Кто скажет, что они раскручивали?
звук , как будто маховик тяжёлый через редуктор раскручивали
Кто скажет, что они раскручивали?
звук , как будто маховик тяжёлый через редуктор раскручивали
besheniy_suslik
E8500 (3,8ГГц), Asus P5K, 4Гб, MSI GTX 570 1280Мб, Win7 64bit, 1920х1200
Получил огромное удовольствие!![]()
Пусть эти тихие и скромные У-2,
Не из металла грудь и не из стали крылья,
Но сложатся легенды и в словах
Переплетется сказочное с былью...
(С) Н. Меклин
Ответ лётчика С.Ф.Долгушина Вас устроит?
Для начала рекомендую публикацию:
"И-16 Истребитель ОКБ Поликарпова"
http://www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl...u60&page=i-167
"Самолет оборудован системой ручного запуска от рукоятки стартера «РИ». Ручка в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа в специальное отверстие фюзеляжа».
Долгушин (Dsci0029-1.wav): «Ручка в кабине, но чтобы ей раскрутить (маховик «эклипс» как на Ли-2) - вставлялась она в моторный отсек впереди центроплана (это я хорошо помню) с левой стороны».
Профи: «То есть с какой стороны раскручиваешь – с той и заскакиваешь в кабину»?!
Долгушин: «Ну, я:
- раскрутил (эклипс),
- (наступив на колесо, перебрался на крыло)
- и в кабину».
(Dsci0030-1.wav) (Если бы ручка "в походном положении, хранящаяся в кабине пилота, при запуске вставлялась справа") "... - это сколько нужно было бы оббегать:
- впереди винта,
- левую плоскость и всё!
Вот почему я и запомнил это дело - потому что это вот было 22-го июня 1941 г. - я сам раза 3-4 запускал вот этой ручкой»!
Профи: «Кстати, когда Вы прилетели на аэродром «Лида» в полдень 22-го июня… когда аккумуляторы были севшие – вы:
- их заменили на аэродроме
- или так ручкой и запустили и с севшими и улетели в Черлёну»?
Долгушин: «Нет (не меняли) – так же ручкой запускали:
- обыкновенно (в мирное время) техник раскручивал или моторист,
- а тут ты один - ручка в кабине у тебя и всё – самому пришлось. Но раскрутил я её так!…
А что такое «система запуска эклипс»: это такого вот диаметра и такой толщины (показывает) бронзовое тяжёлое колесо – маховик самый настоящий – вот, что это! Вот этот маховик и назывался «система запуска Эклипс».
И когда:
- раскрутишь (рукояткой стартера «РИ» эклипс),
- (наступив на колесо) вскочишь на крыло и в кабину),
- и включишь (потянешь рычажок для запуска) - соединяешь вал двигателя с этой вот болванкой (т.е. включаешь сцепление вала двигателя с эклипсом).
А на валу и на эклипсе такие вот (показывает) зазубрины (зубчатое соединение - Пр.). И вот они сцепляются и (эклипс) начинает крутить мотор:
- обыкновенно, в мирное время этим не пользовались (редко когда),
- а в полевых условиях (этот эклипс) годился и выручал - аккумулятора нету – раскрути ручкой и запускай!
Там же:
- от аккумулятора он (эклипс) примерно 1800 оборотов (в минуту) делал,
- а мы теряли время (эклипс останавливался – немножко сбавлял обороты) и поэтому мы раскручивали его примерно до 2200 оборотов в минуту – ну, чтобы вскочить (в кабину) и чтобы побольше он (эклипс) покрутил (мотор)".
А вот несколько мнений о запуске двигателя (аналогичного тому что запускали однополчане Долгушина по 122-му ИАП) участников другого известного авиафорума:
Oldeng ( http://www.avia.ru/forum/1/8/2271040...917318_2.shtml ) :
"...А Ли-2 - это особая песня. Скажу одно, что запуск его двигателей зимой - зеркало состоятельности специалиста. Казалось бы, на Ан-2 - тот же АШ-62ИР, но там не тебовалось такого артистизма. Молодой специалист, освоивший уверенный запуск двигателей на Ли-2, уже мог считать себя зрелым авиатором"...
«PROEN» (07/12/2006): «Чем это так сильно отличался запуск двигателя на Ли-2 и Ан-2?:
- И там и там инерционный стартер,
- И там и там дергался техник обезьяной в кабине. Лётчикам этого не понять, так как они всегда запускали уже прогретые двигатели.
На Ил-14 запуск был очень простой - крути стартером, пока один из цилиндров не "схватит"!
Инерционным запуском на Иле почти никто не пользовался, разве что когда аккумуляторы слабые.
А запуск Аш-62 от ручки - это песня! Столько накрутишь, пока эта зараза хотя бы чихнет! Зимой это было почти нереально.
Запустить И-16 одному от ручки нельзя - когда снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера:
- надо впрыгнуть в кабину
- и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето.
Нет, это невозможно!
Профи-Долгушину (Dsci0014-4.wav): 'Так что, Сергей Фёдорович, получается что современные лётчики, авиатехники, историки и авиалюбители даже представить себе не могут, что во время войны лётчики сами без техников себе ещё и моторы запускали и говорят:
«Запустить И-16 одному от ручки нельзя - пока снаружи раскрутишь ручкой маховик стартера, потом надо впрыгнуть в кабину и пока маховик еще крутится (а он теряет обороты довольно быстро) включить сцепление и магнето - нет, это невозможно"!
Долгушин (Dsci0014-4.wav, 00:31): «Оббегать крыло не нужно было».
Профи: 'То есть нужно было просто с плоскости заскочить в кабину'?!
Долгушин: 'И всё:
- провернуть винт,
- а потом нажать кнопку".
Профи-Долгушину: “Кстати я нашёл в международной компьютерной сети “Интернет” видеозапись, где этой ручкой точно так же раскручивают эклипс, запуская двигатель Ме-109” – «Мессер в живую»:
http://forum.sukhoi.ru/showthread.php?t=46227
Только лётчик там сидел в кабине, а раскручивал второй человек, стоящий на крыле”.
Долгушин: “Так и у нас так же было то:
- вообще - техники раскручивали,
- а тут – когда надо было раскрутить, я сам раскручивал, потому что некому больше было – техника то нету!
А взять какого-нибудь постороннего человека раскручивать:
- он раскрутит,
- я включу винт, он начнёт крутиться,
- а этот “мудак” (т.е. “посторонний человек”) задницей вперёд побежит, аккурат под винт попадёт и всё!Потому что (показывает):
- вот мотор,
- вот тут вот техник стоит и раскручивает" (эклипс).
Профи: “А он стоит на крыле или на земле”?
Долгушин: “На земле”.
Профи: “А Вы когда сами мотор заводили – где стояли”?
Долгушин: “Я стоял так же, потому что с крыла его не заведёшь. Но наступив на колесо, перебраться на крыло – никакого умения не надо.Тем более в том возрасте, в котором я был”.
![]()
Крайний раз редактировалось Профи; 29.08.2007 в 15:02.