Сказанное в равной степени относится и к программе ПАК-ФА, также открытой для иностранных участников. Не случайно разработчики создаваемого по этой программе боевого самолета неоднократно подчеркивали сходство программ ПАК-ФА и JSF в части их международной коммерциализации и ориентации на мировой рынок боевых самолетов. И на фоне начавшихся испытаний тактического образца РЛС APG-81 для американского ударного истребителя JSF отсутствие конкретных разработок по РЛС для "российского JSF" - это показатель того пути, который еще предстоит пройти нашим разработчикам.

Нельзя считать, что "об истребителе 5-го поколения как будто забыли" и в части его вооружения. Из выставочных информационных изданий можно, например, узнать о деятельности в этой области ведущего разработчика отечественных ракет "воздух-воздух" - ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова. Было, в частности, заявлено, что уже сегодня "ведется разработка принципиально новых, использующих наиболее передовые технологии и уникальные технические решения ракет. Предполагается, что эти УР будут готовы к передачи в серийное производство в 2010-2012 гг. и найдут применение на борту перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК-ФА) 5-го поколения".

Можно, конечно, и здесь усмотреть проявление излишней "скромности" в освещении результатов работ, ведущихся в интересах создания отечественного истребителя 5-го поколения. Но это лишь в отношении аспекта "что". По поводу аспекта "когда" информация дана предельно конкретная, позволяющая надеяться, что в части вооружения "российский JSF" не уступит (по крайней мере на мировом рынке) американскому JSF".

Среди технологий истребителя 5-го поколения стоит упомянуть и технологическую реализацию системы многоспектральной ситуационной осведомленности летчика. Само существование такой технологии в отечественных разработках новых боевых самолетов можно было обнаружить на примере разработки ударного боевого самолета Су-32. На макете этого самолета, представленном в павильонной экспозиции, обращали на себя внимание два блистера, расположенные за кабиной на верхней и на нижней, перед кабиной, поверхности фюзеляжа. Само назначение этих блистеров для специалистов вполне очевидно - размещение оптоэлектронных датчиков наблюдения за окружающим пространством. Дополняя оборудование станции радиотехнической разведки (СРТР), эти датчики обеспечивают информацию обо всем происходящем вокруг самолета, причем не в радиочастотном, а в оптическом спектре.

СРТР, рассматривавшаяся когда-то всего лишь как составная часть системы радиоэлектронного противодействия, выделена сегодня в зарубежной практике в самостоятельный компонент бортового радиоэлектронного комплекса, ответственного за обеспечение ситуационной осведомленности летчика. Вместе с СРТР сюда входят и оптикоэлектронные датчики наблюдения, превращающие систему ситуационной осведомленности из чисто радиотехнической в многоспектральную, имеющую гораздо более высокую разрешающую способность. Причем сами эти оптоэлектронные датчики могут быть различного типа. Одни с большой дальностью действия позволяют просто засечь вспышки, указывающие на применение противником управляемого ракетного оружия. Другие с меньшей дальностью действия позволяют получить тепловизионные изображения закабинного пространства, причем с разрешающей способностью, обеспечивающей зрительное распознавание находящихся там самолетов. И это позволяет использовать систему ситуационной осведомленности уже не просто для обеспечения противодействия противнику, но и для активного выполнения основных боевых функций самолета.

Система ситуационной осведомленности создаваемого американцами ударного истребителя F-35 имеет, например, комплекс датчиков трех типов, что позволяет говорить о реализации здесь именно многоспектральной ситуационной осведомленности с высокой разрешающей способностью. При этом инфракрасные и тепловизионные датчики, расположенные на поверхности самолета, обеспечивают полностью сферический обзор окружающего пространства. Посмотрев себе под ноги, летчик, находящийся в кабине F-35, может увидеть на щитке нашлем-ной системы индикации и целеуказания, что происходит под самолетом.

Все эти объяснения не заслуживали бы внимания, если бы не одно обстоятельство. Продемонстрированные на модели Су-32 элементы системы ситуационной осведомленности никогда еще не появлялись на натурных образцах этого самолета. Успеет ли освоение данной технологии в отечественной практике достичь в ближайшие годы такого же состояния, которое вот-вот будет достигнуто за рубежом? От этого зависит, будет ли летчик "российского JSF" обладать столь же высокими информационными возможностями в процессе выполнения боевого задания, как и его возможный соперник в воздушном бою.

Еще одной технологической областью создания истребителя 5-го поколения, так или иначе попавшей в поле зрения участников МАКС-2005, стал интеллектуальный интерфейс системы "летчик-самолет". Правда и здесь оценка могла быть сделана только по косвенным признакам. К ним относится прежде всего состояние разработки самолета Су-35, который рассматривается как последний шаг в ряду модификаций самолета Су-27 перед решительным броском участников программы ПАК-ФА к истребителю 5-го поколения. Комментируя участие НПЦ "Технокомплекс" в прошедшей выставке МАКС-2005, гендиректор этого ведущего предприятия отечественной авионики Гиви Джанджгава отмечал, что "комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Су-35 должен стать ступенькой к созданию авионики самолета 5-го поколения. При этом основное направление работы по разработке перспективных БРЭО будет состоять в создании экспертных систем. Они должны обеспечить работу летчика в условиях, когда на многоцелевом одноместном самолете летчик должен одновременно выполнять целый ряд задач".

Из комментария руководителя НПЦ "Технокомплекс", в частности, следует, что на предприятии в тот момент уже были изготовлены все компоненты кабины Су-35. Чтобы показать на МАКС-2005 этот качественно новый интерфейс системы "летчик-самолет", разработчикам "не хватило лишь нескольких месяцев". И это заявление тоже своего рода выставочная информация по поводу истребителя 5-го поколения. Очевидно, что в реализации программы ПАК-ФА аспект "когда" имеет свою актуальность не только в отношении создания РЛС с АФАР, но и в отношении разработки интеллектуального интерфейса системы "летчик-самолет". Причем эта актуальность оценивается для "российского JSF" отнюдь не "нехваткой лишь нескольких месяцев". Напомним, что прототип кабины американского ISF был показан на выставке в Фарнборо еще в 2000 г.

Правда то, что не удалось сделать к началу выставки разработчикам БРЭО, восполнили самолетчики. Среди моделей, демонстрирующих успехи ОКБ им. П.О. Сухого в создании модернизаций семейства "Су-27", нельзя было не обратить внимание на макет Су-35. От предшествующих вариантов самолета Су-30 он отличался не только наличием некоторых новых образцов вооружения, но и отсутствием второго члена экипажа. Одноместная кабина Су-35 стала косвенным подтверждением уверенности разработчиков отечественного истребителя 5-го поколения в реализации того уровня автоматизации информационных процессов и того интеллектуального интерфейса системы "летчик-самолет", которые необходимы для создания одноместного варианта перспективного многофункционального боевого самолета нового поколения, будь то поколение "4+" или 5-е поколение.