Чекист
05.07.2012, 11:27
Как известно, в кабине каждого самолёта есть различные приборы. И они показывают кучу различной информации, полезной и не очень.
Кроме того известно, что для правильного бомбометания с горизонта, хорошо бы знать правильные данные полёта.
Большую часть бомбардировочной работы за штурмана уже сделали изобретатели бомбового прицела, но зачем был бы нужен штурман, если б они вовсе не оставили ему никакой работы?
Предлагаю разобраться с особенностями работы штурмана при бомбардировке, и в полёте.
Начнём с бомбардировочной работы, как наиболее часто встречающейся. Итак, у нас есть бомбардировочный прицел. Разные прицелы принимают разные входные данные - одни кушают метры высоты и км/ч скорости, другим подавай футы и мили/ч, третьим - вообще в качестве скорости узлы хочется. Единственное, что объединяет их - это то, что вводимая скорость должна быть истинной, в то время как приборы нам показывают приборную (спасибо, Кэп! :)). Значит, наша первая задача - перевести приборную скорость в истинную.
Упрощённый пересчёт приборной скорости в истинную.
1.При стандартной температуре (+15 градусов у земли) разница между истинной и приборной скоростями увеличивается на 5% на каждые 1000 метров высоты. Отклонение давления у земли от стандартного практического влияния на эту разницу не оказывает.
2.Отклонение температуры от стандартной оказывает одинаковое воздействие на изменение разницы скоростей как у земли так и на высоте. Повышение температуры (от стандартной) на каждые 10 градусов дает прирост разницы скоростей на 2%, а её уменьшение - те же 2% уменьшения этой разницы.
Вообще-то формула гораздо сложнее:
Vист = Vпр*((273,15+Тпр)/(273,15+15-Нпр*6,5)) 0,5/(1-0,0226*Нпр) 2,628
где
Vпр - приборная скорость полета, км/ч;
Нпр - приборная высота полета, км;
Тпр - температура за бортом на высоте полета Нпр, оС,
но нам эти сложности ни к чему.
Всё бы ничего, но наглоанглосаксы и их присные не желают, как всё прогрессивное человечество, пользоваться единицами СИ. У них используются футы, мили, узлы. Хорошо хоть, время меряют секундами и часами, а то мы бы совсем умучались находить с ними общий язык.
Итак, решаем задачу перевода имперских единиц в метрические.
Полезный совет:
Футы лучше умножать, а метры делить. В этом случае погрешность перевода одних величин в другие уменьшается на порядок.
Пересчет футов в метры и наоборот:
- футы умножаются на 3 и отнимается ноль;
- метры делятся на 3 и прибавляется ноль.
Погрешность расчетов менее 2%.
Перевод км/ч в м/с и наоборот:
- км/ч делятся на 4 и прибавляется 1/10 результата деления;
- м/с умножаются на 4 и отнимается 1/10 результата умножения.
Пара слов об узлах. Узел - единица скорости, применяемая в морской практике, равная одной морской миле в час. Узлы также применяются морской авиацией США, просто потому, что она морская, и корабли, на которые садятся самолёты, тоже меряют свою скорость в узлах. Морская (она же навигационная) миля отличается от статутной (сухопутной) мили, которой пользуется наземная авиация США и Великобритании.
Перевод NM (навигационных миль) в км и наоборот:
- километры делятся на 2 и прибавляется 1/10 результата деления;
- нав. мили умножаются на 2 и отнимается 1/10 результата умножения.
Погрешность метода менее 2%.
Метод применим для пересчета как расстояний, так и скоростей.
Перевод узлов (NM/ч) в мили/ч:
mph=Knots*1.15
Проще всего считать так:
mph=Knots+0.1*Knots+(0.1*Knots)/2
Пример:
скорость самолёта 120 узлов. В милях в час это будет
120+12+6=138
Погрешность вычислений равна нулю.
Перевод миль/ч в узлы (NM/ч):
Knots=mph/1.15
Упрощённый способ вычисления:
Knots=mph-0.1*mph-(0.1*mph)/2
Пример:
скорость самолёта 120 миль в час. В узлах это будет
120-12-6=102
Погрешность вычислений - около 2%.
Все расчёты нагуглены в рунетах. Приношу их авторам большую спасибу и респекты.
Кроме того известно, что для правильного бомбометания с горизонта, хорошо бы знать правильные данные полёта.
Большую часть бомбардировочной работы за штурмана уже сделали изобретатели бомбового прицела, но зачем был бы нужен штурман, если б они вовсе не оставили ему никакой работы?
Предлагаю разобраться с особенностями работы штурмана при бомбардировке, и в полёте.
Начнём с бомбардировочной работы, как наиболее часто встречающейся. Итак, у нас есть бомбардировочный прицел. Разные прицелы принимают разные входные данные - одни кушают метры высоты и км/ч скорости, другим подавай футы и мили/ч, третьим - вообще в качестве скорости узлы хочется. Единственное, что объединяет их - это то, что вводимая скорость должна быть истинной, в то время как приборы нам показывают приборную (спасибо, Кэп! :)). Значит, наша первая задача - перевести приборную скорость в истинную.
Упрощённый пересчёт приборной скорости в истинную.
1.При стандартной температуре (+15 градусов у земли) разница между истинной и приборной скоростями увеличивается на 5% на каждые 1000 метров высоты. Отклонение давления у земли от стандартного практического влияния на эту разницу не оказывает.
2.Отклонение температуры от стандартной оказывает одинаковое воздействие на изменение разницы скоростей как у земли так и на высоте. Повышение температуры (от стандартной) на каждые 10 градусов дает прирост разницы скоростей на 2%, а её уменьшение - те же 2% уменьшения этой разницы.
Вообще-то формула гораздо сложнее:
Vист = Vпр*((273,15+Тпр)/(273,15+15-Нпр*6,5)) 0,5/(1-0,0226*Нпр) 2,628
где
Vпр - приборная скорость полета, км/ч;
Нпр - приборная высота полета, км;
Тпр - температура за бортом на высоте полета Нпр, оС,
но нам эти сложности ни к чему.
Всё бы ничего, но наглоанглосаксы и их присные не желают, как всё прогрессивное человечество, пользоваться единицами СИ. У них используются футы, мили, узлы. Хорошо хоть, время меряют секундами и часами, а то мы бы совсем умучались находить с ними общий язык.
Итак, решаем задачу перевода имперских единиц в метрические.
Полезный совет:
Футы лучше умножать, а метры делить. В этом случае погрешность перевода одних величин в другие уменьшается на порядок.
Пересчет футов в метры и наоборот:
- футы умножаются на 3 и отнимается ноль;
- метры делятся на 3 и прибавляется ноль.
Погрешность расчетов менее 2%.
Перевод км/ч в м/с и наоборот:
- км/ч делятся на 4 и прибавляется 1/10 результата деления;
- м/с умножаются на 4 и отнимается 1/10 результата умножения.
Пара слов об узлах. Узел - единица скорости, применяемая в морской практике, равная одной морской миле в час. Узлы также применяются морской авиацией США, просто потому, что она морская, и корабли, на которые садятся самолёты, тоже меряют свою скорость в узлах. Морская (она же навигационная) миля отличается от статутной (сухопутной) мили, которой пользуется наземная авиация США и Великобритании.
Перевод NM (навигационных миль) в км и наоборот:
- километры делятся на 2 и прибавляется 1/10 результата деления;
- нав. мили умножаются на 2 и отнимается 1/10 результата умножения.
Погрешность метода менее 2%.
Метод применим для пересчета как расстояний, так и скоростей.
Перевод узлов (NM/ч) в мили/ч:
mph=Knots*1.15
Проще всего считать так:
mph=Knots+0.1*Knots+(0.1*Knots)/2
Пример:
скорость самолёта 120 узлов. В милях в час это будет
120+12+6=138
Погрешность вычислений равна нулю.
Перевод миль/ч в узлы (NM/ч):
Knots=mph/1.15
Упрощённый способ вычисления:
Knots=mph-0.1*mph-(0.1*mph)/2
Пример:
скорость самолёта 120 миль в час. В узлах это будет
120-12-6=102
Погрешность вычислений - около 2%.
Все расчёты нагуглены в рунетах. Приношу их авторам большую спасибу и респекты.