PDA

Просмотр полной версии : Реверс тяги серийных Ту-144?



xomer
11.01.2004, 10:15
Такая непонятность возникла: в большинстве документов, статей и описаний указано, что на 144х устанавливалось устройство реверса тяги, есть даже схемка...

Но, ни на монинском 77106, ни на фотографиях других ничего похожего на створки реверса, и т.п. мною обнаружено не было.

Поэтому вопрос, если кто может подсказать - был ли на самом деле реверс у летавших машин?

Military_upir
11.01.2004, 12:21
так ты б схемку выложил что-ли...

xomer
11.01.2004, 13:53
...не случайно, ведь ковши нарисованы.

Myxa
12.01.2004, 09:01
Вроде насколько я читал, он должен был быть, но так и не довели. Если не забуду, дома вечером посмотрю

Серж
12.01.2004, 15:51
Тоже не видел реверс на 144-х. Реально только парашют тормозной и тормозные же колёса.
А откуда рисуночек?

xomer
13.01.2004, 00:24
Originally posted by Myxa
Вроде насколько я читал, он должен был быть, но так и не довели. Если не забуду, дома вечером посмотрю

Да, эту информацию и хотелось бы подтвердить.

Откуда схема - сказать не могу. Что есть.

Kristofer
13.01.2004, 17:20
Схемка очень похожа на рисунок из книги "Современные сверхзвуковые самолеты", Э.Цихош, издана в 80-х. Более точно не скажу т.к. книга сечайс у Маverick`a.

Серж
15.01.2004, 00:32
Но реверса не было реально, вот фотки просмотрел.

exec228
17.01.2004, 15:15
да и некуда :)

xomer
19.01.2004, 19:35
Угу... значит все-таки без реверса :)

Myxa
21.01.2004, 09:03
Прошу прощения за задержку, после переезда не все книги еще распаковал :(

Во-первых, что касается ковшового устройства реверса:

"Одной из разработок было создание ковшевого реверсивного устройства... В безреверсном положении внутренние обводы ковшей для сверхзвукового полета образовывали контур расширяющейся части сопла Лаваля. Для дозвукового полоета ковши слегка прикрывались, с тем, чтобы образовать контур сужающегося сопла. Опытный образец реверсивного устройства был изготовлен, испытан на стенде моторного завода, успешно выдержал более 150 циклов работы. На стенде была получена расчетная обратная тяга. Но в конце концов было принято решение использовать для серийного двигателя НК-144А сверхзвуковое эжекторное сопло с двумя рядами подвизных створок, унифицированное с двигателем НК-22"

А вот что до использования реверса в эксплуатации, то... В общем, вот несколько цитат:

"На опытном самолете предполагалсь, что конструкция сопел должна была обеспечить широкий диапазон регулировки, вплоть до реверса... Но сопло не было доведено. Их неудачное сочленение с верхней поверхностью крыла потребовало на опытном самолете создания специальной надстройки с подпиткой для снижения донного сопротивления" (посмотреть бы, как все это выглядело, а то нигде не найти схем :( )

" На самолете устанавливаются внутренние нереверсивные сопла и внешние реверсивные. Оси струй реверса двигателей отклонены на 15 градусов от вертикальной плоскости. Использование реверса только на внешних двигателях связано как со спецификой компоновки, так и с желанием решить задачу торможения самолета с минимумом весовых затрат. Наиболе оптимальным... является сочетание двух реверсивных двигателей с посадочым парашютом, используемым как аварийное средство."

Но все же где-то я видел фразу о том, что реверс был недоведен, и тормозной парашют являлся основным средством торможения. Возможно, на сайте http://sergib.al.ru/ (кстати, никто не в курсе, что с ним? Что-то достучаться не могу)

Цитируется по изданию: "Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах", Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др., М., Московский Рабочий, 2000

xomer
21.01.2004, 13:08
Спасибо, этот источник пока не встречал. Единственное место, где говорилось про отсутствие реверса - заметка на airwar.ru.

Myxa
21.01.2004, 17:14
Originally posted by xomer
Единственное место, где говорилось про отсутствие реверса - заметка на airwar.ru.

Точно, там это и читал -- "реверс планировалось установить на два крайних двигателя (систему реверса не довели, в результате опытная и серийные машины эксплуатировались с тормозным парашютом). "

muxel
24.01.2004, 23:39
Originally posted by Kristofer
[B]Схемка очень похожа на рисунок из книги "Современные сверхзвуковые самолеты", Э.Цихош, издана в 80-х.

Да, картинка из Цихоша и относится она к XB-70, а не Ту-144...

Liosha
27.01.2004, 04:53
Ковши которые обведены на рисунке и пронумерованы 1 и 2 вовсе не реверс. А система замедления набегающего потока на сверхзвуке. Поток должен заходить на дозвуковой скорости не зависимо от скорости самолёта. Такое же есть и в Конкорде.

BBC24
27.01.2004, 06:25
Ковши которые обведены на рисунке и пронумерованы 1 и 2 вовсе не реверс. А система замедления набегающего потока на сверхзвуке. Поток должен заходить на дозвуковой скорости не зависимо от скорости самолёта. Такое же есть и в Конкорде.

Эта штуковина еще "клином" называется :)

А нечто похожее на реверс на этой картинке тоже есть.
Прямо перед соплом, так нарисовано, что на вентилятор похожа (но это не турбина ;)), пунктиром показано положение на реврсе.

dark_wing
27.01.2004, 10:13
Originally posted by Liosha
Ковши которые обведены на рисунке и пронумерованы 1 и 2 вовсе не реверс. А система замедления набегающего потока на сверхзвуке. Поток должен заходить на дозвуковой скорости не зависимо от скорости самолёта. Такое же есть и в Конкорде.

Добавлю и уточню.

1. Торможение потока является работой сжатия и сопровождается ростом давления. То есть участвует в создании тяги.

2. Клин воздухозаборника тормозит поток не только на свехзвуке. Его положение регулируется в зависимости от скорости полета.

xomer
28.01.2004, 17:18
Про то что XB-70 на рисунке не знал, уточню.

Под "ковшами" я имел в виду именно ковши расположенные за двигателем. Про 1 и 2 я в курсе :)