Не люблю голословных утверждений, посему вернемся к цифрам.
1. Вообще говоря, Валентин, должен заметить, что голая цифра с голыми формулами, без сопутствующего анализа способна скорее ввести в заблуждение.
Иллюстрирую высказывание: за период 44-го года имеется следующая статистика:
На Западном фронте одномоторными истребителями совершено 80261 самолето-вылетов. Боевые потери – 6340 самолетов. На Востоке, за аналогичный период совершено 61775 самолетов-вылетов. Боевые потери – 729 самолетов. Считаем коэффициент боевых потерь: для Запада –7,9%, для Востока – 1,18%. Значит ли сие, что летчики западных союзников лучше наших ровно в 7 раз?
Нет. С одной стороны, истребители наших западных союзников имели (могли позволить себе иметь) значительно более высокий уровень начальной подготовки и летали на самолетах, заметно превосходящих немецкие при имевшихся условиях боевого применения.
Но при анализе необходимо учитывать следующий факт: большинство немецких самолетов на Западе – истребители Люфтфлота «Рейх», фактически – перехватчики ПВО, не совершающие рутинные боевые вылеты на патрулирование, сопровождение, разведку и т. д. Ведь на фронте далеко не каждый боевой вылет сопровождается встречей с противником. В то время как перехватчики поднимаются по командам наземных пунктов обнаружения и наведения, то есть имея перед собой гарантированную цель. Таким образом, на Западе гораздо выше процент «результативных» боевых вылетов, то есть завершившихся непосредственно боевым столкновением с воздушным противником, и соответственно более высоким количеством потерь на один боевой вылет.
2. Вернемся к коэффициентам боевых/небоевых потерь. Итак, берем книгу «Гриф секретности снят.», М, Воениздат, 1993 г.). По СССР полные данные за 41-43 годы.
Данные привожу в следующем формате: боевые потери/небоевые/процент небоевых потерь от боевых.
1941 год
СССР: 10600/10600/ 100%
Германия: 3771/996/ 37%
1942 год
СССР: 9100/5600/ 61%
Германия: 5603/1946/ 28%
1943 год
СССР: 11700/15000/ 128%
Германия: 9805/2888/ 34%
1944 год, январь - июнь
СССР: -------
Германия: 7673/1975/ 38%
Итого:
СССР: 31400/31200/ 101%
Германия: 26852/7614/ 35%
Не маленькая разница? Итоговые цифры потерь для СССР, которые можно найти во многих советских книгах, да и в том же предисловии к книге М. Спика «Асы Люфтваффе»: боевых 46 000, небоевых – 59 000. Процент небоевых потерь – 128%!!!!!!!!!!!
Как вам эта цифра?!?
И вот тут мы подходим к самому интересному. Да, техника, да, подготовка, но откуда такой рост небоевых потерь? Ведь массовое поступление на фронт новой техники и неподготовленного летного состава началось в конце 41-42 году. Почему же так резко возрастает процент небоевых потерь в 43, а тем более 44-45 годах? Ведь, исходя из приведенных цифр, в 44-45 году СССР потерял в боях около 14 600 самолетов, в АП – 27 600 (!!!) самолетов. Процент небоевых потерь – 189%!!!
Здесь мы вынужденно приходим к выводу о том, что с 43 года массово занижалось количество боевых потерь, маскировавшихся под небоевые. Другими аргументами такие цифры объяснить просто невозможно.
3. Замечание по поводу потерь вообще и счетов асов в частности. Насколько может быть велика «вилка» между заявленными и реальными победами у ВВС РККА и Люфтваффе?
Начнем с Люфтваффе. Истребители Люфтваффе претендуют на цифру порядка 70 000 сбитых самолетов противника, из низ порядка 45000 – на Востоке. Советские историки признают цифру в 46 000 потерянных в боях самолетов. Но ведь на действия истребителей во Второй Мировой войне в среднем приходилось 2/3 от общего числа боевых потерь противника. Таким образом, «дефицитом» оказываются порядка 22500 самолетов, то есть около 50% от боевых потерь…или 23% от не боевых. Конечно, были и приписки, но я бы оценил их в сумму не выше 10% от общего числа заявленных побед.
Теперь вернемся к нам. В советской истории принято оценивать потери суммарные потери Люфтваффе в 95 000, из которых на боевые потери на Востоке относят порядка 50000 самолетов.
Почему цифра в 95000 не вызывает особого доверия? Прибавим к 95 000 несколько тысяч самолетов, доставшихся победителям в качестве трофеев, плюс еще несколько тысяч, поставленных на экспорт и странам-сателлитам (Италия, Финляндия, Румыния и т. д.). Получаем цифру порядка 110 000. А теперь смотрим на количество самолетов, произведенных в Германии за годы Второй мировой войны – 119 000!
Вот так. Получается, что Люфтваффе за все шесть лет войны не перевооружались планово на новую технику, а выкашивались под ноль. Можно ли допустить потери практически в 100% от общего числа выпущенных? Ведь в СССР общие потери – 50% от выпущенных в годы войны самолетов (учитывая поставки по ленд-лизу).
В то время как сами немцы оценивали свои потери (общие) в 60 000…70 000 самолетов.
Выводы: преувеличение счетов наших асов допускалось не в меньшей (мягко говоря) степени, чем у немцев. Понятно, что эта неоднородная величина, и у Покрышкина вполне может быть не 59, а порядка 70 побед. Но средние цифры таковы.
P. S. По п. 3 можно почитать еще вот тут: http://www.ipclub.ru/arsenal/hardwar..._99_rybin.htm.
P. P. S. Хотелось бы, что бы меня поправили, там, где я не прав.

[This message has been edited by Polar (edited 12-02-2001).]