PDA

Просмотр полной версии : Коммерсанты негодуют - Иркут дешевле Сухого!



AlexF
28.11.2006, 17:43
В ноябре были объявлены результаты оценки активов, вносимых в капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): госхолдинг "Сухой" оказался вдвое дороже крупнейшей частной корпорации "Иркут". До 1 апреля частные акционеры компаний, входящих в ОАК, должны определить судьбу своих пакетов - либо обменять их на акции ОАК, либо продать. Однако пока складывается впечатление, что полноценного частно-государственного партнерства в ОАК не получится.

Акционер российского значения

Участие частного бизнеса в российском самолетостроении нельзя назвать удачным. На протяжении полутора десятков лет отрасль оставалась депрессивной, спрос на ее продукцию сокращался, активы деградировали. Привлекательным для инвестирования объектом были лишь некоторые акционированные компании, участвующие в реализации экспортных заказов.

Наиболее успешным продуктом на экспортном рынке стали истребители семейства Су-27. В их производстве задействованы государственное ОАО "ОКБ Сухого" (головной разработчик) и два завода-изготовителя - государственное ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Гагарина" (КнААПО) и частное ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (НПК "Иркут").

Именно об "Иркуте" можно говорить как о компании, близкой к оптимальной модели частно-государственного партнерства. В ее акционерном капитале преобладают менеджмент, частные инвесторы, присутствуют государство (через госхолдинг "Сухой") и иностранный партнер (EADS). Компания имеет наибольший в оборонной отрасли портфель заказов, оцениваемый в $5,1 млрд. При этом "Иркут" - публичная компания, ее акции находятся в свободном обращении. Капитализация в сентябре 2006 года составляла $1,16 млрд.

В июне 2006 года председатель совета директоров и совладелец "Иркута" Алексей Федоров заявил, что менеджмент корпорации принял решение войти в ОАК на первом этапе всем пакетом акций (44%). Его расчеты строились на том, что в обмен будет предоставлена адекватная доля в ОАК. Аналитики давали радужные оценки, согласно которым именно "Иркут" должен был стать ядром будущей авиакорпорации. В конце июля вице-президент компании по финансам Дмитрий Елисеев даже огласил размер доли, на которую претендуют акционеры НПК на втором этапе создания ОАК: 30-40%.

Одобренный госведомствами отчет Deloitte Touche, нанятой для оценки российских авиастроительных активов, для многих аналитиков оказался полной неожиданностью. Капитализация "Иркута", согласно заключению, составляет всего $930 млн., что в два с лишним раза меньше, чем аналогичный показатель госхолдинга "Сухой". При этом портфели заказов компаний несопоставимы - "Сухой" набрал их только на $1 млрд. Вызывает сомнение справедливость оценки еще и потому, что принадлежащее на 100% государству КнААПО имеет капитализацию более $1,4 млрд., в то время как ни по реальной стоимости активов, ни по портфелю заказов эта компания не может сравниться с "Иркутом". Таким образом, 44% частных акций "Иркута" могут быть обменены только примерно на 11% акций ОАК. В такой ситуации частные акционеры "Иркута" не могут претендовать на контроль в объединенной компании.

Другой крупный частный игрок - Национальная резервная корпорация (НРК) депутата Госдумы Александра Лебедева настроена по отношению к будущему вхождению в ОАК довольно сдержанно. По крайней мере, недавнее заявление господина Лебедева о планируемой передаче 26,5% акций лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) зарегистрированному в Великобритании благотворительному фонду имени Раисы Горбачевой расценивается аналитиками как попытка защитить активы от посягательств со стороны государства. И хотя в данном случае подразумевается не столько нежелание участвовать в деятельности ОАК, сколько защита от возможных действий прокуратуры, которая уже арестовывала акции ИФК, увод активов под британскую юрисдикцию может создать проблемы при внесении частного пакета в ОАК на втором этапе. Дело в том, что фонд не имеет возможности ни продать, ни обменять акции, ни вернуть их обратно.

Ранее у ИФК был крупный актив в авиастроении - компания осуществляла управление 56,25-процентным пакетом Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), принадлежащим госкомпаниям - межгосударственной авиастроительной компании "Ильюшин" и Авиационному комплексу имени Ильюшина. Соглашение о доверительном управлении было заключено в 2002 году, чтобы обеспечить контроль над использованием поступающих на завод финансовых средств. По мнению гендиректора ИФК Александра Рубцова, цели в основном достигнуты. По итогам девяти месяцев 2005 года ВАСО впервые за все эти годы добилось рентабельности. Однако в сентябре 2005 года акции были возвращены владельцам.

Еще один частный акционер отечественного авиапрома - группа компаний "Каскол" бизнесмена Сергея Недорослева - владеет примерно 39% акций нижегородского авиастроительного завода "Сокол". Капитализация этого предприятия оценена в $115 млн, а доля "Каскола" в ОАК в случае обмена акций составит около 1,2%. Сейчас авиазавод выпускает самолеты М-101Т, самым крупным заказчиком которых является ЗАО "Авиа Менеджмент Груп", подконтрольное структурам "Каскола". Что касается основной продукции "Сокола" - учебно-боевых Як-130 и истребителей МиГ-29, то они поставляются на экспорт, однако контракты заключает не "Сокол", а "Иркут" и РСК МиГ. Им и достается наибольшая прибыль.

AlexF
28.11.2006, 17:44
Небо под контролем

Отметим, что и за пределами будущей ОАК существуют крупные авиапредприятия, в акционерном капитале которых есть частные инвесторы. Наиболее значимый подобный актив - самарское ОАО "Авиакор - авиационный завод", контролируемое холдингом "Русские машины" компании "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Вхождение структур бизнесмена в авиастроение состоялось в 1998 году. Тогда господин Дерипаска предполагал, что авиастроительная отрасль сможет стать крупным потребителем алюминия, производимого "Русалом". Однако золотым дном "Авиакор" не оказался. Спустя несколько лет "Базовый элемент" предпринял попытку продать убыточное предприятие, но покупателей так и не нашлось.

Таким образом, государство планирует установить почти полный контроль за стратегически важной отраслью, включив в ОАК ключевые предприятия. И не вызывает ни малейших сомнений то, что именно так и произойдет. Какая же картина может сложиться в отрасли спустя пять лет? По мнению гендиректора НИИ экономики авиационной промышленности Александра Исаева, на этапе становления ОАК превалирование доли государства в капитале корпорации оправданно. Частный бизнес не заинтересован и не в состоянии инвестировать в отрасль средства, необходимые для решения ключевых проблем - полномасштабной реконструкции производства, разработки новых прорывных продуктов и т. д. Сторона, несущая наибольшие расходы на данной стадии, должна иметь адекватную долю в имущественном комплексе. В то же время государство хуже управляется со своими активами, нежели мотивированные частные акционеры. Поэтому, создав дееспособную корпорацию, государство вполне может сократить свое участие до разумных пределов.

Принципиальный вопрос, решение которого относится скорее к сфере внешней политики,- выбор стратегического партнера. Сегодня на эту роль в России прочат европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS. Андрей Костин, глава ВТБ, ставшего недавно собственником примерно 6% акций EADS, считает, что "формой сотрудничества могли бы стать обмен активами, совместное производство или даже создание панъевропейского авиастроительного холдинга". Очевидно, что для равноценного обмена активами ОАК должна иметь высокую стоимость, а другие акционеры не должны иметь возможность заблокировать сделки со стратегическим партнером.

Что же касается частников, то им пока отводится роль миноритариев. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев полагает, что для ОАК будут привлекательны портфельные инвесторы, интерес которых в получении дивидендов и биржевой игре. Выведение на открытый рынок free float ОАК вполне возможно уже в 2010-2011 годах.

Однако будущая картинка не окажется настолько простой. Дело в том, что ОАК станет, по сути, управляющей структурой, в рамках которой будут существовать бизнес-единицы (дивизионы), специализирующиеся на различных продуктах (гражданская, военно-транспортная, боевая авиация и т. д.). В одних бизнес-единицах государство планирует иметь свыше 75% акций, в других сохранит за собой лишь блокпакет.

Такая структура может оказаться вполне привлекательной для российских инвесторов. По словам вице-президента Национального резервного банка Андрея Деркача, при определенных условиях дивизионная схема позволит НРК сохранить позиции в ИФК: "Мы надеемся, что государство не будет удерживать тотальный контроль (в рамках бизнес-единиц.- BG)". Однако даже оставив частникам крупный пакет в рамках дивизиона, государство теоретически имеет возможность для последующего укрепления своей доли. Эта схема была апробирована на лизинговых компаниях, поддержка которых выразилась в раздувании уставного капитала путем осуществления допэмиссии. Если в будущем подразделении гражданской авиации государство будет иметь всего 25% акций, то, предложив допэмиссию, либо повысит капитализацию, либо автоматически сократит участие той стороны, которая окажется не в состоянии участвовать в такой гонке за лидером. Применительно к лизингу, считает господин Деркач, государство должно избрать новые формы поддержки. "Мы не сможем противостоять экспансии государства, если оно продолжит наращивать уставный капитал. Поэтому мы предлагаем со следующего года перейти на госгарантии по кредитам",- говорит он.

В то же время авиастроительная отрасль, даже если она будет представлена монополией, нуждается во множестве поставщиков комплектующих и услуг. И именно здесь может быть создано много частных компаний. Если идти с начала, то созданию рыночного продукта должны предшествовать фундаментальные исследования. Это прерогатива государства. На ступеньке ниже находится прикладная наука, создающая ноу-хау. Во всем мире эта ниша занята многочисленными венчурными (преимущественно частными) фондами. Эта сфера деятельности высокорисковая, но отличается высокой доходностью - до 30-40%. Специализация венчурных фондов должна быть достаточно узкой: одни компании могут работать в сфере технологий, другие - искать новые аэродинамические схемы, третьи - заниматься электроникой. Первый в отрасли венчурный фонд создан корпорацией "Аэрокосмическое оборудование" (государству принадлежит 51% акций) еще в 2004 году. Первоначальный объем активов составил $10 млн., а первыми проектами стали развитие тренажерных технологий, разработка систем управления вооружением и систем обработки видеоинформации.

Следующий пласт деятельности - производство комплектующих. Согласно мировой практике в авиастроительном бизнесе на финальную сборку приходится только около 5% стоимости конечного изделия, в то время как основная доля приходится на поставщиков комплектующих. В планах менеджеров ОАК - ориентация на общемировую схему. Следовательно, частные поставщики комплектующих не останутся без работы. Примеры успешного участия в крупных проектах уже есть. Негосударственное ООО "Фирма АККО", специализирующееся на интерьерах воздушных судов, развернуло собственное производство авиационных кресел. Сегодня компания поставляет продукцию на новые самолеты Ил-96 и Ту-204 и только по кресельному оборудованию имеет оборот свыше $2 млн. в год.

Источник: газета "Коммерсантъ"
Корреспондент: Олег Пантелеев
//Aviaport.ru

AlexF
28.11.2006, 17:48
В июне 2006 года председатель совета директоров и совладелец "Иркута" Алексей Федоров заявил, что менеджмент корпорации принял решение войти в ОАК на первом этапе всем пакетом акций (44%). Его расчеты строились на том, что в обмен будет предоставлена адекватная доля в ОАК. Аналитики давали радужные оценки, согласно которым именно "Иркут" должен был стать ядром будущей авиакорпорации. В конце июля вице-президент компании по финансам Дмитрий Елисеев даже огласил размер доли, на которую претендуют акционеры НПК на втором этапе создания ОАК: 30-40%.

Очуметь - наглости не занимать, за 44% Иркута - 30-40% ОАК.
При таком раскладе - зачем чего-то куда-то объединять?
Если эта оценка правильная - закрыть нахрен все остальные заводы - все равно их стоимость 0 (от 4, до 14% стоимости Иркута).

Серж
28.11.2006, 19:18
всё-таки госпакет сухого лакомый кусок для частного капитала, чем дело кончится? меня честно волнует ан-140 авиантовский. как смогут они его раскрутить?

timsz
28.11.2006, 20:01
Если эта оценка правильная - закрыть нахрен все остальные заводы - все равно их стоимость 0 (от 4, до 14% стоимости Иркута).

Ну в принципе, если оценивать, например, по прибыльности, думаю, так и получится.

AlexF
28.11.2006, 20:21
всё-таки госпакет сухого лакомый кусок для частного капитала, чем дело кончится? меня честно волнует ан-140 авиантовский. как смогут они его раскрутить?
Никак - самарский авиакор не входит в ОАК. Так что тут коммерсанты сами его будут "раскручивать". А ОАК - Су-80. Опять-таки Су-80 меньше и в пересчете на кресло менее выгодный чем Ан-140, с другой стороны, на маленьких линиях - будет выгоднее, чем гонять полупустой Ан-140.
ИМХО конечно. Тем более GE предлагает движки собирать в Рыбинске.
Если на ВАСО по срокам пойдет Ил-112В, то как замену Ан-26 его будут толкать, наверно. Правда "честной" ОАКовской замены Ан-24 нет. Не ташкентский же Ил-114?

AlexF
28.11.2006, 20:29
Ну в принципе, если оценивать, например, по прибыльности, думаю, так и получится.
Прибыльность - дурацкий показатель.
А-то так получится, что Эйрбас со своими убытками тоже дешевле Иркута.
;)

timsz
29.11.2006, 01:41
Прибыльность - дурацкий показатель.
А-то так получится, что Эйрбас со своими убытками тоже дешевле Иркута.
;)

Да вполне может и такое случится. Недавно Дэу, кажется, за один доллар продавали, так и то желающих немного было.

На самом деле, я не то чтобы за такую систему оценки, но в "мире чистогана" убыточное предприятие действительно немного стоит. ;)

Sidor
29.11.2006, 19:27
Да вполне может и такое случится. Недавно Дэу, кажется, за один доллар продавали, так и то желающих немного было.
На самом деле, я не то чтобы за такую систему оценки, но в "мире чистогана" убыточное предприятие действительно немного стоит. ;)
Сомневаюсь, что предприятие с основными фондами стоимостью, наверняка не один миллиард рублей (в отчетность лезть лень, кому надо - могут ознакомиться с таковой на соответствующих сайтах), пусть и убыточное, может стоить 1 доллар (это я не про Дэу, а про наши авиазаводы).
А что касается Дэу - не в курсе, но вполне возможно, что там еще и куча долгов была.

timsz
29.11.2006, 20:31
А что касается Дэу - не в курсе, но вполне возможно, что там еще и куча долгов была.

А у наших долгов быть не может? ;)

Sidor
29.11.2006, 20:45
По крайней мере, КнААПО, как минимум, уже в 2004 году было прибыльным и в структуре выручки АХК занимало первое место с ну о-о-очень большим отрывом от остальных. Гляньте отчетность, там все есть. Я смотрел, но давно, так что говорю по памяти и без цифр.

Кирилл
30.11.2006, 17:41
Очуметь - наглости не занимать, за 44% Иркута - 30-40% ОАК.
При таком раскладе - зачем чего-то куда-то объединять?
Если эта оценка правильная - закрыть нахрен все остальные заводы - все равно их стоимость 0 (от 4, до 14% стоимости Иркута).

AlexF,
Было бы странно, что они упустили бы свою выгоду :)
Представь, они вкладывались, контролировали, "пахали", несли риски.
Тут приходят дяди и говорят, что раньше у вас было 44 % и вы могли трясти руководство, получать доступ к информации, оценивать эффективность, вкладываться дальше и т.д.
А теперь, за те же деньги, вы получите 10-14%.
Потом будет доп.эмиссия, которую выкупить вам "не дадут" (будет так сделано, что выкупать ее будут "кому надо"), потом переход на единую акцию, с неэквивалентным обменом, а потом даже на собрание акционеров не пригласят.:eek:
Понятно, что оглядываясь назад, вся эта приватизация в авиации была "хапком". Но "людей нужно уважать"! ;)
Тем более, что люди тоже зря не сидели, работали.
Переговоры продолжатся. Будут торговаться. Как я уже писал - отчет оценщика не догма :)

Sidor
30.11.2006, 19:15
Представь, они вкладывались, контролировали, "пахали", несли риски.
Тут приходят дяди и говорят, что раньше у вас было 44 % и вы могли трясти руководство, получать доступ к информации, оценивать эффективность, вкладываться дальше и т.д.
А теперь, за те же деньги, вы получите 10-14%.
Не-не-не, минуточку. Вот у меня есть, например, 100% какой-нибудь "Жигули". Решили мы с приятелями скинуться и купить McLaren. Я и говрю: "Я вкладываю в покупку 100% своих "Жигулей", которыми я управлял и делал что хочу, поэтому я должен получить 100% от McLaren". Так?

Кирилл
01.12.2006, 11:20
Не-не-не, минуточку. Вот у меня есть, например, 100% какой-нибудь "Жигули". Решили мы с приятелями скинуться и купить McLaren. Я и говрю: "Я вкладываю в покупку 100% своих "Жигулей", которыми я управлял и делал что хочу, поэтому я должен получить 100% от McLaren". Так?

Где написано, что я голосую за 44 % акций ОАК для акционеров Иркута? :ups:
Я пишу о том, что идет процесс переговоров, о том что оценка вопрос субъективный, о том что финальный результат - основывается на долгих переговорах и это нормально!
Это нормально, что акционеры "Иркута" оценивают свою компанию больше, чем ее оценил Деллойт.
Я считаю, что чем больше будет доля частных инвесторов в ОАК, тем выше будет эффективность ОАК. Государство пусть владеет 51-60%, остальное отдайте частникам, чтобы они работали вместо контролеров!
Акционеры "Иркута", плюс EADS вполне смогут заставить менеджмент ОАК работать эффективно.
Если же им не дать рычагов для воздействия на руководство ОАК (в виде крупного пакета и мест в совете директоров), то его заполнят бывшие чинуши, которые косяками потянутся к большим зарплатам, к рулежке финансовыми потоками и к присвоению активов...
В первый раз что ли?

AlexF
01.12.2006, 12:31
Где написано, что я голосую за 44 % акций ОАК для акционеров Иркута? :ups:
Я пишу о том, что идет процесс переговоров, о том что оценка вопрос субъективный, о том что финальный результат - основывается на долгих переговорах и это нормально!
Это нормально, что акционеры "Иркута" оценивают свою компанию больше, чем ее оценил Деллойт.
Я считаю, что чем больше будет доля частных инвесторов в ОАК, тем выше будет эффективность ОАК. Государство пусть владеет 51-60%, остальное отдайте частникам, чтобы они работали вместо контролеров!
Акционеры "Иркута", плюс EADS вполне смогут заставить менеджмент ОАК работать эффективно.
Если же им не дать рычагов для воздействия на руководство ОАК (в виде крупного пакета и мест в совете директоров), то его заполнят бывшие чинуши, которые косяками потянутся к большим зарплатам, к рулежке финансовыми потоками и к присвоению активов...
В первый раз что ли?
Так никто не против. Только пусть внесут соотвуетствующие активы.
EADS может своих акций подкинуть. Я думаю 1 к 1 было бы справедливо.
Дали 10% своих - получили 10% ОАК, EADS сопоставим с ОАК, а Иркут - нет.

Кирилл
04.12.2006, 11:29
Так никто не против. Только пусть внесут соотвуетствующие активы.
EADS может своих акций подкинуть. Я думаю 1 к 1 было бы справедливо.
Дали 10% своих - получили 10% ОАК, EADS сопоставим с ОАК, а Иркут - нет.

Насчет EADS - чтобы внесли активы: может ошибаюсь, но, видимо, разговор об этом идет. Тем более, что у них есть акции, которые нужно куда-то приткнуть :)
Тот же "немецкий пакет" с трудом втюхали банкам.
Вот это была бы тема: обмен капиталами между ОАК и EADS!
Но ОАК не сопоставима с EADS! (ОАК реально еще не работает и больше существует только на бумаге)
Пока что ;)

MAX-137
07.12.2006, 16:49
Решил темы не плодить.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20061207150122.shtml

С.Иванов: Совет директоров ОАК проведет первое заседание на следующей неделе.

07.12.2006, Киев 15:01:22 Первое заседание совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) состоится на следующей неделе, сообщил сегодня в Киеве председатель совета директоров ОАК, вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов, отвечая на вопросы журналистов после заседания украинско-российского подкомитета по вопросам безопасности.

С.Иванов отметил, что "если военных самолетов Россия продает на миллиарды долларов в год, то в гражданской авиации есть проблемы". Для их решения и создавалась ОАК, "в которую вошли такие гиганты, как "Сухой", МиГ, КБ "Туполева" и "Илюшина", отметил вице-премьер. По его мнению, в гражданской авиации ставку необходимо делать на ближне- и среднемагистральные самолеты. При этом основной упор делается на внутренний рынок в виду важности авиации для России.

С.Иванов отметил, что в составе ОАК будут созданы дивизионы военной, гражданской и транспортной авиации.

В соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" 20 ноября 2006г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация".

Учредитель ОАО "ОАК" - Российская Федерация - вносит в качестве своей доли в уставном капитале ОАО "ОАК" следующие пакеты акций: Авиационная холдинговая компания "Сухой" - 100%, Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" - 15%, Илюшин Финанс Ко. - 38%, Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им.Ю.А.Гагарина - 25,5%, Межгосударственная авиастроительная компания "Илюшин" - 86%, Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - 38%, Новосибирское авиационное производственное объединение им.Чкалова - 25,5%, "Туполев" - 90,8%, Финансовая лизинговая компания - 58%. Предусмотрена также возможность внесения в качестве вклада частных акционеров в уставный капитал ОАО "ОАК" 38,2% от общей стоимости акций НПК "Иркут". Поскольку 11,89% акций этой компании уже находится на балансе АХК "Сухой", включаемой в состав ОАК, создаваемая корпорация получит контрольный пакет акций НПК "Иркут".

Величина уставного капитала ОАО "ОАК" составляет около 96,72 млрд руб. Доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации превышает 90%.