НПО "Сатурн" было фактически назначено головным разработчиком авиадвигателя для ПАК ФА в 2002 году без проведения тендера и с того времени ведет работы по "изделию 117" при существенном бюджетном финансировании. Одновременно предприятие занимается "изделием 117С" для истребителя Су-35. За прошедшие годы "Сатурн" проделал весьма ограниченную работу для определения облика будущего двигателя - провел предэскизную стадию разработки, определил основные "прорывные" и "критические" технологии, разработка которых требуется до начала опытно-конструкторских работ. Тем не менее конкретных результатов ни по тому, ни по другому изделию предприятием не представлено: по "изделию 117С" не завершен полный цикл стендовых испытаний, вибрации двигателя превышают допустимый уровень; "изделие 117" не доведено до этапа полномасштабных стендовых испытаний. Сегодня работы по созданию силовой установки для ПАК ФА на "Сатурне" в связи с отсутствием бюджетного финансирования приостановлены.

Эксперты отмечают и некоторые другие проблемы рыбинского предприятия. С 1996 года оно ведет разработку двигателя АЛ-55И для индийского учебно-тренировочного самолета. Сроки реализации этой программы затягиваются, двигатель на данный момент не прошел стендовые испытания. Похожая ситуация складывается и по программе двигателя SaM146 для перспективного российского регионального лайнера. Начало его летных испытаний на самолете-лаборатории Ил-76ЛЛ откладываются уже в третий раз.

Ежегодный объем реализации НПО "Сатурн" составляет 7-7,5 млрд. руб., включая постоянно растущие расходы на НИОКР, выполняемые за счет федерального бюджета и инозаказчиков. Объем безвозвратных государственных "вливаний" в НПО "Сатурн" ежегодно растет и в 2007 году приблизится к 3 млрд. руб.

...и что в Москве

"Салют", оставшись "за бортом" государственного финансирования, принял решение о создании научно-технического задела по 5-му поколению на собственные средства. Практический путь реализации этой задачи был вполне логичным и обоснованным - последовательная модернизация АЛ-31Ф и одновременная разработка перспективных технологий по разным направлениям. Эту работу предприятие продолжает и в настоящее время. На базе АЛ-31Ф создано три модификации - М1, М2, М3. Сегодня АЛ-31ФМ1 с тягой 13,5 тс (у серийного изделия - 12,5 тс) и увеличенным ресурсом полностью сертифицирован и запущен в серийное производство для оснащения истребителей Су-27СМ. Это уникальный случай в новейшей истории российского авиадвигателестроения: впервые с 1980-х годов двигатель после прохождения полной программы государственных испытаний принят на вооружение ВВС РФ в декабре 2006 года.

В стадии стендовых испытаний находится модификация АЛ-31ФМ2 с тягой 14 тс. Конструктивный облик следующей модификации - АЛ-31ФМ3 - предусматривает повышение тяги уже до 15,5 тс при удельном весе двигателя 0,09 кг/кгс. На версии М3 вместо 4-ступенчатого компрессора низкого давления будет стоять 3-ступенчатый компрессор, который уже разработан на предприятии. Это существенное достижение в направлении уменьшения трудоемкости изготовления двигателя, снижения массы и повышения надежности. В результате АЛ-31ФМ3, фактически существующий в металле, по своим параметрам будет приближаться к требованиям двигателя 5-го поколения. Сегодня часть узлов АЛ-31ФМ3 находится в стадии автономной отработки, часть проходит стендовые испытания.

"Салют" совместно с ОАО "Климов" разработал всеракурсное реактивное сопло с управляемым вектором тяги и систему автоматического управления (САУ) для модернизируемых турбореактивных двухконтурных двигателей типа АЛ-31Ф. Всеракурсное сопло готово к проведению государственных испытаний и является прототипом сопла для двигателя 5-го поколения.

В "копилку" достижений "Салюта" следует также включить наработки по двигателю АИ-222-25 для учебно-боевого самолета (УБС) Як-130. Сегодня на предприятии отработаны технологии полного цикла сборки, испытания и поставки двигателей АИ-222-25 для нужд Минобороны РФ и инозаказчиков, что дает возможность говорить о готовности к их серийному производству на территории России. На "Салюте" уже собраны и готовы к отгрузке первые два двигателя АИ-222-25 полностью российской сборки. Стендовые испытания двигателей завершены 9 июня; сейчас они проходят опытные летные испытания на УБС Як-130 в ЛИИ им. Громова.

Медлить нельзя

Как заявил главком Военно-воздушных сил РФ генерал-полковник Александр Зелин, ВВС выбрали для обучения летчиков один самолет - Як-130, который представлен на государственные испытания. "Это прекрасный учебно-боевой самолет с хорошими летно-техническими характеристиками. Наша потребность - более 200 самолетов", - сказал Зелин. Потребности мирового рынка в УБС типа Як-130, по оценкам экспертов, составляет 2500 единиц до 2020 года. Таким образом, у "Салюта" хороший реальный потенциал увеличения объема производства.

Сегодня ежегодный объем реализации продукции на ММПП "Салют" составляет около 12 млрд. руб., из которых предприятие выделяет значительные средства на проведение НИОКР, создание научно-технического задела для разработки двигателя 5-го поколения, техническое перевооружение и освоение передовых технологий.

Что касается кооперации партнеров, то данный пункт не представляет проблемы. НПО "Сатурн" давно этим занимается. На базе же ММПП "Салют" завершается создание Федерального научно-производственного центра газотурбостроения, включающего более 15 предприятий. За последние годы в рамках ФНПЦ появилось более 10 тыс. рабочих мест как на самом на "Салюте", так и на Омском машиностроительном производственном объединении им. Баранова благодаря проведенной кооперации и передаче в Омск части заказов.

Без сомнения, кто бы из конкурентов ни выиграл тендер, в кооперации с ним будут работать государственные российские научные центры и институты - ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС и др.

Все вышеизложенное подтверждает всю сложность задачи, стоящей пред Военно-промышленной комиссией, по выбору головного исполнителя на изделие И-21. Эксперты полагают, что во избежание недопустимой ошибки необходимо провести предварительный конкурс прототипов-демонстраторов. Тем более что этап с демонстратором предусмотрен в проекте государственного контракта по выполнению опытно-конструкторских работ. Вполне логичным с точки зрения государственных, а не местечковых или групповых интересов выглядит следующее решение. При равном госбюджетном финансировании перед "Сатурном" и "Салютом" должна быть поставлена задача по созданию прототипа-демонстратора двигателя 5-го поколения. Затем по практическим результатам надо выбрать головного разработчика. А он, в свою очередь, в своей дальнейшей работе должен будет использовать лучшие достижения конкурента, образовав действенную кооперацию среди отечественных моторостроителей.

Возможно, такой логике и последует тендерная комиссия. Во всяком случае дальше затягивать процесс создания двигателя 5-го поколения в России нельзя. Как заявил генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Владимир Скибин, "перспективные авиадвигатели настолько сложны и требуют такой концентрации усилий, что каждый год промедления по тому или иному проекту делает его разработку на 15% дороже и увеличивает отставание от конкурентов на два-три года".

Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Корреспондент: Любовь Милованова
Опубликовано: 31.07.2007, 11:37

http://www.aviaport.ru/digest/2007/07/31/125288.html