http://www.govexec.com/dailyfed/0807/081507nj1.htm

Sydney J. Freedberg Jr.
National Journal

Ориентация ВВС США на новый бомбардировщик вызывает вопросы

Во время военной операции в Афганистане в 2001 г. спецназовцы вызывали поддержку с воздуха сидя на лошадях. Анекдотичность ситуации в том, как на поле боя сошлись вместе древнейшие и новейшие технологии. Хотя самолеты, бомбившие цели были не так уж новы - они старше своих летчиков. Последний Б-52 вышел из сборочного цеха в 1962 году.

В войне с не настолько плохо вооруженным противником как Талибан, эти стареющие машины будут довольно легкими целями для ЗРК. В 1972 году ПВО Северного Вьетнама сбила 18 Б-52. В 1991 году Пентагон пустил эти машины в воздушное пространство Ирака только после того, как его система ПВО была смешана с землей при помощи других систем вооружений. В 1999 году Б-52 наносили удары по сербским подразделениям, но не использовались для работы по ключевым целям, например над Белградом.

"В каждой военной операции после 1991 г. самые трудные цели доставались Б-2, которые действовали только в ночное время" - говорит Ребекка Грант, автор отчета для Ассоциации ВВС, защищающего место бомбардировщика в будущем. - "Уже по меньшей мере 10 лет военные ограничивают применение Б-1 и Б-52".

Из 744 построенных изначально, в настоящее время в строю находятся 94 Б-52 - и это больше половины флота дальних бомбардировщиков США (Б-1Б в наличии 65 штук, Б-2 - 21). Последний Б-2 был поставлен заказчику в 1997, и тогда случилось то, чего не было с 1917 года - в производстве в США не имелось ни одного бомбардировщика для своих вооруженных сил.

Уже 10 лет все планы сконцентрированы на идее флота многофункциональных истребителей, обладающих сравнительно малой дальностью и полезной нагрузкой. Общее количество МФИ должно составить 175 Ф-22 и 1763 Ф-35 - их общая стоимость перевалит за 250 млрд. долл.

Планы создания дальней ударной системы будущегоотложены на 2037 г. - в том году самому молодому Б-52 исполнится 75 лет. А в настоящее время ВВС официально заявили о планах поднять в воздух новый бомбардировщик к 2018 г. Стоимость его разработки может достить 30 млрд. долл. в течение следующих 10 лет. Но многие аналитики сомневаются в серьезности намерений ВВС - и причиной тому скрытность работ над проектом. В настоящее время его финансирование засекречено, так что либо это полностью "черная" программа, либо всё это просто разговоры в стремлении приберечь деньги для закупок истребителей - так считает Ричард Абулафия, старший аналитик компании "Фейрфэкс".

Почти половина генералов ВВС - летчики-истребители, и только менее 5 процентов имеют "бомбардировочное" прошлое. И ВВС со времен Вьетнама "любит" истребители больше, чем бомбардировщики. Ударный истребитель имеет малые радиус и полезную нагрузку, но более эффективно преодолевает ПВО.

В 1999 г. сербы сбили Ф-117, и в ВВС боятся, что поражение более совершенного Б-2 - только вопрос времени, поскольку системы ПВО не стоят на месте. И поэтому ударные машины следующего поколения имеют не только малозаметность, но и маневренность. Однако защитники бомбардировщиков утверждают, что страны, позволяющие себе мощные системы ПВО, обладают также возможностями противодействия близлежащим авиабазам США - различными способами - экономическими, политическими, террористическими или военными (типа применения ОТР).

"Кошмарным" сценарием в данном случае выступает возможный конфликт "Тайвань - Китай". Даже с ближайших баз в Южной Корее Ф-22 и Ф-35 могут преодолевать внешние рубежи китайской ПВО только для того, чтобы выработать топливо задолго до того, как они достигнут своих целей. А дозаправка в воздухе невозможна в поле действия вражеских РЛС. Максимальный боевой радиус Ф-22 оценивается в 540 морских миль, а Ф-35 - в 633. Любой из этих истребителей может поразить, скажем, цели в Тегеране вылетев из Кувейта, или в Пекине из Южной Кореи. Но если эти базы станут по какой-либо причине недоступны, или если нужно будет поразить удаленные цели типа космического центра Ксичан, откуда в январе 2007 г. был произведен запуск противоспутниковой ракеты - истребители туда не долетят.

В отличие от них, Б-2 имеет боевой радиус более 3000 миль. Их конечно мало - заказ был ограничен 21 машиной, из-за сочетания высочайшей цены в 2.1 млрд. долл. и множества ограничений, присущих этому самолету. Например, его радиопоглощающее покрытие оказалось настоящим кошмаром в обслуживании, его нужно было постоянно замазывать шпателями и заклеивать специальной пленкой, хотя Нортроп и сделала позже специальную разновидность покрытия, наносимую спреем.


Годы исследований и разработок после появления Б-2 позволили соединить в одном самолете технологии малозаметности и присущую истребителю маневренность, вкупе с приемлемыми затратами на обслуживание. Кроме того, применение ВТО значительно сокращает количество боеприпасов, потребное для уничтожения цели. Всё это было лишь мечтой во времена работ над Б-2. Поэтому новый бомбардировщик будет иметь, возможно, лишь половину от 20-тонной полезной нагрузки Б-2, и это позволит сделать намного меньший по размерам и цене самолет.

Генералы ВВС описывают будущий бомбардировщик таким образом, что его концепция становится похожа на "маленький Б-2 второго поколения", по-прежнему дозвуковой. Но в то же время, в ВВС часто говорят, что бомбардировщик 2018 года является промежуточным, должным заполнить пробел до появления по-настоящему революционной технологии для полного обновления ударного стратегического флота ВВС в 2037 году.

"Священной коровой" ВВС является гиперзвуковой аппарат, возможно беспилотный, способный выполнять суборбитальные полеты на скорости более 6М. Но такая технология, хоть она и является концептуально правильной для бомбардировщика следующего поколения, требует много времени на разработку. Поэтому решение 2018 года должно быть компромиссным.

Но стоит ли такой аппарат того, чтобы ждать его появления. "Он будет классный, сексуальный, крутой, но я просто не вижу его практического применения в решении реальных задач", - говорит Барри Уаттс, аналитик в Центре стратегических и бюджетных исследований.

Высокоточные БМР, несущие неядерные заряды в головной части, будут дорогим и одноразовым вариантом, но они могли бы поражать любую цель на Земле в течение 30 минут. Гиперзвуковые аппараты не только находятся впереди в десятках лет и миллиардах долларов, но и медленные, в сравнении с МБР - на полет до противоположной точки Земли им потребуется 2 часа. К тому же такие системы неспособны реагировать на вызовы так быстро, как это делали Б-52 над Афганистаном. Для таких задач дозвуковой малозаметный "вариант 2018" может подходить куда лучше, чем МБР или гиперзвуковой аппарат.