Осенью 1941 г. создавались временные (не штатные) авиационные
резервные группы из частей фронтовой авиации и вновь формируемых авиаполков. С
марта по мaй 1942 года были созданы десять ударных авиационных групп (УАГ) смешанного
состава от трех до восьми авиаполков, в том числе и тяжелобомбардировочных.
Авиагруппы действовали. До начала июня 1942 г. и позднее ее как подразделения
гидроавиации ВМФ и транспортной авиации.
Авиадивизия. Первые были образованы во второй половине1940 г., командование
ВВС старалось учесть "чужой" опыт Второй Мировой войны в Европе и "своей" войны
с Финляндией. Дивизия стала основным тактическим соединением ВВС РККА. Как
правило, авиадивизия состояла трех-четырех полков, в некоторых пяти-шести авиаполков
и насчитывала до 350 самолетов. Существовали однородные (бомбардировочные, истреби
тельные) и смешанные (истребительно-штурмовые и истребительно бомбардировочные)
авиадивизии время войны, примерно до 1943 года встречались смешанные дивизии
состоявшие из штурмовых и бомбардировочных полков. В июле 1941 было признано
целесообразным постепенно перейти к организации двухполкового состава, но вместе с
тем встречались авиадивизии из трех, четырех и пяти авиаполков.
В мае-июне 1942 г. были созданы штурмовые авиадивизии, состоявшие из двух -
четырех штурмовых авиаполков (численностью до 80 самолетов), и ночные
ближнебомбардировочные авиадивизии. В конце 1943 г. большинство авиадивизий
перешли на трехполковой состав (от 100 до 120 самолетов).
Авиакорпус. Формирование авиационных корпусов началось в СССР еще в 1933 г., когда
объединением двух-четырех бригад дальнебомбардировочной авиации получали корпуса
ДБА. В ноябре 1940 г. в составе корпусов ДБА находилось две авиадивизии. В начале
Великой Отечественной войны в каждом корпусе ДБА было сформировано по одной
истребительной авиадивизии дальнего сопровождения. В июне-августе 1941 г. корпуса
ДБА были расформированы, а 30 апреля 1943 г. организованы вновь. В их составе
находились две авиадивизии. В августе-сентябре 1942 г. началось формирование
авиакорпусов резерва Верховного Главнокомандования. Создавались однородные и
смешанные авиакорпуса двух и более дивизионного состава. В корпусе насчитывалось от
120 до 270 самолетов. Смешанные авиакорпуса включали две истребительные и одну
штурмовую или бомбардировочные авиадивизии. В дальнейшем от организации
смешанных авиакорпусов отказались, а часть уже имевшихся была переведена в одно-
родные. В 1941 г. началось формирование истребительных авиационных корпусов ПВО,
состоявших из двух-трех истребительных авиадивизий.
Армия. В январе 1936 г. на основе авиационных бригад тяжелых бомбардировщиков,
дислоцировавшихся в европейской части СССР, была создана авиационная армия
особого назначения (АОН-1). 15 марта 1937 г. На Дальнем Востоке была сформирована
АОН-2. Позднее в Северокавказском военном округе образована АОН-3.Вначале штатная
структура и состав АОН были неодинаковыми. Только апреля 1937 г. была установлена единая
организация, которая включала две тяжелобомбардировочные одну,
легкобомбардировочную и одну истребительную авиабригады.
Подчинялись АОН непосредственно Главному Командованию. 5 ноября 1940 г.,
вскоре после войны Финляндией, АОН были упразднена как не оправдавшие себя в
боевой обстановке.
5 мая 1942 г. приказом НКО СССР была создана 1-я воздушная армия объединившая
армейскую и фронтовую авиацию Западного фронта, армия включала в себя две истреби -
тельные авиадивизии (по четыре истребительных авиаполка) две смешанные
авиадивизии (каждая имела в составе два истребительных авиаполка, два штурмовых и
один бомбардировочный авиаполк), учебно-тренировочный авиаполк,
дальнеразведывательную авиаэскадрилью , эскадрильи связи и ночной
ближнебомбардировочный авиаполк.
В течение 1942 г. были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС
действующих фронтов. (1, 2, *. 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16 и 17-я воздушные армии). В
декабре 1944 г. подразделения АДД были сведены в воздушную армию, которая получила
обозначение 18 ВА.
1 июля 1942 г. началось формирование двух истребительных и одной
5омбардировочной авиационной армии. Предполагалось, что каждая будет включать три-
пять авиадивизий и насчитывать по 200-300 самолетов. Практически была создана и
приняла участие в боевых действиях только 1-я Истребительная авиационная армия.
Серьезные недостатки организационной структуры авиационной армии и практика
боевых действий показали, что иметь в составе одного фронта воздушную и
авиационную армии нецелесообразно. Выбор был сделан в пользу воздушной армии как
высшей формы оперативного объединения. Вместо авиационных армий, резервных и
ударных авиационных групп было решено создавать авиационные корпуса и отдельные
авиационные дивизии РВГК (Резерва Верховного Главнокомандования).