Kos
05.02.2009, 16:30
На "Я помню" выложили интервью летчика-испытателя Тарощина Леонида Ивановича (http://www.iremember.ru/content/view/763/27/lang,ru/).
Несколько моментов меня искренне удивили.
Раз:
"Был такой штурмовик Ил-2, ильюшинский штурмовик. Надо сказать, не очень удачный, - в том смысле, что он не очень был устойчив. Когда завязывались бои с истребителем, он часто срывался в штопор. И вот я решил "вылечить" этот штурмовик для того, чтобы лётчик мог спокойнее на нём воевать, крутиться с теми же истребителями противника и не срываться в штопор. Я придумал такой контрбалансир, это был отдельный агрегат, который должен был включаться в систему управления самолётом. И собственно для того, чтобы его поставить, надо было просверлить несколько дырок, несколько болтов поставить - и всё. Но шла военная программа, и никто не брал на себя ответственность поставить лишний болт."
Первый раз слышу о проблемах со штопором на первых Ил-2. В воспоминаниях все штурмовики отмечают очень хорошую устойчивость Ила.
Два:
"Я залез по этой стремянке и с носа стал смотреть на фюзеляж, и обнаружил, что с одной стороны я весь фюзеляж вижу, а с другой стороны я вижу только часть. То есть кривой фюзеляж! Он собирается из разных отсеков, а там видно какие-то допуски имеются. И тут видно собрались все отрицательные допуски и сложились, - самолёт оказался кривым. Стал проверять, - и у этого самолёта всё кривое. То есть, я нашёл причину. Тогда стали думать: "а как же её исправить, как его вылечить?" И способ лечения я тоже обнаружил. Самолёт трёхместный: штурман, лётчик, кормовой стрелок, который сидит задом наперёд, у него турель с пушками, - и обрез фюзеляжа: Турель-полусфера вращается, а обрез фюзеляжа - он торчит. Тогда мы стали с той стороны, где виден весь фюзеляж, край фюзеляжа подгибать, а противоположную сторону наоборот отгибать. И таким образом мы добились выравнивания обтекания, пусть и не очень хорошего. А потом, когда стали выяснять, оказалось, что все заводские шаблоны кривые в большей или меньшей степени. И уже на этих самолётах, уже на заводе, заранее, где пригибали, а где отгибали какую-то сторону. У каждого самолёта есть формуляр, где записываются все полёты, все изменения. И тогда там начали записывать, что с правой стороны надо отгибать, а с левой стороны наоборот пригибать. И капоты тоже: двигатель, а перед ним входное отверстие. Это большой капот, большое сооружение, которое одевается на штырь: они тоже в разные стороны были. Но тут проще дело было. Тут шайбу проставляли такую, профилированную. Для того чтобы их поправить, одевалась целиковая алюминиевая шайба, где тоньше, где толще, чтобы их выправить. Так самолёт Ил-28 и шёл с этой штукой." :eek: :eek: :eek:
Это вообще возможно??? Подгибать-отгибать фюзеляж??? :uh-e:
Почитайте, там еще много интересного...
Несколько моментов меня искренне удивили.
Раз:
"Был такой штурмовик Ил-2, ильюшинский штурмовик. Надо сказать, не очень удачный, - в том смысле, что он не очень был устойчив. Когда завязывались бои с истребителем, он часто срывался в штопор. И вот я решил "вылечить" этот штурмовик для того, чтобы лётчик мог спокойнее на нём воевать, крутиться с теми же истребителями противника и не срываться в штопор. Я придумал такой контрбалансир, это был отдельный агрегат, который должен был включаться в систему управления самолётом. И собственно для того, чтобы его поставить, надо было просверлить несколько дырок, несколько болтов поставить - и всё. Но шла военная программа, и никто не брал на себя ответственность поставить лишний болт."
Первый раз слышу о проблемах со штопором на первых Ил-2. В воспоминаниях все штурмовики отмечают очень хорошую устойчивость Ила.
Два:
"Я залез по этой стремянке и с носа стал смотреть на фюзеляж, и обнаружил, что с одной стороны я весь фюзеляж вижу, а с другой стороны я вижу только часть. То есть кривой фюзеляж! Он собирается из разных отсеков, а там видно какие-то допуски имеются. И тут видно собрались все отрицательные допуски и сложились, - самолёт оказался кривым. Стал проверять, - и у этого самолёта всё кривое. То есть, я нашёл причину. Тогда стали думать: "а как же её исправить, как его вылечить?" И способ лечения я тоже обнаружил. Самолёт трёхместный: штурман, лётчик, кормовой стрелок, который сидит задом наперёд, у него турель с пушками, - и обрез фюзеляжа: Турель-полусфера вращается, а обрез фюзеляжа - он торчит. Тогда мы стали с той стороны, где виден весь фюзеляж, край фюзеляжа подгибать, а противоположную сторону наоборот отгибать. И таким образом мы добились выравнивания обтекания, пусть и не очень хорошего. А потом, когда стали выяснять, оказалось, что все заводские шаблоны кривые в большей или меньшей степени. И уже на этих самолётах, уже на заводе, заранее, где пригибали, а где отгибали какую-то сторону. У каждого самолёта есть формуляр, где записываются все полёты, все изменения. И тогда там начали записывать, что с правой стороны надо отгибать, а с левой стороны наоборот пригибать. И капоты тоже: двигатель, а перед ним входное отверстие. Это большой капот, большое сооружение, которое одевается на штырь: они тоже в разные стороны были. Но тут проще дело было. Тут шайбу проставляли такую, профилированную. Для того чтобы их поправить, одевалась целиковая алюминиевая шайба, где тоньше, где толще, чтобы их выправить. Так самолёт Ил-28 и шёл с этой штукой." :eek: :eek: :eek:
Это вообще возможно??? Подгибать-отгибать фюзеляж??? :uh-e:
Почитайте, там еще много интересного...