Просмотр полной версии : Военные песни Владимира Высоцкого
to Charnota
"Старый багаж..." Это был упрек поэту? :) :) Тогда вопрос - ты знаешь, что происходит с человеком, когда он пишет стихи (не рифмованный текст, а именно СТИХИ)? Что творится в его сознании? Как происходит сам процесс? Для меня на вопрос: "Позволительно ли писать от первого лица про события в которых не участвовал?" существует однозначный ответ. ПОЭТУ - позволительно.
[ 05-06-2002, 12:29: Сообщение отредактировано: Zerg ]
Чарнота не ставь в один ряд песни Высоцкого и Любэ.
"Давай за..." и "Компот батальйонам!" :) Но они и рядом не валялись с например "Песня о погибшем летчике" или "Песня о конце войны".
"...Меня часто спрашивают: не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли и так далее. Нет. Я просто пишу от первого лица, всегда говорю "я" и, вероятно, это вводит в заблуждение людей. Они считают, если я пою "я" от имени шофёра, то я был шофёром. Всё это не совсем так. Во всех моих песнях есть большая доля авторского домысла, фантазии. Конечно я многое, о чём вам пою, придумал. Хотя некоторые говорят, что они эти ситуации знают, бывали в них и даже с людьми, про которых я пою, очень давно знакомы. Я получаю массу таких писем. Ну что же - это очень приятно. А пишу я о войне так много не потому, что это - песни-ретроспекции. Мне нечего вспоминать, потому что я это не прошёл. Мы все воспитаны в послевоенные годы. У меня военная семья, есть погибшие в ней, как впрочем и у каждого человека у нас. Война коснулась всех. Это такая великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и про это будут помнить всегда. И пока ещё есть люди, которые могут сочинять, конечно они будут писать о войне. И я пишу о войне, только не песни-ретроспекции, а песни-ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, вы поймёте, что и сегодня их можно петь, что люди - из тех времён, ситуации - из тех времён, а в общем идея и проблема - нынешняя. А обращаюсь я в те времена просто потому, что интереснее писать о людях, которые находятся в крайне тяжёлой ситуации, в момент риска. В следующую секунду они могут заглянуть в лицо смерти. И я таких людей, в таких ситуациях нахожу чаще в тех временах. Вот поэтому я пишу много о войне. Я считаю, что это нужно петь теперь, сегодня, да и продолжать в будущем..."
Из выступления Владимира Высоцкого.
Какие песни Владимира Высоцкого, посвящённые войне, вам ближе?
Charnota
05.06.2002, 04:58
Прежде всего, я люблю и уважаю творчество Владимира Семеновича. У меня есть достаточно обширная коллекция его произведений и я их слушаю чаще всего.
На записях, я слышал несколько вариантов этой речи и частенько задумывался над её значением. То что это действительно песни-ассоциации у меня нет сомнения, но вот в этом обращении к публике опущен очень важный момент. Высоцкий говорил что он также был и актёром, а следовательно ему легче давалось представить события в первом лице
У Л.Толстого вроде бы где-то написано что если хочеш поработить народ, то дай ему петь песни, а он уж в мужичках смыслил кой-чего. Это конечно же крайность, но не так уж отдалённая от реальности
Легко петь о Второй Мировой, вроде бы кому от этого плохо? Легко лобать блатные песни, мол, кто теперь придерется, даже об Афгане петь в порядке вещей... А ведь сам вопрос возникает потому что нутром люди чуют что-то не то, и правильно, жить надо не чей-то храбростью и достижениями, а своими.
Певцам оно простительно, так как они ещё и актёры а следовательно имеют право разыгрывать персонажей, простительно и тем кто может найти актуальность в старой песне, но сочинять новые чтобы продолжат ехать на старом багаже... можна конечно, дело выбора, но нафик надо? Если нетерпёж деда помянуть то можно спеть День Победы, дело святое, но не надо зацикливаться
Из военных песен В.С. Высоцкого самые любимые - "Белый вальс", "Песня о конце войны", ну и конечно "Як-истребитель", "Песня о погибшем летчике", "Песня летчика-испытателя".
Гхм. Тут есть две вещи.
Первая. Высоцкий - это действительно не Мумий Тролль, Любэ, и не Пугачева с Кобзоном.
Я пока не видел ни одного человека с нашей эстрады, кто спел бы Высоцкого... правильно.
С правильными акцентами. Говорят, у Евдокимова "разговор у телевизора" получился - и только. А Шевчук, оценив свои силы, и не брался.
Смотреть же, как всякие Лагутенки (извини, браток, взялся за гуж -получи по физиономии) пытаются петь песни Высоцкого на военную тему (с трудом подавляя привычные танцевальные притопы и прихлопы) на недавнем концерте 9 мая я не смог. Так что если кому-то что-то на том концерте удалось - простите, я не мог их увидеть. Мне хватило "троллЯ" - до блевоты.
Видимо, у тех, кто войны вообще не видел, написать/спеть о ней не может получиться в принципе.
Второе. Высоцкий тоже не воевал. Его песни - не фронтовые песни. Это песни про войну. Из послевоенных - из самых удачных. Даже у Окуджавы, как известно, фронтовика, есть строки "мы за ценой не постоим" - у Высоцкого такого ПМСМ нет. У него - "прощай, я приму его в лоб...".
Лично мне песни Высоцкого ближе. По времени. По стихам. По стилю. Настоящие песни военных лет - это песни крестьянской страны. Под гармонь. Послевоенные песни Высоцкого - "городские". На фронте гитар не было (мещанский инструмент, и т.п.). И очень "мужские". Борюлику Моисееву с двух строк челюсти сведет.
И если честно, я бы очень хотел, чтобы в следующей версии игрушки озвучка была - не марши. А на темы песен Высоцкого. Тогда я её не выключал бы.
Неужели Никита Высоцкий (и те, кто кроме него тоже должны давать свое согласие) не разрешит?
Если уж Ильюшинцы разрешили "Ил-2" употребить в названии.
Найти бы дипломата для переговоров. :)
// -------------------------------
А насчет "День Победы"... Наслушался я его за 30 лет жизни. Отношение к нему - такое же, как к "той самой" песне как бы на стихи Тарковского (Вот и лето прошло,/Словно и не бывало./На пригреве тепло,/Только этого мало ...). Уж извините. Текст и звук не согласуются.
Почему всё не так? Вроде- всё как всегда.
То же небо, опять голубое...
Тот же лес, тот же воздух, и та же вода,
Только он не вернулся из боя...
Всё сугубо ПМСМ.
Очень часто в песнях Владимира Семёновича пересекаются несколько тем. Например, тема гор: "Ты идёшь по кромке ледника...", "Мерцал закат как блеск клинка..." И, слушая их, каждый раз убеждаешься, насколько гениально проработаны стихи, музыка, интонация, темп и т.д.
[ 30-06-2002, 21:56: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
Oleg_Qwerty
05.06.2002, 20:21
"... и с радистом-стрелком, что повис на ремнях..."
Как коротко и ясно про штурмовиков.
"Мы взлетали как утки с раскисших полей
Девять вылетов в сутки - куда веселей..."
А вот это более чем красноречиво о работе любого летчика.
"Небо этого дня ясное,
Но теперь в нём броня лязгает.
А по нашей земле гул стоит,
И деревья в смоле, - грустно им.
Дым и пепел встают, как кресты,
Гнезд по крышам не вьют аисты..."
[ 06-06-2002, 11:18: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
Кстати (может конечно об этом все знают) но я недавно для себя открыл неплохой ресурс
http://vv.uka.ru/
Народная фонотека Владимира Высоцкого. Основная цель проекта - сбор и "очистка" раритетных фонограмм. На сегодняшний день самый большой архив в mp3.
http://www.kulichki.com/vv/ovys/teatr/
Советую посмотреть запись 1975 года в студии болгарского телевидения, где Владимир Высоцкий читал стихи Семёна Гудзенко. Эти строки прозвучали в спектакле "Павшие и живые".
[ 06-06-2002, 22:14: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
Cам являюсь поклонником В.С. Дык таким что купил себе за 1 раз 32 диска вобщем полную колекцию :)
На меня на работе смотрели как на полного и бесповоротного.... :)
Если кого-то не тронули песни Высоцкого о войне - что ж, мне искренне жаль этого человека, по-моему он много потерял. Хотя... Может сейчас просто дети другие рождаются.
"...И в простор набивались мы до тесноты,
Облака разрывались, рвались в лоскуты,
Пули шили из них купола парашютов..."
Кто-нибудь слышал вариант песни "Разведка боем", где не пропущен куплет:
"...На НП наверное в восторге
Но фуражки сняли из-за нас.
Правильно - считай, что двое в морге,
Двое остаются про запас..."
?
Gunslinger
16.06.2002, 00:22
То что было сверху это из Айвенго. Кроме этого мне очень нравится эта:
"Целуя знамя, пропыленный шелк
и выплюнув в отчаянии протезы
Фельдмаршал звал: вперед мой славный полк,
презрейте смерть мои головорезы!
И с мятыми знаменами горды
воспалены талантливою речью
Одни стремились в первые ряды
Расталкивая спины и зады
И первыми ложились под картечью..."
И эта:
"Сегодня не слышно биенья сердец,
Оно для аллей и беседок.
Я падаю грудью хватая свинец,
Подумав успеть напоследок:
На этот раз мне не вернуться,
я ухожу придет другой,
мы не успели оглянуться,
а сыновья уходят в бой..."
И куда ж без этой:
"Я стою, стою спиною к строю:
только добровольцы шаг вперед
нужно провести разведку боем.
для чего? Кто сразу разберет.
Так, кто со мной, с кем идти,
так Борисов, так Леонов
и еще этот тип из второго батальона..."
А это просто святое:
"За нашей спиною остались паденья закаты,
ну хоть бы ничтожный, невидимый взлет.
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
дадут мне возможность сегодня увидеть восход.
Сегодня на людях сказали: умрите геройски.
Попробуем ладно, увидем какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
тут кто как умеет, мне важно увидеть восход..."
Они длинные, весь текст постить не буду :)
А вот эта специально для пилотов, текст целиком (а какая музыка блин):
"Я Як, истребитель, мотор мой звенит,
небо моя обитель,
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель.
В этом бою мною юнкерс сбит,
я сделал с ним все что хотел,
а тот, который во мне сидит,
изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
меня механик заштопал,
а тот, который во мне сидит,
опять заставляет в штопор.
Из бомбардировщика бомба несет
смерть аэродрому,
а кажется, стабилизатор поет:
миииииир вашему дому.
Вот сзади заходит ко мне мессершмит,
уйду я устал от ран,
но тот, который во мне сидит,
я вижу, решил на таран.
Что делает он,
вот сейчас будет взрыв,
но мне не гореть на песке.
Запреты и скорости все перекрыв,
я выхожу из пике.
Я главный, а сзади,
ну чтоб я сгорел,
где же он мой ведомый.
Вот он задымился кивнул и запел:
мииииир вашему дому.
И, тот который в моем черепке,
остался один и влип,
меня в заблужденье он ввел и в пике
прямо из мертвой петли.
Он рвет на себя и нагрузки вдвойне,
эх тоже мне летчик ас,
но снова приходится слушаться мне
и это в последний раз.
Я больше не буду покорным клянусь,
уж лучше лежать на земле,
ну что ж он не слышит,
как бесится пульс,
бензин - моя кровь на нуле.
Терпенью машины бывает предел,
и время его истекло,
и тот, который во мне сидел,
вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит! Наконец-то лечу на легке,
последние силы жгу.
Но что это! Что! Я в глубоком пике
и выйдти никак не могу.
Досадно, что сам я немного успел,
но пусть повезет другому.
Выходит и я напоследок спел:
мииииир вашему дому.
Мир вашему дому!"
Есть такой фильм - "Каждый охотник желает знать...". Там под кадры военной хроники (воздушных боёв) звучит оркестровая запись песни "Як-истребитель". Эффект поразительный - до костей пробирает.
А во время вступительного ролика в Иле, с моей точки зрения, лучше всего поставить сначала "Я ещё не в угаре..." а затем сразу же "Их восемь, нас двое...". То есть нужно объединить эти две песни в один файл intro (в формате wav).
http://www.kulichki.com/vv/pesni/ya-esche-ne-v.html
http://www.kulichki.com/vv/pesni/ix-vosem-nas-dvoe.html
[ 16-06-2002, 02:58: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
quote:
Originally posted by Roms:
Если кого-то не тронули песни Высоцкого о войне - что ж, мне искренне жаль этого человека, по-моему он много потерял. Хотя... Может сейчас просто дети другие рождаются.
"...И в простор набивались мы до тесноты,
Облака разрывались, рвались в лоскуты,
Пули шили из них купола парашютов..."
Не надо меня жалеть... Ну не тронули.... Хотя должен признать некоторые строки (только строки !!!) действительно трогают и правдивы - (не зря я выбрал одну из них) ну например его песня "Корсар" - еще не вечер...
Зы: Призван в 1979 (18 лет). Пол-года учебки. Афган. В 1981 комисован по ранению - 2 года госпиталей, зрение ушло - ранение головы. (пехота я, пехота). Все эти чувсва могут появиться только когда ты пришел домой, на войне, господа вирплы, мысли другие.... расстрелять летчика висящего на парашуте - святое дело... больше летать не будет... и убивать не будет... а на подготовку замены пол-года минимум...
Принимаю тухлые яйца.....
А после ролика в меню - "Мы взлетали как утки...".
Извини, если обидел...
При разговоре о войне имеется ввиду Война, именно с большой буквы, война за свой дом, своих близких... А когда приходиться убивать за какие-то непонятные идеи, то романтике здесь появится неоткуда. Не подумай, что я упрекаю тебя за всю войну в Афгане - я служил в погранвойсках и что такое приказ знаю... А жалел я тех, кто успел родится и вырости в последние годы 20 века и ровным счётом ничего не знает о Второй Мировой. Песни Высоцкого - это всего лишь кусочек нашей истории, маленький кусочек, но чего мы стоим без этого кусочка?
ЗЫ Всё вышесказанное - моё сугубо личное мнение, я не претендую на объективность и охотно принимаю критику в свой адрес.
ЗЗЫ Надеюсь, ты понял, что именно я пытался сказать... Обойдёмся без яиц :)
Ну что с того что я там был ?
Я все избыл я все забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.
Я - неопознаный солдат,
Я - рядовой, я имярек...
Я - меткой пули недолет...
Я - лед кровавый в январе...
Я - крепко впаян в этот лед...
Я - в нем как мушка в янтаре...
Ну что с того что я там был ?
Я был давно я все забыл.
Не помню дат не помню дней
Названий вспомнить не могу
Я топот загнаных коней
Я хриплый окрик на бегу
Я миг не прожитого дня
Я бой на дальнем рубеже
Я пламя вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже
Такое слышали ? Так вот это правда....
[ 16-06-2002, 08:02: Сообщение отредактировано: Dro ]
To Roms
Понимаеш-ли, любая война в которой ты непосредственно участвуешь - это война с большой буквы.... так человек устроен. Неужели ты думаешь, что в Афгане (Чечне, Анголе, Ливане - напиши любое название какое хочешь) люди дерутся за лозунги.... Когда рядом убивают твоего товарища, и сейчас убют тебя.... ты что о лозунгах будешь думать ? Когда из дома в спину автоматная очередь - будешь выяснять кто в этом доме ? Ты дествительно думаешь, что солдаты в Отечественную (именно с большой буквы) Войну солдаты шли в бой с криком "За Родину, за Сталина" ? Дед мне рассказывал (Ленинградский фронт), я ему не верил, пока сам на войне не оказался.... В атаку идешь с криком, что-бы свой страх заглушить.... ибо жить хочется (трудно понять, как хочется жить под огнем). А в общем, ты конечно прав, ВС писал нужные песни, но лучше него писали Окуджава и Берковский (которые воевали)
Господа Вирпилы.
Прошу прощения за свои выступления.... Коньяк-с...
:)
"...Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв, и умирает друг,
И значит смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я - магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв, и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.
А мы уже не в силах ждать,
И нас ведёт через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким, а потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из под ногтей я кровь чужую..."
Семён Гудзенко
[ 16-06-2002, 03:58: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
quote:
Originally posted by bm21grad:
А после ролика в меню - "Мы взлетали как утки...".
М-да.... прослущал еще раз этот опус.... Господа, это-же блатняк чистой воды... вы послушайте , что он поет... "нож не тыкай"... это вы считаете военными песнями :confused: Ну-ну
"М-да.... прослущал еще раз этот опус.... Господа, это-же блатняк чистой воды... вы послушайте , что он поет... "нож не тыкай"... это вы считаете военными песнями :confused: Ну-ну"
Без комментариев...
FilippOk
16.06.2002, 04:08
Мне кажется, вы все опять спорите о вкусе и цвете...
quote:
Originally posted by bm21grad:
"...Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв, и умирает друг,
И значит смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я - магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв, и лейтенант хрипит,
И смерть опять проходит мимо.
А мы уже не в силах ждать,
И нас ведёт через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким, а потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из под ногтей я кровь чужую..."
Семён Гудзенко
И когда над миром грянул смертный гром,
Трубами районного оркестра
Мы глотали звуки ярости и муки
Чтоб хотя бы музыка воскресла
Вспомим их ребята всех до одного
Вымостивших страшную дорогу
Скоро среди нас уже не будет никого
Кто вместе с ними слышал первую тревогу
Вспомните ребята
Вспомните ребята
Это только мы видали с вами
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами
Берковский.
[ 16-06-2002, 04:15: Сообщение отредактировано: Dro ]
quote:
Originally posted by FilippOk:
Мне кажется, вы все опять спорите о вкусе и цвете...
Неее... мы не спорим. :) Мы высказываем свое мнение.... А теперь уже и не высказываем... Пошли стихи о войне людей, которые действительно знали что это такое - ВОЙНА.
FilippOk
16.06.2002, 04:39
Может, оно и хорошо, что молодые, как я, не снают, что такое Война. Только вот... ни мозгов, ни опыта это незнание все равно не прибавляет.=)
А что до песен... Песням-то все равно, нравятся они кому или нет.
На войне воюют люди, и для каждого - своя песня...
Для кого-то, может, последняя.
quote:
Originally posted by FilippOk:
Может, оно и хорошо, что молодые, как я, не снают, что такое Война. Только вот... ни мозгов, ни опыта это незнание все равно не прибавляет.=)
А что до песен... Песням-то все равно, нравятся они кому или нет.
На войне воюют люди, и для каждого - своя песня...
Для кого-то, может, последняя.
Хорошо.... Кстати, прочитал подпись и вспомнил крик Маэсто "Серега, прыгай. Прыгай, Серега" Если бы так озвучку сделали.....
FilippOk
16.06.2002, 05:17
Ага. :)
"Оружие заклинило! Прикрывай!"
А всего-то надо было - открытый формат звукового файла сделать...
Причем все переговоры можно найти и в фильмах и в архивах.... было бы желание.... а то я сегодня услышал (до этого как то не прислушивался) - "мессеры слева сверху - ВЫПОЛНЯЮ" - ЧТО ВЫПОЛНЯЮ ? бред :)
[ 16-06-2002, 06:11: Сообщение отредактировано: Dro ]
FilippOk
16.06.2002, 05:35
Ладно, с этим со всем - в другую ветку. Замечтались... =)
Средь оплывших свечей и вечерних молитв
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, незнавшие битв
Изнывая от мелких своих катостоф.
Детям вечно досаден их возраст и быт
И дрались мы до ссадин, до смертных обид
Но одежды латали нам матери в срок
Мы же книги глотали пьянея от строк
Липли волосы нам на вспотевшие лбы
И сосало под ложечкой сладко от фраз
И кружил нащи головы запах борьбы
Со страниц пожелтевших слетая на нас
И пытались постичь мы не знавшие бой
За воинственный клич - принимавшие вой
Тайну слова "приказ", назначенье границ
Смысл атаки и лязг боевых колесниц
А в кипящих котлах прежних воин и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам не давали остыть
И прекраснейших дам обещали любить
И друзей успокоив и ближних любя
Мы на роли героев вводили себя
Только в грезы нельзя насовсем убежать
Краток век у забав столько боли вокруг
Попытайся ладони у мертвых разжать
Их оружье принять из натруженных рук
Испытай, завладев еще теплым мечем
И доспехи надев, что почем, что почем
Разберись, кто ты - трус? иль избранник судьбы
И попробуй на вкус настоящей борьбы.
А когда рядом рухнет израненый друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя
И когда как без кожи останешся вдруг
От того что убили его - не тебя
Ты поймешь что узнал отличил отыскал
Под оскалом забрал - этот смерти оскал
Ложь и зло - погляди как их лица грубы
И всегда позади воронье и гробы
Если мяса с ножа ты не ел ни куска
Если руки сложа наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом с палачем
Значит в жизни ты был не при чем, не при чем
Если путь прорубая отцовским мечем
Ты соленые слезы на ус намотал
Если в жарком бою испытал, что по чем
Значит нужные книги ты в детстве читал
[ 16-06-2002, 06:17: Сообщение отредактировано: Dro ]
FilippOk
16.06.2002, 06:04
Класс. Это что, на память?
quote:
Originally posted by FilippOk:
Класс. Это что, на память?
Заказали Высоцкому песни к фильму.... вот это у него и получилось (причем все в фильм не вошли) ... А вообще как окончание препирательств... имеющий уши - да услышит :)
[ 16-06-2002, 06:10: Сообщение отредактировано: Dro ]
Не спится что-то.... сижу гоняю Высоцкого и других бардов....читаю "хроноагента" Все-же наверное у ВС лучшие (из военных) это "их восемь..." и "всю войну под завязку..." особенно последняя.... но все-же почему не спится... не к добру это....
Когда был в ГКЦМ, показали раритетную видеозапись в киностудии, где Владимир Семёнович исполнял "Як-истребитель".
Vovan[He 0]
17.06.2002, 14:06
Кто сказал - все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя,
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет,
Не записывай землю в калеки!
Кто сказал, что земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто поверил, что землю сожгли?
Vovan[He 0]
17.06.2002, 14:13
quote:
Originally posted by <Vale>:
Гхм. Тут есть две вещи.
Первая. Высоцкий - это действительно не Мумий Тролль, Любэ, и не Пугачева с Кобзоном.
Я пока не видел ни одного человека с нашей эстрады, кто спел бы Высоцкого... правильно.
С правильными акцентами. Говорят, у Евдокимова "разговор у телевизора" получился - и только. А Шевчук, оценив свои силы, и не брался.
Мне кажется, Маршал смог бы. Слышал, как он "Бери шинель, пошли домой!" пел? Мне понравилось.
Жаль что Высоцкий мало снимался в фильмах так или иначе затрагивающих Великую Отечественную. Вспоминаю только "Живые и мёртвые", "Я родом из детства", "Четвёртый", "Единственная дорога". Ещё были пробы в других картинах (например, роль солдата, который спел "Полчаса до атаки..."), но, к сожалению, дальше дело не пошло.
Не, ребята.. я не воевал. Но почему-то от "як-истребитель" и "их восемь.." у меня, даже когда пишу эти строки, озноб до пупырей... и это талант - передать ощущение..нервы.. Помните про принца Флоризеля? и картину с портретом "Клетчатого"? И то, что не у всех одинаковое восприятие, это нормально, это Дарвин! :) Давайте просто читать и слушать.. без споров.
Игорь Пушкарев: Как мы "ходили на войну"
На съемки фильма "Живые и мертвые" я попал с подачи Володи Высоцкого. Было это в августе 1962 года. А. Столпера - режиссера картины - и Л. Кочаряна - второго режиссера - я тогда не знал, и вдруг они вызывают меня на пробу, дают почитать сценарий... Оказалось, что Володя сказал Леве Кочаряну, мол, на роль лейтенанта Хорышева берите Пушкарева - он подойдет. А сам Володя в эту картину даже не пробовался. Его Лева просто взял с собой на съемки. В то время Володя ходил без работы, а у них с Люсей Абрамовой вот-вот должен был родиться ребенок. Актер в таких случаях соглашается на все, на любую работу.
Съемки на натуре проходили в сентябре-октябре под Истрой. Мы - вся съемочная группа - жили там в пионерском лагере практически целый месяц. Володю это устраивало: там и суточные платили, и зарплата шла.
В фильме Володя сыграл мало - всего три эпизода. Один из них, наиболее заметный,- когда он едет в кузове грузовика. Но это снимали в мое отсутствие. А вот два других эпизода - при мне. Первый - в сцене, где разбирают переправу. Я, помнится, там что-то командую, а Володя - в группе солдат. Очень большая массовка и, конечно, на общем плане разглядеть нас практически невозможно.
Второй эпизод - когда мы с ним тащим по брустверу пулемет "максим". Эта сцена для нас была памятна тем, что мы тогда, может быть, по-настоящему ощутили, что такое - быть на войне. Произошло это следующим образом: сцена выходила плохо, ничего у нас не получалось, потому, наверное, что я "наигрывал" с этим пулеметом, как и все обычно делают, изображая войну. И вдруг (для нас это явилось полной неожиданностью) на съемки приехал Константин Симонов, Ему была очень важна эта сцена. Что она у нас не получается, он заметил сразу, приостановил съемку и очень много рассказал нам о войне: и что значил для нас 41-й год, и как люди в бою себя ведут. Симонов объяснил, что не было патетики, а был кошмар, ад.
- Представьте себе,- говорил он нам,- что два человека сходятся не на жизнь, а на смерть в кровавом поединке. Вы бы в этом случае пошли на врага с какими-то высокими словами? Нет. Вот и солдаты кричали не "да здравствует!", а нечто такое, что разрывало душу. И они не воевали уже, а дрались кто как мог: рвали, резали, кусали - превращались, скорее, в дикого зверя. Чтобы выжить, чтобы победить. Иначе победит враг. Третьего не дано: не ты, так тебя...
Мы с Высоцким слушали как завороженные. И во многом эта беседа способствовала последующей удачной съемке нашего эпизода. Думаю, что и для Володи этот разговор имел в дальнейшем очень большое значение при написании военных песен.
Кроме того, там же у нас произошел еще один случай, который позволил нам доподлинно ощутить военное время, окунул нас в атмосферу тех лет. В процессе съемок у нас с Володей образовалось "окно" - три свободных дня, И мы решили сходить в Истру, немного развеяться, поскольку мы уже почти месяц находились в этом пионерском лагере, и он у нас буквально сидел в печенках. А Лева Кочарян нас ни в какую не хотел отпускать.
- Делать вам там, говорил, нечего.
Что-то мы заспорили. Тогда он нас запер в спальном корпусе, а одежду нашу куда-то спрятал. В результате мы остались в чем снимались - в полной солдатской экипировке. Но решили: все равно уйдем! Стали подсчитывать: до шоссе километров шесть, ну, максимум - восемь, а там по шоссе до Истры всего двенадцать километров. Я говорю:
- Вовка, давай как-нибудь до шоссе доберемся, а уж там-цивилизация. Может быть, машину поймаем?..
Удрали мы через окно, выбрались из лагеря, пошли к шоссе. По пути остановили какого-то возницу, и он за пару пачек курева на телеге довез нас до шоссе. А мы в военной форме - в гимнастерках, я с кобурой и с кубарями на петлицах. Притаились мы в канаве под кустом, выбираем себе машину. Видим - едет какой-то старенький грузовик, за рулем молодой парень. Мы его тормозим, объясняем, в чем дело. Повез он нас, по дороге рассказал, где и что в городе находится. А парню и самому интересно - ведь тогда только что прошли по экранам фильмы "А если это любовь?" и "Самые первые", так что меня, по крайней мере, он узнал. И вызвался быть нашим провожатым, а заодно и экскурсоводом. Нас это устраивало, поскольку с нашей экипировкой на людях не слишком-то покажешься. Впрочем, нам этого и не нужно было.
Свою программу мы выполнили - погуляли, посмотрели город, позвонили в Москву, в магазинах кое-что купили (тут нас опять выручал водитель). Затем он отвез нас на самый конец города, и мы пошли обратно в лагерь. По дороге видим - в огородах картошку копают. И так нам захотелось витаминов! Володька говорит:
- Ерунда какая-то получается: на улице, можно сказать, лето, а мы уже месяц свежих овощей не видим. Давай зайдем и попросим продать огурчиков, там, помидорчиков, редисочки. И нам хорошо, и ребятам принесем на салат. Этим и за "самоволку" оправдаемся.
На том и порешили, идем и высматриваем домишко поприветливее. Видим - домик стоит весь кособокий, бабулька в огороде возится. Открываем мы калитку, бабуля нас замечает, вытирает руки о фартук и медленно идет нам навстречу. Я начинаю что-то объяснять, а она подходит ближе, смотрит подслеповатыми глазами. И вдруг разглядела эти кубики у меня на петлицах да как бросится! Обхватила меня, об грудь бьется и плачет. И кубики эти все гладит. Я ошарашенно поворачиваю голову к Володьке, а у того челюсть ходуном ходит, и стоит он бледный-бледный. Мы ничего не понимаем, а она все обнимает меня, плачет. С огромным трудом удалось ее успокоить, усадить на лавочку возле дома. Она, все еще всхлипывая, говорит нам:
- Пойдемте в дом, ребята, я вам покажу...
Вошли мы в дом - старая крестьянская изба, а на стене много-много фотографии И два ее сына: у одного - один кубик на петлице, а у второго - два, как и у меня. И она показывает, слезы у нее текут. Покажет погладит мои петлицы и снова плачет. И у нас ком в горле, ничего сказать не можем.
Ну, постепенно объясняем ей, что мы со съемок фильма, что кино про 41-й год Она как услышала про "сорок первый", так опять в слезы. Долго мы ее успокаивали, наконец сумели растолковать, что мы артисты, что у нас был выходной день, а теперь мы возвращаемся на съемку. Она нас ни за что не хотела отпускать. Двери заперла, полезла в погреб, достала множество всякой снеди: тут тебе и капусточка, и огурчики, и морсик. Баночку достала. Обижать ее отказом нельзя было, сели мы за стол, помянули ее сыновей. Она опять расплакалась, потом стала о них рассказывать.
Долго это продолжалось. Мы рассказываем - она плачет, она говорит - у нас глаза на мокром месте. Жарко стало - мы гимнастерки сняли, а нас же по-настоящему одели: она как увидела исподнее солдатское - опять в слезы. Говорит:
- Давайте вам хоть постираю.
Мы объясняем, что мол, нельзя,- это ведь игровое, его специально пачкают. Она настаивает. В общем, как мы ни упирались,- она все же отвоевала у нас портянки и выстирала их. Пока все это сохло, пока мы разговаривали и закусывали - уже поздно стало, стемнело. Куда же нам идти? Так мы там и остались до следующего дня. Она печку растопила - мы с Володей на печи и улеглись.
Утром просыпаемся - на столе уже все стоит. Ну, мы позавтракали, распрощались с бабулькой - опять много слез было - и пошли прямиком к себе в лагерь. Бабуля объяснила, как короче добраться, собрала нас в дорогу - прямо как на фронт: в платочки все завязала - картошечка горячая, мяско, капустка, хлебушек. Мы с ней попрощались, приладили все это на палку, палку на плечо и "пошли на войну".
Игорь Пушкарев
Нина Ургант. Из интервью.
Что же касается кино, то не могу не вспомнить фильм "Я родом из детства", где мы встретились с Володей Высоцким. По роли у меня двое детей, муж погибает на фронте, я получаю похоронку - очень сложная сцена. Как это сыграть, я не знала. И вот прихожу на студию, с табуреточки поднимается молодой человек: "Здравствуйте, я Володя Высоцкий",- ростом мне по плечо, щеки розовые. А нам играть про любовь! Увидев мое лицо, он сказал: "Не огорчайтесь, ради Бога, я на экране получаюсь мужественный". Володя был очень тонким, ранимым человеком, тогда я еще не понимала его песен, считала, что они блатные. Только после его смерти я поняла, что он пел о любви - к родине, к людям, к своему народу.
Его нельзя отделить от России.
Нина Ургант, 1999
Вот ещё отрывок из одной статьи.
У Нины Ургант много "военных" ролей. И на каждой у нее болело сердце - она отдавала себя целиком, иначе не могла их сыграть. После съемок сцены получения похоронки в фильме "Я родом из детства" актриса на два месяца попала в больницу - у нее отнялись руки: "Я так волновалась, что к съемке похудела на пятнадцать килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и я взяла похоронку - не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла..."
...
Для Нины Николаевны тема войны - священна. Ей даже снятся военные сны, хоть она не воевала: была еще совсем девочкой. А ветераны Великой Отечественной считают ее участницей войны и в День Победы Нина Угрант получает письма и телеграммы с поздравлениями.
...
А когда живы были В. Высоцкий, А. Миронов, в доме у Ургант собиралось человек 20 - 30. Бурное было время: На съемках Нине Ургант ей обязательно надо было кем-то увлечься, иначе роль не получалась. А потому влюблялась часто и самоотверженно, большей частью, платонически, но все равно жила под сильным впечатлением. Когда влюбленность проходила, расставалась безболезненно, без надрыва. "
[ 19-06-2002, 04:01: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
to Dro
Ты абсолютно прав, не зная войны трудно писать о ней. Но ведь и большинство людей сейчас не воевало, правильно оценить некому. Вот и слушают то, что нравится. ИМХО пусть лучше Высоцкого про войну, чем Децл'а и Таню Овсиенко. Если никого не тронет, то кто в армии служить будет?
http://cvv.vdcom.ru/activity/index.shtml?25-01-1999
quote:
Originally posted by Dro:
А в общем, ты конечно прав, ВС писал нужные песни, но лучше него писали Окуджава и Берковский (которые воевали)[/QB]
Прошу прощения, что вмешиваюсь, но Берковский не воевал. По годам не вышел. Стихи к песне "Ну что с того, что я там был", моей любимой, кстати, написаны Левитанским. Вот он действительно воевал. НО! Исполнение этой песни лучше всего у Берковского. Никто, на мой взгляд, не смог лучше прочитать эти стихи или спеть их.
Кстати, ещё вот здесь обсуждают творчество Высоцкого.
http://www.kulichki.com/ubb-cgi/forumdisplay.cgi?action=topics&number=53
quote:
Originally posted by bm21grad:
Игорь Пушкарев: Как мы "ходили на войну"
Я начинаю что-то объяснять, а она подходит ближе, смотрит подслеповатыми глазами. И вдруг разглядела эти кубики у меня на петлицах да как бросится! Обхватила меня, об грудь бьется и плачет. И кубики эти все гладит. Игорь Пушкарев
Блин, я не знаю, мужики.. у меня комок в горле.. видимо что-то от нервов артиста и во мне...
quote:
Originally posted by Furious:
quote:
Originally posted by Dro:
А в общем, ты конечно прав, ВС писал нужные песни, но лучше него писали Окуджава и Берковский (которые воевали)
Прошу прощения, что вмешиваюсь, но Берковский не воевал. По годам не вышел. Стихи к песне "Ну что с того, что я там был", моей любимой, кстати, написаны Левитанским. Вот он действительно воевал. НО! Исполнение этой песни лучше всего у Берковского. Никто, на мой взгляд, не смог лучше прочитать эти стихи или спеть их.[/QB]
Виноват... Маху дал :) Во всем виноват коньяк .... :) Конечно Левитанский...
Molodchik
20.06.2002, 13:16
2 Dro
А вы случайно канал Мелодия 91.1 ФМ не слушаете? У нас Высоцкого много. :) Или может быть "Вертикаль" (правда на УКВ)? Если нет, то скромно рекомендую, особенно "Вертикаль" - там ТОЛЬКО авторская песня звучит. :)
А что это за цикл передач "Время Высоцкого", который сейчас идёт на Русском радио-2? Можно подробнее, если кто слушал?
25-ого июля 2001 года на вечере памяти в ГКЦМ был показан документальный фильм о военном детстве Владимира Высоцкого, а именно - о периоде эвакуации, когда его семье пришлось покинуть Москву и переехать в село Воронцовка.
Запомнились такие слова.
"...Впечатления от эвакуации не стали сюжетом ни для одной песни Владимира Высоцкого. Более того, он никогда не делился этими воспоминаниями даже с близкими людьми. Но ощущение страшной беды, громадных потерь и в то же время гордости и радости победителей пришло в его военные песни и благодаря этому небольшому периоду его жизни..."
quote:
Originally posted by Molodchik:
2 Dro
А вы случайно канал Мелодия 91.1 ФМ не слушаете? У нас Высоцкого много. :) Или может быть "Вертикаль" (правда на УКВ)? Если нет, то скромно рекомендую, особенно "Вертикаль" - там ТОЛЬКО авторская песня звучит. :)
Хех... Ну вот и реклама пошла :)
А вообще, "Мелодию" конечно слушаю. А "Вертикаль" это что такое ? Не слышал :)
Скорее всего радиостанция а не фильм.
http://www.kulichki.net/vv/pesni/themes/war.html
"...На Кавказе была очень необычная война. Дело в том, что там воевала дивизия "Эдельвейс", немецкие альпинисты раньше бывали на Кавказе и очень хорошо знали местность. Война с ними была очень трудной - они были прекрасно снаряжены. Когда в 1943 году наше командование собрало альпинистов со всех фронтов, установилось равновесие. А в начале были очень тяжёлые, упорные бои. И бывали случаи, когда во время затишья кто-то с немецкой стороны на ломаном русском языке кричал: "А есть ли у вас такой боец?!" И ему отвечали: "Есть!" И немцы: "Вот у нас вчера ефрейтора убили; передайте, что они вместе ходили на Эльбрус!" Было очень много таких встреч и странных случаев.
У нас есть эпизод, когда главный герой фильма "Вертикаль" спускается вниз; он остаётся без сил, и в его памяти возникает бой с той самой дивизией "Эдельвейс". И звучит песня..."
Концерт в ДК "МИР", Дубна, ноябрь 1967 года...
[ 04-07-2002, 00:38: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
"Cам являюсь поклонником В.С. Дык таким что купил себе за 1 раз 32 диска вобщем полную колекцию
На меня на работе смотрели как на полного и бесповоротного.... "
Сейчас этот сборник можно купить на 4 КД (8 альбомов в каждом) в мп3. Стоит 600 р. - 150 за диск.
А вот по поводу "полной" коллекции вы ошибаетесь :) . У некоторых есть сотни часов записей/фонограмм. И это не предел.
И относительного "полного и бесповоротного" тоже. В том смысле, что умный человек не будет "косо смотреть и высмеивать" за музыкальные вкусы, тем более - такие.
Отчасти отвечаю на один из своих же предыдущих вопросов. Каждую субботу в 21.00 на Русском радио-2 идёт цикл передач "Время Высоцкого".
"...Вот песни из фильма "Я родом из детства". В этом фильме я играл роль капитана-танкиста, который вернулся после Войны, отлежав полгода в госпитале. Тридцатилетний седой человек, весь искорёженный - он горел в танке. Пришёл к себе домой. Дома ничего нет - вся мебель пошла в печь. И осталась на стене только гитара - кто-то просто забыл, что гитара тоже горит. Он берёт эту гитару и поёт такие песни. Первая песня называется "На братских могилах"..."
Концерт в ДК "МИР", Дубна, ноябрь 1967 года...
[ 04-07-2002, 00:36: Сообщение отредактировано: bm21grad ]
Прошу прощение у модераторов за несправедливую критику в разделе "Новоселье". Думал, что тема пропала.
http://vysotsky.zvuki.ru/pw-war.html
To bm21grad
Я кстати тоже постил както сюда про то, как на меня на работе посмотрели когда я себе 32 диска взял :D
Знаете, порой хочется им ответить словами одного героя из кинофильма "Гараж": "Люди! Человеки! Одумайтесь!..."
Хотя в наше паскудное время, когда правят балом Децелы, Руки вверх and Co всё меньше и меньше удивляешься и протестуешь.
http://vysotsky.zvuki.ru/pw-war.html
Список не совсем полный, так как, например, некоторые песни из кинофильма "Иван да Марья" вполне можно считать военными.
Некоторые отрывки из книги "Владимир Высоцкий: монологи со сцены."
"... Мы продолжали делать поэтические представления. Поставили спектакль, который называется "Павшие и живые". Это спектакль о поэтах и писателях, которые погибли в Великой Отечественной войне, о тех, кто остался жив, прошёл войну, писал о ней.
Из прошедших войну - это Слуцкий, Самойлов, Сурков, Межиров, Симонов... Из погибших - Кульчицкий, Коган...
Коган, например, вызвался возглавить поиск разведчиков и погиб. Он похоронен на сопке Сахарная Голова. Молодые, двадцатилетние ребята остались там, на полях сражений. Чтобы отдать им дань памяти, мы поставили этот спектакль.
Спектакль сделан необычайно интересно. Образность поэтическая свойственна не только тем нашим спектаклям, которые мы делаем на стихах. Даже в нормальных пьесах мы используем много песен и стихов. И, кроме всего прочего, сам строй, само оформление - всё имеет отношение к поэзии. В оформлении любого нашего спектакля присутствует и метафора, и символ, и образность. Для каждого спектакля придумываются специальные декорации, специальный образ. В них невозможно сыграть ничего другого. В других театрах можно увидеть рисованные задние планы, построенные павильоны - можно сыграть Чехова, Островского, Горького. А у нас - нет. У нас каждый спектакль возможно сыграть только в своих декорациях. В спектакле "Павшие и живые" на авансцене стоит медная чаша. Зажигается Вечный огонь. Весь зрительный зал встаёт, чтобы почтить память погибших минутой молчания.
Впервые в Москве мы зажгли Вечный огонь на сцене. Сделать это было очень трудно. Не в чем было зажигать - нужна была медь. А медь - это стратегическое сырьё. Наконец наш администратор где-то достал медь. Выковали чашу.
Мы пятьсот раз сыграли этот спектакль, и пятьсот раз весь зрительный зал поднимался, и все глядели молча на Вечный огонь.
По трём дорогам серого цвета, которые иногда загораются красным огнём, уходят умирать герои. Уходят назад, в чёрный бархат. Это условное решение, но всё происходит на ваших глазах. Человек прочитал свои стихи и как бы погиб, ушёл в чёрный занавес...
В этом спектакле я играю несколько ролей. В первой новелле я играю роль поэта Михаила Кульчицкого. Он погиб во время войны. В новелле "Диктатор-завоеватель" я играю одновременно Гитлера и Чаплина. Кстати, в этом нет ничего смешного. Роль Гитлера довольно сложно играть, потому что ничего хорошего в нём нельзя найти. Единственное, что может сделать актёр, - это заставить зрительный зал или смеяться или негодовать. Это уже зависит от артиста. Интерес можно найти в любой роли. Даже в самой отрицательной. Мой партнёр прямо на сцене рисует мне усы, делает чёлку, и я начинаю этого бесноватого фюрера представлять.
Выкрикиваю какие-то фразы. Например: "Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак!.."
Или он говорил: "Если мы справедливо гордимся прусскими коровами, которые во многих отношениях выше скандинавских коров, то никто из нас не станет гордиться Марксом, Гейне или ублюдком Эйнштейном. Забудьте слова "гуманизм", "право", "культура". Величайшим благом для вас будет ознакомление с трудами моего друга, доктора Геббельса: "Когда я слышу слово "культура", я хватаюсь за револьвер!"
В это время звучит песня "Солдаты группы Центр". Это первая песня, которую я профессионально написал для театра, - и текст, и музыку. Пенся о немецких солдатах, бравых и наглых, какими они были в начале войны. Ну, чем это закончилось - тоже все помнят. Когда после них дезинфицировали улицы Москвы...
В конце спектакля я играл роль замечательного нашего поэта, Семёна Гудзенко. Это один из самых талантливых военных поэтов.
Он пришёл в конце войны к Илье Эренбургу. Пришёл полсе ранения и госпиталя. Сказал "Я хочу почитать вам свои стихи".
Эренбург пишет в своих воспоминаниях: "Я приготовился, что сейчас начнутся опять стихи о танках, о фашистских зверствах, которые многие тогда писали".
Он ответил: "Ну, почитатйте..." - Так, скучно сказал.
Гудзенко начал читать стихи, и Эренбург настолько обалдел, что носился с этими стихами, бегал в Союз писателей, показывал их. Стихи прочитали, напечатали. Вышла книжка. Выяснилось, что это один из самых прекрасных военных поэтов.
В пятьдесят четвёртом году Семён Гудзенко умер. Я не помню, от чего. По-моему, его сбила машина.
Эренбург по этому поводу написал: "Было такое чувство, словно его сейчас, через десять лет, настиг долетевший с войны осколок..."
Этот спектакль мы играем так, словно завтра ничего не будет. Завтра - конец света. Хочется выложиться полностью. И зритель это видит. Никто не расслабляется, не халтурит. Играют с полной отдачей физических и нервных сил. И это летит через рампу. Я как-то спросил одного человека: "Вы же не воевали. Почему вы так долго не уходите после спектакля "Павшие и живые"?" - А он один остался в зале, стоял и апплодировал. Потом сказал: " Вы знаете, я весь спектакль просидел, вцепившись руками в подлокотник кресла. Сам не знаю, почему, что со мной случилось... Может быть, из-за того, что вы играете, как в последний раз. Как молитесь..."
"... У меня была перемена в судьбе киношной, если так можно выразиться. Я стал играть людей серьёзных, за спиной которых биография, интересная жизнь. Меня пригласил к себе сниматься Витя Туров, режиссёр с "Беларусьфильма". Это мой большой друг, человек, у которого в детстве была трагедия. Немцы на его глазах казнили отца, который был партизаном. А потом Витю с его мамой угнали в Германию. В то время ему было семь лет. Их освободили американцы. Они с матерью потерялись. Полгода Витя скитался по Европе и добирался до России, добрался до родного Могилёва девятилетним пацаном.
У Виктора сохранилось удивительное восприятие, детское восприятие военных лет, конца войны. Он снимает на эту тему фильмы. У него был фильм "Через кладбище", потом - "Я родом из детства".
В этом фильме я играл роль капитана-танкиста. Он горел в танке, полгода лежал в госпитале. Боялся посмотреть в зеркало - вдруг увидит что-то страшное, что у него с лицом стало.
Потом приходит домой. Дома нет мебели, всю сожгли, потому что было холодно, и нечем было топить. Но кто-то пожалел гитару и зеркало. Мой герой впервые видит своё лицо после госпиталя. Седой человек в тридцать лет, шрамы на лице...
Шрамы в кино делаются варварским способом. Наливается какая-то жидкость, скрепляется кожа, и часов двеннадцать так ходишь. Когда снимаешь этот состав, лицо таким и остаётся, долго этот шрам не расправляется. А мы ещё обнашиваем одежду в тех местах, в которых работаем. Вот я ходил в форме капитана военного времени. С нашивками о ранении. Мне однажды в столовой одна старушка сказала: "Ой, милок, как же тебя война покалечила!" А милку было всего двадцать пять от роду, и война кончилась двадцать лет назад. Но в Белоруссии она очень свежа в памяти. Ведь погиб каждый четвёртый житель. Для них война будто бы год назад кончилась.
Наш сценарист однажды очень нехорошо пошутил. Во время войны он был партизаном. Как-то мы пришли в деревню, он открывает одну дверь, заходит в дом. Навстречу выходит старуха. Он спрашивает: "Бабань, немцы е...?"
У бабки - ужас на лице. Так спрашивали партизаны, когда приходили в их дома... Она сначала даже не сообразила, что происходит.
С военными песнями у меня было много интересных историй. Мне писали письма: "Володя! Помнишь, как мы под Сталинградом сражались..." - Я не помню. Мне было тогда пять лет. И сражаться я не мог. Но мне приятно, что люди видят в этих песнях какие-то настоящие строчки.
В этом фильме было много песен и они звучали по-разному. Подразумевается, что их сочинил мой персонаж, когда лежал в госпитале. Моего героя зовут Владимиром, как и меня. Есть в этом фильме, например, такая песня:
Мне этот бой не забыть нипочём -
Смертью пропитан воздух, -
А с небосклона бесшумным дождём
Падали звёзды...
Потом вдруг начинала звучать пластинка как бы из довоенных лет. Мы играли с Ниной Ургант сцену и заводили пластинку. С неё звучала такая песня:
В холода, в холода
От насиженных мест
Нас другие зовут города:
Будь то Минск, будь то Брест, -
В холода, в холода...
Когда было получено известие об окончании войны, инвалид на рынке моим голосом пел песню:
Всего лишь час дают на артобстрел -
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому - до ордена, еу а кому - до вышки...
А в конце фильма звучала песня "Братские могилы". Её исполняет Марк Бернес. Было совпадение изображения, музыки, текста и голоса Бернеса. Это производило удивительное действие на людей, которые были когда-то в оккупации. Они присылали нам письма. Например, мы получили письмо от женщины, на глазах которой повесили двух её сыновей, партизан. Она потеряла память. Сначала была в летаргическом сне, потом её разбудили, но памяти не было совсем. Она помнила только то, что было две минуты тому назад. Она посмотрела этот фильм - его показывали в больнице. И к ней начала возвращаться память. Она нам написала: "Я вспомнила это место, эту стену..."
На экране - изображение стены, выщербленной снарядами и пулями. Женщины с сухими - они уже всё выплакали - глазами подходят и кто ветку, кто цветок кладут на холмики неизвестных солдат.
И голосом Марка Бернеса звучит песня "Братские могилы". Для этой женщины был такой шок, что к ней начала возвращаться память.
Таке бывают странные, поразительные вещи с песнями, с музыкой, когда они очень хорошо соединены с изображением.
В фильме "Война под крышами" Минской киностудии я никого не играю. Чуть-чуть снялся в сцене на свадьбе. Больше в этой картине меня нет. Но для неё я написал несколько песен, например, "Песню о новом времени".
Писал я песни ещё для одой картины Виктора Турова - "Сыновья уходят в бой".
часто бываю в Минске. Приезжаю всегда, когда Виктор Туров предлагает мне что-нибудь написать для своего нового фильма. В картине, которая называется "Взлёт" или "Белый вальс", будут три моих песни. Их почти никто не знает, потому что я их писал для пластинки. Две из них будут исполняться моей женой. А диск мы записали лет пять тому назад и всё воюем, чтобы он вышел.
Я хорошо знаю Белоруссию, мне её показал Виктор Туров. Я был во многих-многих местах, жил там во время съёмок. Даже когда не снимался, просто приезжал к нему. Вы не поверите, но несколько песен для фильма "Сыновья уходят в бой" было написано за одну ночь. Мы жили в деревне, где раньше был партизанский лагерь, в лесу. И обстановка очень способствовала быстрому рождению песен.
Рекомендую вам посмотреть фильм "Белый вальс". И не потому, что там звучат мои песни. Это удачная картина о современных десантниках. Сценарий писал мой друг, с которым я учился в школе. Я предпочитаю работать со своими друзьями. Тогда ты можешь надеяться, что песня выйдет в том виде, как она задумывалась..."
25 июля 1980 года ушёл из жизни гениальный русский артист, поэт, певец, композитор Владимир Семёнович Высоцкий.
FilippOk
25.07.2002, 03:59
22 года.
Время летит...
Есть ли официальная информация, какие песни/марши/мелодии можно будет услышать изначально в ЗС?
Песня о погибшем летчике
"..В 43-м году, во
время великой воздушной битвы
над Кубанью, был такой человек,
летал в небе, - Скоморохов,
Николай Скоморохов. Он сейчас
жив, генерал-полковник, дважды
Герой Советского Союза. Был
эпизод, когда он сбил
"бриллиантовую двойку": это
была знаменитая немецкая дивизия
"Удэт", они все были кавалеры
Бриллиантовых Крестов, лично
награжденные Гитлером, настоящие
асы. И вот двое - двойка из этой
эскадрильи - сбили друга Николая
Скоморохова, его близкого друга.
И тогда Скоморохов стал вылетать
на индивидуальную охоту - поспит
несколько минут и снова вылетает
- искать именно тех двоих: он
запомнил, что у них были за номера
на фюзеляжах. Он их нашел, достал
и сбил обоих - в одном бою двух
уничтожил. И один даже спрыгнул с
парашютом, попал на нашу
территорию, взяли его в плен. И он
стал спрашивать: кто меня сбил? Ну
а ему говорят: Скоморохов. Он
говорит - это неправда, нас
предупреждают, что: "Осторожно!
Скоморохов в воздухе!". Но это
было так на самом деле. И вот в
память о погибшем друге Николая
Михайловича Скоморохова я
написал эту песню."
(Коломна Московской области, ДК
им. Ленина
29.06.76 г.)
Всю войну под завязку я все к дому тянулся,
И хотя горячился, воевал делово.
Ну, а он торопился, как-то раз не пригнулся,
И в войне взад-вперед обернулся, за два года всего ничего.
Не слыхать его пульса с сорок третьей весны,
Ну, а я окунулся в довоенные сны,
И гляжу я, дурак, но дышу тяжело.
Он был лучше, добрее, ну, а мне повезло.
Я за пазухой не жил, не пил с господом чая,
Я ни в тыл не просился, ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался, может мой бы обратно пришел.
Для меня не загадка их печальный вопрос,
Мне ведь тоже не сладко, что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся:"Извините, что цел,
Я случайно вернулся, вернулся, ну, а он не сумел".
Он кричал напоследок в самолете сгорая:
"Ты живи, ты дотянешь", - доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом, возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там, ну а я до земли дотянул,
Встретил летчика сухо райский аэродром,
Он садился на брюхо, но не ползал на нем,
Он уснул - не проснулся, он запел - не допел,
Так что я вот вернулся, вернулся, ну а он не сумел.
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
Но хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть, у кого она есть.
Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
В нашей жизни короткой, как бетон полосы.
И на ней, кто разбился, кто взлетел навсегда.
Ну, а я приземлился, ну, а я приземлился, вот какая беда.
Powered by vBulletin® Version 4.2.5 Copyright © 2025 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot