Организация ВВС РККА
В мае 1942 г. с образованием воздушных армий, объединивших ВВС фронтов и ВВС
армий, в общевойсковой армии остался один смешанный авиаполк. В ноябре того же
года он был заменен авиаполком легких самолетов для воздушной разведки и связи. В
первой половине 1943 г. смешанный авиаполк был заменен эскадрильей связи в составе
12 самолетов По-2.
Фронтовая авиация входила в военные округа, состояла из частей и соединений
различных родов авиации и действовала в соответствии с планами округа (фронта).
Существовала до ноября 1942 г.
Самолетами располагали также учебные заведения ВВС, ВМФ, ГВФ. аэроклубы
Осоавиахима, НКВД и пограничные войска.
В соответствии с задачами, летно-тактическими данными и вооружением военная
авиация подразделялась
на истребительную, бомбардировочную, штурмовую и разведывательную. К началу
войны бомбардировочная авиация была представлена ближней (фронтовой) и дальней
бомбардировочной авиацией.
С октября 1941 г., с появлением ночных легкобомбардировочных полков, фронтовая
бомбардировочная авиация стала подразделяться на дневную и ночную.
Звено. Первичное подразделение ВВС РККА. Для всех родов военной авиации в
состав звена входило три
самолета, но в сентябре-ноябре 1942 г. в истребительной авиации перешли к звену из
двух пар, т. е. четырех самолетов. К концу 1943 г. четырех-самолетное звено было введено и в
штурмовой авиации.
Авиаотряд. Основное тактическое подразделение отечественной авиации до 1922 г.
Количество самолетов s отряде различалось и зависело от рода авиации. С 16 сентября
1924 г. отряд истребительной авиации состоял из трех звеньев (9 самолетов),
разведывательной легкобомбардировочной из двух звеньев (6 самолетов). В отряде
тяжелых бомбардировщиков имелось 3 самолета. В мае 1925 г. в штат стрелковых
корпусов были введены авиационные отряды по 6, 8 и 12 самолетов, предназначавшихся
для ближней разведки и обслуживания артиллерии. С переходом на полковую
организацию авиационные отряды сохранились в военно-транспортной авиации и
авиации М1Ф.
Эскадрилья. С 16 сентября 1924 г. эскадрилья состояла из двух или трех отрядов.
Истребительная эскадрилья - из трех отрядов по три звена в каждом. Всего в эскадрильи
имелось
Самолетов, из них 12 запасных.
Легкобомбардировочная и разведывательная эскадрильи включали по три отряда из
двух звеньев и насчитывали 31 самолет, из них 12 запасных. Тяжелобомбардировочная
эскадрилья состояла из двух отрядов по 3 самолета. Всего 6 самолетов.
В 1938 г. было принято решение об изменении структуры и численности самолетов
эскадрилий.
Бомбардировочная авиационная эскадрилья состояла из четырех звеньев по 3 самолета
(12 самолетов). Штурмовая эскадрилья - из трех боевых звеньев и одного резервного (12
самолетов). Истребительная эскадри
лья насчитывала 15 самолетов и состояла из пяти звеньев.
Опыт войны и большие потери вызвали необходимость новых изменений. 10 августа
1941 г. приказом командующего ВВС эскадрильи в штурмовой, бомбардировочной и
истребительной авиации определялись по 10 самолетов (три звена и самолет командира).
Через десять дней, 20 августа, последовал новый приказ для подразделений, получавших
самолеты новых типов "вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д.". Эскадрилья при этом насчитывала
9 самолетов , т. е. три полных звена.
В середине 1943 г. в истребительной авиации вернулись к составу эскадрильи в 10
самолетов, двух звеньев и пары (командира и его ведомого).
В конце 1943 г. эскадрильи истребительной и штурмовой авиации перешли на
трехзвенный состав и насчитывали 12 самолетов. Эскадрилья бомбардировочной авиации
насчитывала 10 самолетов, три звена и самолет командира эскадрильи. Эскадрилья связи
состояла из четырех звеньев из 12 самолетов.
Авиаполк. В СССР авиационные полки впервые были сформированы в 1938 г. Статус
авиаполка - воинская часть.
Ближнебомбардировочный полк состоял из пяти эскадрилий и двух самолетов в
управлении полка (62боевых самолета), дальнебомбардировочный полк состоял из трех-
четырех эскадрилий и двух самолетов в управлении полка (38-42 боевых самолета).
Истребительный полк включал четыре-пять эскадрилий и два самолета управления полка
(63-77 боевых самолетов). Штурмовой авиаполк состоял из пяти эскадрилий и имел на
вооружении 61 боевой, 5 тренировочных и 1 самолет связи.
В боях в июле-августе 1941 г. наблюдались проблемы в управлении в полках и дивизиях
большим количеством самолетов, а громоздкость этих частей и соединений затрудняло
рассосредоточение самолетов на аэродромах и облегчала противнику их уничтожение на
земле. 10-12 августа была принята новая организация ближнебомбардировочных,
штурмовых и истребительных авиаполков
Ближнебомбардировочный полк теперь стоял из трех эскадрилий смешанного состава
- две бомбардировочные, одна истребительная эскадрилья и 2 бомбардировщика в управ-
лении полка, всего 32 самолета.
Штурмовой авиаполк также смешанного состава насчитывал 33 самолета (две
эскадрильи самолетов Ил-2. звено самолетов Су-2, одна эскадрилья истребителей).
Истребительный полк должен был состоять из трех эскадрилий и двух самолетов
управления полка, всего из 32 самолетов.
В связи с большими потерями и трудностями восполнения самолетного парка, особенно
самолетами новых типов, организация была вновь пересмотрена. С 20 августа 1941 г.
авиационные полки, на вооружение которых поступали самолеты новых типов (Пе-2,
Ил-2, Як-1 и т. д.), а позднее и большинство других полков, стали формироваться
однородными, состоящими из двух эскадрилий и двух самолетов в управлении полка,
всего 20 самолетов.
К весне 1943 г. многие авиационные полки состояли из трех эскадрилий.
Истребительный авиаполк состоял из трех эскадрилий по 9 самолетов и 4-5 самолетов в
управлении полка, всего из 31-32 самолетов.
В середине 1943 г. в истребительном полку насчитывалось 34 самолета в составе трех
эскадрилий по 10 истребителей и по 4 самолета в управлении полка.
В конце 1943 г. бомбардировочные полки состояли из трех эскадрилий и двух самолетов
в управлении полка (32 боевых самолета). Штурмовой авиаполк состоял из трех
эскадрилий и четырех самолетов в управлении полка (40 боевых самолетов),
истребительный авиаполк - из трех эскадрилий и 4 самолетов в управлении полка (40
боевых самолетов). Кроме того, в каждом авиаполку имелся 1 самолет связи и 1 самолет с
двойным управлением (там, где была необходимость в таком самолете). В авиации ВМФ
смешанные авиаполки встречались и в 1942, и 1943 г.
Авиабригада. Основное тактическое подразделение ВВС РККА до 1938-1940 гг. Первые
авиабригады стали формироваться в 1927 г. и состояли из трех-четырех эскадрилий.
Существовали бомбардировочные, штурмовые, истребительные авиабригады.
Упраздненные в 1938-1940 гг. в связи с переходом на полковую организацию, они остались
в составе ВМФ и учебных подразделениях. Авиабригады ВМФ состояли из двух авиаполков.
Авиагруппа. Временное формирование под единым командованием. 21 июля 1941 г.
началось создание штатных резервных авиационных групп (РАГ), которые находились в
подчинении Ставки Верховного Главнокомандования и предназначались для решения
самостоятельных задач и для помощи ВВС фронтов. В авиагруппу входили от четырех до
пяти авиаполков (60-100 самолетов).