.: МиГ-3, Як-1, Пе-2, Ил-2 и др., а те, что производились за несколько лет до войны, в расчет принимать не будем – старьё!...
    А вот что думает по поводу «старья» британский летчик Альфред Прайс (который в своей жизни летал на 40 типах СЛ и провел в воздухе более 4000 часов). Вот мнение Прайса об «устаревшем» советском истребителе: «Наиболее мощное вооружение среди серийных истребителей мира (уже – В.Б.) в сентябре 1939 г. имел русский И-16, конструктора Поликарпова… По огневой мощи И-16 в 2 раза превосходил «Мессершмидт-109Е» и почти в 3 раза (британский – В.Б.)«Спитфаер-1».
    И те, кто думает, что русские были отсталыми крестьянами перед 2-й М.В. и двинулись потом вперед только под влиянием использования германского опыта, должны вспомнить о фактах»/6/.
    К этому надо добавить, что в августе 1939 г. советские истребитеи впервые в мире в качестве оружия использовали в боевой обстановке ракеты". /Ледокол, с.31/

    Спроси у харьковчанина его мнение - при сравнении огневой мощи серийных истребителей на сентябрь 1939 года - следует ли принимать в расчёт РС-ы или нет?
    Я обсуждал с Долгушиным эту тему и он привёл мне в качестве примеров случаи очень эффективного применения РС-ов:
    - по бомберам идущим на задание плотным строем,
    - по наземным объектам и целям.
    Кроме того существует по меньшей мере пяток а то и десяток случаев успешного применения РС-ов даже по истребителям (в полку Сафонова и в 32-м ГИАПе по меньшей мере).
    У нас тут спор возник на авиафорумах - некоторые современные историки, лётчики и авиалюбители заявили мне что в расчёт следует принимать только пушки и пулемёты при сравнении огневой мощи.
    Вот мне и интересно, что думает харьковчанин по этому поводу?
    Ведь на мой взгляд при таком сравнении нужно взять конкретрый случай с конкретной целью (воздушной или наземной) и сравнить эффективность применения по этим целям И-16 с РС-ми, МиГ-3, Як и ЛаГГ, Ме-109Е и Ме-109Ф - т.е. лучшие серийные истребители на момент начала войны. В качестве примеров могу предложить следующие варианты:
    - атака бомберов летящих девяткой с бомбами на задание,
    - случай когда Долгушин с Макаровым уничтожили столовую на аэродроме в Клину (описан Щегловым в его книге),
    - действие эскадрильи Долгушина по колоннам немцев продвигавшихся от Калинина к Москве.
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 22.01.2007 в 23:03.

  13. #38
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Только что послал коллеге Сердюкову адрес этой ветки и предложение познакомиться с моим земляком Леоном и вместе взять в оборот этого ветерана.

  14. #39
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    О М-25 на И-16:
    ...несовершенный двигатель стоял М-25-й, или как его еще по старому: двигатель Райт-Циклон, это тогда не особо рекламировалось, потому-что у нас же все "своё", это "патриотическое" было.
    Двигатель звездообразный, девятицилиндровый. И после каждого полета до самого хвоста "сопли" масляные, то есть ТЕКЛО. Изо всех разъемов, изо всех уплотнений.
    В: Это следствие чего, конструктивных недостатков, или неряшливого исполнения?
    О: И то, и другое, и третье... Технология производства была на таком жалком уровне, что все это держалось всего несколько часов. И ресурс у него был просто смехотворный. Я сейчас навскидку не могу сказать, но так... не больше 100 часов до переборки.
    Он сложный был... в запуске тяжелый двигатель, чуть перезалил... Начинается прокручивание, дает сектор газа полностью, и считай, что перезалил, короче говоря, очень капризная техника.
    В: А в процентном отношении, к началу войны сколько было М-25-х, а сколько М-62-х?
    О: Затрудняюсь сказать... На И-153-х уже стояли по-моему, М-62-е двигатели.
    В: На И-16 поначалу стояли М-25?
    О: На И-16 сначала стояли даже М-22, на первых, потом М-25 поставили, потом и М-62 ставили...

  15. #40
    оФ-лайнер Аватар для Skvorez
    Регистрация
    15.12.2006
    Возраст
    60
    Сообщений
    1,052

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Маслов Истребитель И-16
    http://militera.lib.ru/tw/maslov/index.html
    Довольно-таки интересное произведение линк прямой
    лайнер, строго летающий по кругу
    зы: Для Фокса 38:http://www.aviasimrus.spb.ru/forum/f...splay.php?f=84

    кампании для оффлайна созданные мной скачать можно здесь:
    http://files.mail.ru/KBUGF4

  16. #41
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    О МИГ-3:
    ...МИГи на моем пути не попадались, знаю, что стоял двигатель 38-й, что это тяжелый истребитель по тем временам, три с лишним тонны?.. было представление, что он оборудован был дополнительным наддувом...
    В: Он же высотный истребитель был?
    О: Да, он на малых и средних высотах был очень тяжелый и слабоманевренный... А на больших высотах, так ему туда забираться надо было достаточно времени...

  17. #42
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    А что это за загадочный "В"?
    "О", как я понял, это Шульгин, а "В" - это Вы или Негенбля?
    Очень неудобно при чтении. На будущее лучше ставить просто фамилии - так как это делаю я к примеру (либо ники, если неизвестна фамилия участника форума).

  18. #43
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Вопросы здесь (в этих фрагментах) задаю я. (Надо же, почти цитата получилась )
    Хорошо, теперь будут беседовать Л и Ш.
    Крайний раз редактировалось LeonT; 23.01.2007 в 13:40.

  19. #44
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
    О М-25 на И-16:
    В: На И-16 поначалу стояли М-25?

    О: На И-16:
    - сначала стояли даже М-22, на первых,
    - потом М-25 поставили,
    - потом и М-62 ставили...
    Вот по этому поводу из книги Маслова и с того сайта что я приводил выше (сайт тот даже покруче книги Маслова пожалуй будет):

    "Основные различия и авиавооружение серийных самолетов И-16:

    И-16 тип 4 с мотором М-22.
    Первый серийный И-16, основное отличие — цилиндрический капот NACA. Понятие цилиндрический достаточно условно, ибо обрез задней кромки огибал контур фюзеляжа с постоянной выходной щелью, поэтому капот имел небольшую конусность.

    Сухоруков-Голодникову: «И-16 «мессершмиту» сильно уступал»?

    Голодников: «Все основные типы И-16 (10-й, 17-й и 21-й) по своим ТТХ уступали Bf-109E, но не очень сильно. Старые типы – 4-й и 5-й - конечно сильнее».

    Бардов-Долгушину: «Ну, это понятно, но к началу войны у вас этих типов уже небыло».

    Долгушин (Dsci0044.wav, 00:26, http://slil.ru/23429094 ): «Да, небыло. Их «подняли» (в воздух – В.Б.) в 1941-м году под Москвою. Их много было за Волгой. Так вот, лётчики были «безлошадные» - вот их и на И-5 и на R-Z и на И-16 даже с 22-м мотором» (посадили – В.Б.).
    (К примеру - В.Б.) 1-й гвардейский истребительный авиаполк
    (который под Москвой получил (это почетное название – В.Б.),
    которым Юдаков командовал - «дрался» на (таких истребителях, как – В.Б.) И-15, И-153 и на И-16.
    И (летая на них – В.Б.):
    - и сбивали (СЛ-ты противника – В.Б.)
    - и штурмовали,
    - а под Москвой – так подняли (в воздух такой «антиквариат» как – В.Б.) и И-5!
    На И-16 и И-5 стояли «22-е» моторы, работающие на «касторке»
    («у И-16 4-го типа, с двигателем М-22, в отличие от М-25, было левое вращение винта, а для смазки использовалось касторовое масло» – Н.Архипенко http://turbo.adygnet.ru/2005/nozdrya_ale/harakein.htm ) –
    так что у детишек всю касторку отняли! »…

    Бардов: «Да-да-да – у которых в качестве смазки изсользовалось касторовое масло»?!

    Долгушин: «Касторовое! Мы смеялись про нево: «У детей отняли всю касторку»!

    Шульгин: "На И-16:
    - потом М-25 поставили..."

    И-16 тип 5 с мотором М-25А.
    Серийное производство продолжалось с середины 1935 года по февраль 1938 года. По сути своей этот самолет представлял собой тип 4 с новым двигателем. Машины первых выпусков внешне отличались только капотированием двигателя и наличием кока-обтекателя воздушного винта. В ходе серийной постройки на тип 5 поэтапно установили:
    - колеса 700x150,
    - неподвижный козырек вместо сдвигаемого фонаря,
    - отъемные консоли с более частым шагом нервюр и уменьшенным по размаху элероном.
    Эти внесенные изменения объясняются тем, что тип 5 продолжал выпускаться параллельно с более поздними типами"... и т.д. - идёт перечень модификаций 25-го типа + УТИ-4.

    "И-16 тип 10 с мотором М-25В.
    Этот самолет явился крупной модификацией И-16 после трех лет серийного выпуска и имел следующие основные отличия"... перечисляются отличия.

    О: На И-16:
    - потом и М-62 ставили"...

    И-16 тип 18 с мотором М-62.
    Модификация представляет тип 10 с новым более мощным мотором. Переделки коснулись:
    - усиления моторами,
    - установки протестированного бензобака,
    - значительного изменения маслосистемы.
    Добавлен дополнительный маслобак 12 л (в связи с уменьшением емкости основного до 23 литров).
    Маслорадиатор увеличен до 8 дюймов, установка его несколько ниже, отчего капот в нижней части слегка «провис». Патрубок (заборник) маслорадиатора увеличен.
    Вверху появился патрубок скоростного напора карбюратора.
    Выколотка на кольце капота под тендер стягивающей ленты перенесена снизу на бок, напротив выколоток под лыжи.
    Первая партия машин типа 18 была оборудована винтом фиксированного шага (ВФШ) — в этом случае кок винта ставился с типа 10. На машины, оборудованные винтом изменяемого шага (ВИШ), кок ставился новый, специально сделанный для этого винта. На последних машинах винт ставился АВ-1, кок при этом был уже новый с типа 24. Электрооборудование двухпроводное с напряжением 24 вольта. Источник электроэнергии — аккумуляторная батарея типа 12А-10 устанавливалась между третьей и четвертой нервюрами центроплана. Доступ к ней обеспечивался через люки в нижней обшивке центроплана".

    Голодников: «А вот И-16 28 и 29 типов Bf-109E превосходили. Скорость у них с «мессером» была одинаковая, зато по маневренности, в т.ч. и по вертикальной «Е» «ишаку» уступал».

    Долгушин (Dsci0044.wav, 01:30, http://slil.ru/23429094 ): «Да».

    Сухоруков: «Странно. В любом справочнике сказано, что:
    - скорость И-16 28-29 типов на 3000 м в среднем 440-460 км/час,
    - у Bf-109E – 570 км/час,

    а вы говорите одинаковая»?

    Долгушин (Dsci0044.wav, 01:50): «570?! Да небыло - небыло всего этого!».

    Сухоруков: «А уж «превосходство И-16 в вертикальном маневре», это вообще что-то новенькое».

    Голодников: «На максимальной скорости в маневренном бою редко кто летает»…

    Долгушин (Dsci0044.wav, 02:08 ): «Конечно»!

    Голодников: «Точнее - редко у кого получается».

    Долгушин (Dsci0044.wav, 02:10) : «Конечно»!

    Бардов: «Редко у кого получается летать в манёвренном воздушном бою на максимальной скорости»?!

    Долгушин (Dsci0044.wav, 02:13) : «Конечно»!
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 26.01.2007 в 20:41.

  20. #45
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
    О МИГ-3:
    ...МИГи на моем пути не попадались, знаю, что стоял двигатель 38-й, что это тяжелый истребитель по тем временам, три с лишним тонны?.. было представление, что он оборудован был дополнительным наддувом...
    В: Он же высотный истребитель был?
    О: Да, он на малых и средних высотах был очень тяжелый и слабоманевренный... А на больших высотах, так ему туда забираться надо было достаточно времени...
    Спроси у него про наддув и вторую скорость. К примеру в книгах:
    - Семёнова "На взлёте"
    - и Щеглова "А потом пришла победа" (цитаты могу предоставить)
    на каждом шагу в отношении МиГов (эскадрильи капитана Семёнова) употребляется термин "форсаж".
    А Долгушин говорит:
    - что как на наших так и на английских и американских самолётах, пока не появился Ла-5ФН, никакого форсажа в помине небыло, а были:
    - вторая скорость,
    - дополнетильные нагнетатель,
    - либо наддув - на английских и американских самолётах.
    Я в моторах слабо разбираюсь и только начинаю разбираться со всеми этими премудростями. Вот мне и интересно, как я понял:
    - в книгах Семёнова и Щеглова термин "форсаж" употреблялся в тех случаях неправильно?!
    - на МИГах был не форсаж а 2-я скорость - это он же доп. нагнетатель?
    - на английских и американских самолётах форсажа небыло, а был наддув - т.е. насос подающий горючее минуя карбюратор непосредственно в цилиндры?
    - форсаж был у наших самолётах только на Лавочкиных начиная с Ла-5ФН?
    Если в чём то я ошибаюсь - поправьте меня.

  21. #46
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Ещё вопрос и предложение. Если у тебя есть авиасправочник «Энциклопедии военной техники» - «Самолёты Второй Мировой», издательства АСТ, г. Москва - это перевод америкосовского справочника - покажи Шульгину - пусть посмотрит какое америкосы представление по сей день имеют о советской авиации времён войны
    Вот в качестве примера обсуждение мной с Долгушиным странички посвящённой И-16 (там и по другим самолётам такой же бардак наблюдается в этом справочнике. Да и заодно спроси, слышал ли он что нибудь о самом Долгушине и Василие Сталине. Особенно интересно если он о них что-то слышал ещё во время войны):

    Долгушин (Dsci0022.wav, 00:33): «И-16
    («За сталина!» на рисунке на стр. 275 из «Энциклопедии военной техники» - «Самолёты Второй Мировой», издательства АСТ, г. Москва - вероятно Александра Коваленко: http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl...0&page=saf-i16
    «Вероятнее всего, что, когда для газеты понадобилась фотография первого североморского аса, военкорр Евгений Халдей снял Бориса Сафонова не у его самолета, а у И-16 Александра Коваленко с боевым призывом «За Сталина!»»)
    не похож (на настоящие И-16, с которыми Долгушину приходилось дело иметь – В.Б.).
    Почему:
    - тут
    (показывает на фюзеляж правее мотора – В.Б.) всё нормально, вот до этого (показывает на боковинке до края торца мотора - В.Б.),
    - нос»!…

    Бардов: «Нос не такой»?!

    Долгушин: «Ну, тут то закругление было (показывает)!

    Бардов: «Ага – т.е. небыло как нарисовано тут – под прямым углом?!

    Долгушин: «А тут – впечатление такое, что тут какое-то кольцо! Нет – этого небыло! Просто капот общий… Вернее – было так называемое «Кольцо НАКА» (цилиндрический капот NACA), а тут на рисунке такое впечатление, что мотор кончается и тут ещё продолжается»…

    Бардов: «Это кок винта выступает».

    Долгушин: «Это кок винта?! Кок винта – вот он (показывает), а это – капот двигателя! Вот двигатель кончается, а это что такое – сам чётр не поймет»! :confused:
    Крайний раз редактировалось ВАСИЛИЙ БАРДОВ; 23.01.2007 в 20:44.

  22. #47
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
    О М-25 на И-16:
    ...несовершенный двигатель стоял М-25-й, или как его еще по старому: двигатель Райт-Циклон, это тогда не особо рекламировалось, потому-что у нас же все "своё", это "патриотическое" было.
    Двигатель звездообразный, девятицилиндровый. И после каждого полета до самого хвоста "сопли" масляные, то есть ТЕКЛО. Изо всех разъемов, изо всех уплотнений.
    В: Это следствие чего, конструктивных недостатков, или неряшливого исполнения?
    О: И то, и другое, и третье... Технология производства была на таком жалком уровне, что все это держалось всего несколько часов. И ресурс у него был просто смехотворный. Я сейчас навскидку не могу сказать, но так... не больше 100 часов до переборки.
    Он сложный был... в запуске тяжелый двигатель, чуть перезалил... Начинается прокручивание, дает сектор газа полностью, и считай, что перезалил, короче говоря, очень капризная техника.
    В: А в процентном отношении, к началу войны сколько было М-25-х, а сколько М-62-х?
    О: Затрудняюсь сказать... На И-153-х уже стояли по-моему, М-62-е двигатели.
    В: На И-16 поначалу стояли М-25?
    О: На И-16 сначала стояли даже М-22, на первых, потом М-25 поставили, потом и М-62 ставили...
    Ну, как я понял, с 63-ми моторами он либо дела не имел либо не помнит уже, а 62-й мотор по его мнению был таким же как и 25-й:
    - несовершенным,
    - сопливым,
    - с технологией производства на таком же жалком уровне,
    - со смехотворным ресурсом,
    - сложным,
    - в запуске тяжёлым
    - и капризным?
    То есть тот же мотор, только помощнее?

  23. #48
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
    ЛеонТ: На И-16 поначалу стояли М-25?

    Шульгин: На И-16 сначала стояли даже М-22, на первых, потом М-25 поставили, потом и М-62 ставили... [/I]
    Ну, сначала то М-22 может и стояли на И-16 боевых полков и бригад, но к началу войны они стояли уже только вот где:

    Бардов-Долгушину (Dsci0024-1.wav, 00:00, http://slil.ru/23372444 ):
    «Значит, в Качинской авиашколе на И-16 с 22-ми моторами (т.е. на типе 4) вы учились рулёжке»?

    Долгушин: «Даже не рулёжке – управлять газом в кабине и (правильно выполнять – В.Б.) разбег:
    - плоскости у И-16 чтоб не взлететь, полностью ободраны (одни нервюры и лолнжероны - самолёт не поднимется),
    - тормозов нет,
    - а хвостовое оперение нормальное.
    Вот что собой представляла эта тренеровка:
    - даёшь полный газ и бежишь,
    - потом хвост поднимаешь,
    - и когда разгонишься до скорости более 100 км/ч – газ убираешь и управляешь, чтобы не развернуться.
    А если и развернулся, сломаешь – это списанный самолёт – ну и аллах с ним – заменят на другой и плоскости и всё что нужно.
    Вот так и тренеровались держать машину и на разбеге, на взлёте и на пробеге после посадки:
    - (на И-16 с 22-ми моторами, т.е. на типе 4 с ободранными плоскостями – В.Б.),
    - а потом – на УТИ-4 и всё это»…

  24. #49
    Механик
    Регистрация
    20.03.2005
    Адрес
    Харьков - Нижний Новгород
    Сообщений
    4,325

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    а 62-й мотор по его мнению был таким же как и 25-й:
    Нет, тот пассаж касался только М-25.
    М-62 ПМСМ был неплохим двигателем, иначе не эксплуатировался бы до наших дней. Разве что, детские болезни, об этом спрошу.

  25. #50
    Забанен
    Регистрация
    04.01.2004
    Адрес
    Belarus
    Возраст
    56
    Сообщений
    860

    Re: Вопросы к ветерану авиатехнику

    Спроси, встречались ли ему пушечные И-16 и если да, то какое впечатление у него осталось по их обслуживанию и что о них их лётчики говорили? Бытует заблуждение у наших современников, что пушечные И-16 были тяжелее пулемётных и поэтому лётчики их не любили и предпочитали пулемётные. Но Долгушин на наличие пушек не жаловался.
    Жаловался на то, что:
    - снаряд у ШВАК был маломощный (по пробиваемости он говорит был хуже чем у БС-а),
    - и что часто пушки заклинивали и отказывали из-за порохового нагара, которым забивалось отверстие в пушки по которому отходили пороховые газы и перезаряжали пушку во время ведения автоматического огня

Страница 2 из 4 ПерваяПервая 1234 КрайняяКрайняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •