-
Из интервью с ветераном 12 ИАКП
У Массимо Тесситори появилось интерьвю с Тихомировым Владимиром Алексеевичем. Воевал он на Яках во 2 АЭ 12 ИАКП КБФ, имеет 13 побед. Интервью, конечно, на иностранном языке. Лично мне показались примечательными некоторые моменты, которыми хочу поделиться с "русскоязычными" коллегами.
В. Вы выпивали перед полетом?
О. Один раз попробовал, но больше не повторял. Сначала прозевал истребитель противника, потом на посадке чуть не промахнулся мимо полосы, и поэтому решил больше не рисковать. Помню, один пилот Ил-2 летал выпивши, но однажды с ним случился конфуз. Его послали на разведку, а меня в прикрытие. Вылетели в полдень в направлении финской границы. Я не мог понять, куда он летит. И летел перед ним, и пытался вести его - без толку. Я летел на Як-7 со ШКАСами, поэтому в конце концов пришлось дать пулеметную очередь по кабине (она бронированная, поэтому пули ее не пробили). После этого он повернул и полетел за мной. После посадки я увидел, что и пилот и стрелок пьяные. Мы дали им немного поспать, а когда они проснулись, я узнал, что они оба заснули в полете и моя очередь их разбудила.
В. Почему вы стреляли в Ил-2?
О. В нашем полку был случай, когда один комэск дал команду своему механику снять бронеплиту со своего И-16, а потом в этот отсек посадил свою подругу и перелетел к немцам. Его механика отдали в штрафбат, где он был ранен. после чего вернулся в нашу эскадрилью и даже одно время был механиком моего самолета. Так что после этого случая у нас был приказ уничтожать на месте каждого пилота, пытающегося перелететь к врагу. Я ни в коем случае не хотел его сбивать, но я должен был показать, что настроен серьезно.
В. Вы знали, с кем воюете?
О. Да. На бортах ФВ190 были нарисованы серые сердца, мы называли их “serie zhopy” [терминология автора]. Было удобно целиться - как раз на борту кабины и достаточно крупные. Если попал, можно быть уверенным, что пилот убит. Нам говорили. что это был JG54.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от LSA
У
Массимо Тесситори появилось интерьвю с Тихомировым Владимиром Алексеевичем. Воевал он на Яках во 2 АЭ 12 ИАКП КБФ, имеет 13 побед. Интервью, конечно, на иностранном языке. Лично мне показались примечательными некоторые моменты, которыми хочу поделиться с "русскоязычными" коллегами.
В. Вы выпивали перед полетом?
О. Один раз попробовал, но больше не повторял. Сначала прозевал истреитель противника, потом чуть не промахнулся мимо полосы, и поэтому решил больше не рисковать. Помню, один пилот Ил-2 летал выпивши, но однажды с ним случился конфуз. Его послали на разведку, а меня в прикрытие. Вылетели в полдень в направлении финской границы. Я не мог понять, куда он летит. И летел перед ним, и пытался вести его - без толку. Я летел на Як-7 со ШКАСами, поэтому в конце концов пришлось дать пулеметную очередь по кабине (она бронированная, поэтому пули ее не пробили). После этого он повернул и полетел за мной. После посадки я увидел, что и пилот и стрелок пьяные. Мы дали им немного поспать, а когда они проснулись, я узнал, что они оба заснули в полете и моя очередь их разбудила.
В. Почему вы стреляли в Ил-2?
О. В нашем полку был случай, когда один комэск дал команду своему механику снять бронеплиту со совего И-16, а потом в этот отсек посадил свою подругу и перелетел к немцам. Его механика отдали в штрафбат, где он был ранен. после чего вернулся в нашу эскадрилью и даже одно время был механиком моего самолета. Так что после этого случая у нас был приказ уничтожать на месте каждого пилота, пытающегося перелететь к врагу. Я ни в коем случае не хотел его сбивать, но я должен был показать, что настроен серьезно.
В. Вы знали, с кем воюете?
О. Да. На бортах ФВ190 были нарисованы серые сердца, мы называли их “serie zhopy” [терминология автора]. Было удобно целиться - как раз на борту кабины и достаточно крупные. Если попал, можно быть уверенным, что пилот убит. Нам говорили. что что был JG54.
Жестко! Коли такие вопросы и такие правдивые ответы - видать интервью стоящее! :bravo:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Еще момент:
В. Что вы думаете о защите Ил-2?
О. Она была приличная. Хороший задний стрелок мог сбить любого в радиусе 300 метров и горе тому немцу, который окажется перед носом Ила. 3-4 снаряда Вя (не говоря уж о 37мм) разносили истребитель в клочья. Как-то прикрывали штурмовиков и на нас навалились несколько длинных ФВ190. Они нырнули под штурмовики и начали подъем как раз перед ними. Ведущему досталось одновременно от трех Ил-2 - в оба крыла и фюзеляж. Помню облако от взрыва и хвостовое колесо - все что осталось. Ведомый получил 1 или 2 23мм снаряда в район кабины и взмыл вверх. Я было рванулся за ним, но когда нагнал, увидел, что борт кабины разворочен до самого крыла, фонаря кабины нет, а на месте пилота кровавое месиво. Самолет сделал пару переворотов и по спирали ушел на морское дно.
Про проблему холодов интересно:
Ружейная смазка у немцев была расчитана на холода до -5. И если Мессершмитты не сильно страдали от этого, для ФВ это было порой серьезной проблемой. Однажды, прикрывая Илы, прозевали пару ФВ, заходивших сзади снизу на Илы. Я поздно заметил их и приготовился к худшему. Они шли со скоростью более 400 км/ч на высоте 70м над верхушками деревьев. Ведущий поднял нос и дал залп из всех стволов. Кстати, только в этот раз я видел под каждым крылом по 2 подвески с пушками (к 6 штатным стволам!) Эффект был бы ужасный. Если бы попал... Правая подвеска не выстрелила, самолет резко качнуло вбок и перевернуло на спину. Высоты на выход из переворота не было, самолет зацепил крылом деревья и упал, прорубив просеку длиной метров 100... Мы встали в вираж над местом падения и около минуты не отрываясь смотрели вниз. Потом я поднял взгляд и увидел второй фокер посреди нашего круга. До сих пор помню глаза пилота - они были круглые и большие как полтинники. Он знал, что в любой момент наш Як может зайти к нему в хвост и нажать на гашетку. Но нам надо было спешить на точку встречи с другими нашими самолетами, немец нашим Илам больше не угрожал, а после такого зрелищного падения никто не хотел убивать этого парня. Так что ведущий приказал "пусть этот сукин сын убирается" и мы полетели своим курсом. Немец пошел к своим, но высота была уже метров 200 и пролетал он как раз над позицией наших зениток и последний раз я его видел окруженным разрывами снарядов. Но ему дали шанс, а добрался ли он до своих. я не знаю.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Кто бы сделал перевод всего интервью?? :)
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Может попытать, того, от кого оно к Тесситори попало - Oleg Korytov? Дата публикации свежая, далеко не должен был убежать... :D
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Это интервью было бы интересно выложить тут целиком.
Возможно что кто нибудь из архивных "копателей" оценит это, что было бы очень интересно.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от LSA
Еще момент:
В. Что вы думаете о защите Ил-2?
О. Она была приличная. Хороший задний стрелок мог сбить любого в радиусе 300 метров и горе тому немцу, который окажется перед носом Ила. 3-4 снаряда Вя (не говоря уж о 37мм) разносили истребитель в клочья. Как-то прикрывали штурмовиков и на нас навалились несколько длинных ФВ190. Они нырнули под штурмовики и начали подъем как раз перед ними. Ведущему досталось одновременно от трех Ил-2 - в оба крыла и фюзеляж. Помню облако от взрыва и хвостовое колесо - все что осталось. Ведомый получил 1 или 2 23мм снаряда в район кабины и взмыл вверх. Я было рванулся за ним, но когда нагнал, увидел, что борт кабины разворочен до самого крыла, фонаря кабины нет, а на месте пилота кровавое месиво. Самолет сделал пару переворотов и по спирали ушел на морское дно.
Про проблему холодов интересно:
Ружейная смазка у немцев была расчитана на холода до -5. И если Мессершмитты не сильно страдали от этого, для ФВ это было порой серьезной проблемой. Однажды, прикрывая Илы, прозевали пару ФВ, заходивших сзади снизу на Илы. Я поздно заметил их и приготовился к худшему. Они шли со скоростью более 400 км/ч на высоте 70м над верхушками деревьев. Ведущий поднял нос и дал залп из всех стволов. Кстати, только в этот раз я видел под каждым крылом по 2 подвески с пушками (к 6 штатным стволам!) Эффект был бы ужасный. Если бы попал... Правая подвеска не выстрелила, самолет резко качнуло вбок и перевернуло на спину. Высоты на выход из переворота не было, самолет зацепил крылом деревья и упал, прорубив просеку длиной метров 100... Мы встали в вираж над местом падения и около минуты не отрываясь смотрели вниз. Потом я поднял взгляд и увидел второй фокер посреди нашего круга. До сих пор помню глаза пилота - они были круглые и большие как полтинники. Он знал, что в любой момент наш Як может зайти к нему в хвост и нажать на гашетку. Но нам надо было спешить на точку встречи с другими нашими самолетами, немец нашим Илам больше не угрожал, а после такого зрелищного падения никто не хотел убивать этого парня. Так что ведущий приказал "пусть этот сукин сын убирается" и мы полетели своим курсом. Немец пошел к своим, но высота была уже метров 200 и пролетал он как раз над позицией наших зениток и последний раз я его видел окруженным разрывами снарядов. Но ему дали шанс, а добрался ли он до своих. я не знаю.
Да - круто, круто! :drive:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Ещё очень интересный момент:
Цитата:
Q: А как насчёт 37mm пушек?
A: Я сбил 2 самолёта с помощью неё. Пристрелял из УБСов, один выстрел из 37-ки, вражеский Focke-Wulf взорвался, я потерял 100 км/ч.
ЗЫ: Сколько в игре той отдачи? :)
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Ага, я тоже обратил внимание на такое изрядное торможение.
А отказы оружия в игре бывают только по причине боевых повреждений.
Вот адрес автора - olegkorytov.nospam@newmail.ru, для интересующихся полной русской версией. Может даст?
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Думаю, мне надолго запомнится ответ на предпоследний вопрос.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от aziz_khan
Думаю, мне надолго запомнится ответ на предпоследний вопрос.
Не то слово.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Интервьюируемый крут - на Ил-2 догнал Дору в климбе. :)
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от MUTbKA
Интервьюируемый крут - на Ил-2 догнал Дору в климбе. :)
Разве?
Он же на Яке сопровождал Илы. Вроде у них уже Як-9У были тогда...
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от MUTbKA
Интервьюируемый крут - на Ил-2 догнал Дору в климбе. :)
это не интервьюируеммый... а 23 мм быстрее доры летают:D
в догон то стрельнуть святое... да еще и в климб, милое дело нос вздернуть да шмальнуть
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Андрей Диков собирается встречаться с ветераном, можно задать свои вопросы http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/co/96170.htm
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Вопросы это гут!
Но вот было бы славно еслиб "перепёрли" на родную речь то что есть уже.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Жалко, что интервью только на иностранном языке...
Вот еще несколько ответов:
В. Вы боялись получить пулю в лобовое стекло?
О. Не особо. Если вы посмотрите на Як спереди, то увидите, насколько оно мало. Я читал много книжек пилотов той войны и скажу, что судя по этим книжкам, все они отстреливали левое яйцо вражескому пилоту первой пулей, правое яйцо второй пулей, а после третьей и четвертой отлетали уши. Это неправда. В реальном бою целились в крыло, в хвост или по фюзеляжу. Те, кто пытался целиться в яйца, получали в свою задницу пару 20-30мм огурцов еще до того, как они нажмут гашетку.
В. Ваше оружие было хорошим?
О. Да. Я никогда не стрелял с дальности более 100м и оно пробивало броню.
В. Как вы стреляли?
О. Только короткими очередями. ШКАС не выдерживал очередь более 100 выстрелов. ШВАК был отличной пушкой. А УБС был еще лучше.
В. Считается, что ФВ190 хорошо пикировал.
О. И что? Илы летали на высоте 5-10 метров над водой. Пикирование ФВ было бы очень кстати.
В. Помните наиболее жаркий бой?
О. Это было, я думаю, осенью 1944го... Не помню точно... Мы прикрывали Ил-2 из 38го полка, когда на нас навалились 18 ФВ190. Они пытались атаковать Илы сзади-сверху, но мы были начеку и отбили атаку. Один ФВ190 был поврежден стрелком с Ил-2. Храбрый немец решил нырнуть под Илы и атаковать их снизу. Но они стали снижаться, и чтобы избежать столкновения, он влетел прямо в большую волну. Самолет разлетелся на кусочки, будто стеклянный. Не смотрел, что там было дальше, шел напряженный бой. Я совершил 3 или 4 лобовые атаки на ФВ190 и в конце концов он зацепил мой хвост своим винтом. Ничего серьезного, в бою я даже не обратил внимания и только на земле увидел, что произошло. В итоге я в него попал и немец выпрыгнул с парашютом. Ростом около 180см, рыжый, в веснушках. Хотел разглядеть поближе, но не было времени.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от LSA
Жалко, что интервью только на иностранном языке...
Вот еще несколько ответов:
В. Вы боялись получить пулю в лобовое стекло?
О. Не особо. Если вы посмотрите на Як спереди, то увидите, насколько оно мало. Я читал много книжек пилотов той войны и скажу, что судя по этим книжкам, все они отстреливали левое яйцо вражескому пилоту первой пулей, правое яйцо второй пулей, а после третьей и четвертой отлетали уши. Это неправда. В реальном бою целились в крыло, в хвост или по фюзеляжу. Те, кто пытался целиться в яйца, получали в свою задницу пару 20-30мм огурцов еще до того, как они нажмут гашетку.
В. Ваше оружие было хорошим?
О. Да. Я никогда не стрелял с дальности более 100м и оно пробивало броню.
В. Как вы стреляли?
О. Только короткими очередями. ШКАС не выдерживал очередь более 100 выстрелов. ШВАК был отличной пушкой. А УБС был еще лучше.
В. Считается, что ФВ190 хорошо пикировал.
О. И что? Илы летали на высоте 5-10 метров над водой. Пикирование ФВ было бы очень кстати.
В. Помните наиболее жаркий бой?
О. Это было, я думаю, осенью 1944го... Не помню точно... Мы прикрывали Ил-2 из 38го полка, когда на нас навалились 18 ФВ190. Они пытались атаковать Илы сзади-сверху, но мы были начеку и отбили атаку. Один ФВ190 был поврежден стрелком с Ил-2. Храбрый немец решил нырнуть под Илы и атаковать их снизу. Но они стали снижаться, и чтобы избежать столкновения, он влетел прямо в большую волну. Самолет разлетелся на кусочки, будто стеклянный. Не смотрел, что там было дальше, шел напряженный бой. Я совершил 3 или 4 лобовые атаки на ФВ190 и в конце концов он зацепил мой хвост своим винтом. Ничего серьезного, в бою я даже не обратил внимания и только на земле увидел, что произошло. В итоге я в него попал и немец выпрыгнул с парашютом. Ростом около 180см, рыжый, в веснушках. Хотел разглядеть поближе, но не было времени.
Ну слушай, LSA ответы просто отличные! Спасибо тебе за эти "переводики". :bravo:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Да LSA...респект!!!
Переведи ещё пожалуйста.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
И еще:
В. Ваше мнение о расстреливании пилота, выбросившегося с парашютом?
О. Всякий, прибывающий в эскадрилью из ЗАПа, полон идеалистических представлений о войне в воздухе как о рыцарских поединках. И я был таким, но очень скоро нам показали, что это не так. Однажды в бою я увидел, что прибывшие на подмогу 4 Ме109, вместо того чтобы атаковать нас (а у нас не было скорости и высоты, чисто сидячие утки), они принялись расстреливать парашютистов. Они не знали, что это были их собственные пилоты... А мы тем временем набрали скорость и высоту и они отказались от боя. У нас тоже заканчивалось горючее и мы ушли домой.
В. Так вы все же стреляли во вражеских парашютистов?
О. Если честно, я был слишком плохим стрелком, чтобы тратить на них патроны. Я бы извел на них не меньше половины БК. Хотя я знаю несколько таких случаев. Если пилот опускается на свою территорию, то почему бы и не убить его, а если на нашу, то пускай останется в живых.
В. Можете вспомнить что-нибудь смешное на войне?
О. Да у нас каждый день было что-нибудь смешное. Знаете, если не расслабляться, за неделю сойдешь с ума... Однажды, помню, вылетел на перехват. Заметил впереди точку и рванул к ней. Чуть двигатель не закипел, а оказалось, что это пятнышко на лобовом стекле. Потом целый месяц шутили по этому поводу!
В. Попадали ли Илы по своим?
О. Нет. Мы ходили далеко вглубь. Километров 60 от линии фронта.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
а ветеран-то дерзкий стрючёчек !!!
хотя про расстрел немцев своими, ИМХО, он слукавил, форма разная, неужели не различили!?
2 LSA: респект, если могеш - переводи еще...
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Недавно я купил книженцию...воспоминания гауптмана люфтваффе...интересная книженция...но чувствуется что они не так воевали как наши...у них спокойно отказывались от боя если небыло шансов...а наши "решали задачи", причем любой ценой...немцы больше "спортом" занимались помоему.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
В. Вы как-то говорили, что однажды бились с Ла-5ФН?
О. Это было в 1944м. Мы базировалсиь на острове Лавенсаари, когда туда прибыл 3й гвардейский полк. Начались обычные пилотские разговоры - кто лучше летает, чей самолет быстрее и маневреннее... Они называли нас "свистунами" из-за характерного звука двигателя Яка, а мы их "ворчунами" за бубнящий звук их мотора АШ-82. Был только один способ разрешить этот спор. И нас вызвали на поединок в воздухе. "Кто из вас, свистунов, сможет побить нашего пилота?" Свистун же по-русски означает еще и "врун", так что это было оскорбление. Командир вызвал меня и сказал: "Возьми еще кого хочешь и надери им задницу". Правила были простые: одновременный взлет, два круга над полосой, затем расхождение в противоположных направлениях в течении 30 секунд и затем схватка. Победит тот, кто продержится на хвосте у противника не менее 30 секунд, чего вполне достаточно для прицеливания и верного выстрела. Ведомые в это время сверху прикрывали от возможных атак немцев. Мы взлетели и начали бой. Он попытался уйти вниз и оттуда атаковать, но я сделал петлю Нестерова и начался бой на горизонтали. Тут уже невозможно было ни выиграть, ни проиграть, так что я выбрал момент, ушел на солнце и подождал, когда он меня потеряет. Тогда уж я пристроился сзади-снизу и выиграл бой. Мы крутились всего около 15 минут, но после боя из кабины я сам выбраться не смог. Потом мы встретились с противником и я сказал "Теперь ясно, кто свистун". В самом деле, побеждает не машина, а пилот.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от Butcher
а ветеран-то дерзкий стрючёчек !!!
хотя про расстрел немцев своими, ИМХО, он слукавил, форма разная, неужели не различили!?
что-то мне подсказывает, что это из разряда покрышкинских штук, которые бомбили исключительно своих. Вначале он пишет про выпрыгнувшего немца, у которого он разглядел рост, цвет волос и даже виснушки, а потом у него мессы расстреливают своих, потому-что не узнали. Хихи, знакомый слог. :)
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Хорошее интерьвю, мне кажется он из тех пилотов кто медленно но уверенно ломал хребет люфтваффе. ИМХО
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от hever
что-то мне подсказывает, что это из разряда покрышкинских штук, которые бомбили исключительно своих. Вначале он пишет про выпрыгнувшего немца, у которого он разглядел рост, цвет волос и даже виснушки, а потом у него мессы расстреливают своих, потому-что не узнали. Хихи, знакомый слог. :)
Нууууу, вроде по тексту немца етого он на земле уже видел
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
извиняюсь за наглость, но очень хочется читать дальше.
интервьюера так и не нашли?
такие штуки надо собирать пока не поздно и книжки лепить.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от Butcher
а ветеран-то дерзкий стрючёчек !!!...
Имейте совесть!!!:mad:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от Butcher
а ветеран-то дерзкий стрючёчек !!!
Не был бы дерзким, не был бы истребителем. Не был бы дерзким не дожил бы до победы. :thx:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от 14TBAP_St
Имейте совесть!!!:mad:
я в хорошем смысле ... :beer:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
очень интересно.
категорически требую полную версию :expl: :D
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от Butcher
я в хорошем смысле ... :beer:
:beer:
А продолжение перевода будет?
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Будет, но не много.
В. Помните ваш первый боевой вылет или бой?
О. Это одно и то же. Мы летели на 4х Як-7Б, одна пара ниже облаков, вторая выше. Я был в верхней паре. Я спросил у ведущего разрешения спуститься ниже, но он отказал. И тут я увидел Ме-109 у него на хвосте. Он сбил его в одно мгновение и начал горку, как раз передо мной. Я выстрелил и попал ему в крыльевой радиатор, из которого потянулся шлейф пара. Немец скрылся в облаках. Не знаю, что с ним было дальше. Но раз мы были над морем в 50км от берега, на высоте 2000м... Просто не знаю. В тот раз я даже не заявил о сбитом самолете.
В. Какие задания вы выполняли?
О. У меня более 180 боевых вылетов, из них больше 160 на сопровождение Ил-2, в основном из 35го ШАП. Часто с Батиевским, Героем Советского Союза, он сейчас живёт в Москве. Это было не так уж и трудно. Впереди нас шла группа Ла, так что нам оставалось не прозевать тех, кто после них уцелел.
В. Вас когда-нибудь сбивали?
О. Да. Я возвращался назад, когда услышал крик пилота Ил-2 "маленький горит!" Обернулся назад и увидел шлейф пара за собой. Управление элеронами и рулем высоты не работало. Пришлось садиться на вынужденную посадку на лед на одних триммерах и ручке газа. Понятно, получил несколько синяков, но через 3 дня снова летал.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
В. Вы говорили, что сопровождение Илов было легким делом, но из ваших рассказов складывается иная картина.
О. Это было ОТНОСИТЕЛЬНО легким делом. Видите ли, в сравнении с тем, через что прошли наши товарищи в 41-42 годах, это был мед. Немцев в основном выбивали Ла и ЛаГГи из других полков, поэтому они не могли организовать массированных атак, но даже один истребитель в нужное время в нужном месте способен навести шороху. И люди продолжали погибать и пропадать без вести. Каждый из нас мог оказаться следующим, и это заставляло нас хотеть жить жить и наслаждаться жизнью как только можно. Но все мы были готовы отдать наши жизни за родину и друзей. Думаю, что пилоты с той стороны думали то же самое, в конце концов мы били примерно одного возраста.
В. Что вы можете сказать о самолетах, на которых летали во время войны и после нее?
О. Як-7 был хорошим истребителем, хотя вооружение было слабовато. Як-9 был очень хорош, быстрый, маневренный. В Як-7а еще можно было смотреть назад, а в Як-7б задний обзор был плохим. У Як-9 фонарь кабины был каплевидным, все было прекрасно видно. После войны я летал на Эйркобре и Кингкобре. Самый плохой самолет, на котором приходилось летать. Может потому, что ресурс двигателей был выработан? Мне удалось совершить несколько полетов как раз перед тем, как американцы забрали их обратно по программе ленд-лиза. Они отправили самолеты и машины под пресс, вышли в нейтральные воды и сбросили металлолом за борт... но перед эти требовали чтобы даже гаечные ключи были на месте! Потом я летал на МиГ-15 и МиГ-15бис.
В. Какие самолеты были для вас наиболее опасны - Ме-109 или ФВ-190?
О. Мессершмитт был быстрым, маневренным. ФВ-190 был мишенью, если пилот был не очень опытный. Он был слишком медленным и тяжелым. Он весил даже больше Ил-2! Не понимаю, почему его назвают истребителем... Перехватчик бомбардировщиков может быть, но не истребитель... Если они нападали внезапно, им везло, а если мы их замечали первыми, мы делали с ними что хотели.
В. Вы встречали ФВ-190Д9?
О. Впервые близко мы их увидели в Мариенфельде. Обычные ФВ-190 там переделывались в Д9. Сначала, когда они появились, все их побаивались. Но после нескольких боев мы поняли, что бояться нечего. Он горел так же, как остальные, а попасть в него было даже легче. У меня три неучтенных победы над ними, потому что не мог отойти от Илов, чтобы подтвердить сбитого.
В. Для вас это было важно?
О. Не особо. В то время на меня уже было написано представление на Героя, так что не было нужды сбивать еще. Моя работа была оберегать Ил-2, и я ее делал хорошо.
В. Что вы можете сказать о немецких пилотах?
О. Я их всегда уважал. А тех, кто не уважал, уже нет. Помните, я говорил, что мы прибыли в часть вчетвером? Из них я один остался в живых. Однажды вы начинаете верить, что погибнет кто-то другой, и теряете бдительность. В этот момент вы погибаете. Мне повезло, что я пережил этот момент.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от LSA
В. Для вас это было важно?
О. Не особо. В то время на меня уже было написано представление на Героя, так что не было нужды сбивать еще. Моя работа была оберегать Ил-2, и я ее делал хорошо.
В. Что вы можете сказать о немецких пилотах?
О. Я их всегда уважал. А тех, кто не уважал, уже нет. Помните, я говорил, что мы прибыли в часть вчетвером? Из них я один остался в живых. Однажды вы начинаете верить, что погибнет кто-то другой, и теряете бдительность. В этот момент вы погибаете. Мне повезло, что я пережил этот момент.
Мотайте на ус вирпилы! Золотые слова!
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Да, очень интересно. Спасибо.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
В. Как происходила смена самолетов?
О. Ну, мы получали новые самолеты и летали на них. Видите ли, все Яки примерно одинаковы в управлении, так что проблем не было. Только один раз наша 3я эскадрилья была отправлена в тыл, потому что она до конца 1943 года летала на И-16. Они в основном летали на штурмовку или на сопровождение Илов. Для сопровождения самый тот самолет.
В. Разве И-16 не были тихоходными?
О. Да, но не забывайте, что их задача была не сбить противника, а отбить его. У них была превосходная маневренность, и она очень помогала, когда им нужно было выстрелить в противника и тут же развернуться обратно к Илам.
В. И-16 были способны сбить в 1943 году истребитель?
О. Да. На самом деле, их боевой счет в тот период был самым наибольшим за всю войну. Когда они окончательно пересели на Яки, соотношение сбитых врагов и своих потерь стало более приемлемым, а вот боевой счет уменьшился. Я убежден, что некоторые пилоты настолько привыкают к определенному типу самолета, что становятся как бы частью самолета и чувствуют малейшие ноансы в его поведении. А более лучший новый самолет не всегда дает такое чувство уверенности в нем.
В. Какая была обычная тактика немецких атак?
О. Всегда одно и то же: атака на большой скорости с последующим уходом наверх. Здесь мы их и ждали. Они начинали крутое пике, а мы в этот момент набор высоты в пологом подьеме. Потом они переходили в крутой набор высоты, в итоге мы встречались на одной высоте с одинаковой скоростью метрах в 200 друг от друга. И тут самое время сбивать! Первая атака была безрезультатной, их скорость была слишком большой, чтобы хорошо прицелиться, и они боялись пикировать еще ниже, так что наша задача была не дать им второго шанса. Если завязывался воздушный бой, нас обычно атаковали Мессершмитты, а ФВ кружили выше, выискивая поврежденных или беспомощных. Если мы были с Лавочкиными, они обычно атаковали ФВ со стороны солнца, а Мессершмитты уклонялись от боя. Проблема была в зенитках с обеих сторон, которые могли подстрелить в этой свалке, стараясь сбить хоть кого-нибудь, невзирая на национальную принадлежность.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Q: Your word for those to come?
A: Keep peace, in time of war do not hesitate, but be a man, not a beast, when war ends, stop, do not take anger with you, forgive, but forget nothing!
:bravo: классное интервью. :beer:
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
так что с реализЬмом все в порядке:)
Да здравствует УНВП:)
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
В. Что вам наиболее запомнилось из той операции? [прорыв блокады Ленинграда]
О. Зенитки и бомбежка Кингисеппа. Огонь зениток был убийственный. Нам досталось немного, а вот Илы получили по полной! До сих пор помню, как снаряды пробивали их крылья и фюзеляжи и разрывались выше в 50 метрах. Иногда было видно как снаряды рикошетили от брони штурмовиков. Это было захватывающее и смертельное зрелище! Мы обычно получали свою порцию, когда Илы скрывались за горизонтом, а нас еще было видно. Был только один способ сохранить свою задницу - маневрировать. Кто-то летел в разрыв снаряда, кто-то от него, но если не реагировать мгновенно - ты труп.
В. Какие боевые повреждения мог выдержать Ил?
О. Во время той операции некоторые самолеты списывали после первого же боевого вылета. Но на них просто не было живого места... Я помню одну машину, которая вернулась домой с более чем 350 пробоинами. Летчик сел на одних триммерах, все остальные органы управления были повреждены. Он умер от отравления парами бензина, который поступал прямо в кабину, а фонарь кабины заклинило осколком. Кингисепп освобождали в таких боях, поэтому город был практически уничтожен бомбардировками.
В. Вы не боялись попасть в русских жителей?
О. Нет, разведка сообщила, что всех жителей города или расстреляли или угнали в Германию в рабство. Позже нас возили на место казни, где немцы убили 3000 женщин и детей. Уцелевшие свидетели рассказали, как это было. Немцы подбирали людей одного роста, ставили в траншею друг за другом и стреляли из винтовки в первого или последнего, так что одна пуля убивала сразу 10-15 человек, для "экономии патронов". Так что мы обстреливали и бомбили каждое здание в городе. Во многих из них были спрятаны танки и самоходки.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от SLI=Makc 89=
Q: Your word for those to come?
A: Keep peace, in time of war do not hesitate, but be a man, not a beast, when war ends, stop, do not take anger with you, forgive, but forget nothing!
:bravo: классное интервью. :beer:
Этими достойными словами и завершу свою работу:
В. Ваше пожелание тем, кто идет на смену?
О. Храните мир, во время войны не будьте нерешительными, будьте мужчинами, а не тварями, когда война закончится, остановитесь, не берите с собой злобу, прощайте, но ничего не забывайте!
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Аминь.
Потрясающее интервью.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
И ветерану и переводчику Спасибо!
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
и тому, кто брал интервью, конечно же.
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Сообщение от LSA
В. Вас когда-нибудь сбивали?
О. Да. Я возвращался назад, когда услышал крик пилота Ил-2 "маленький горит!" Обернулся назад и увидел шлейф пара за собой. Управление элеронами и рулем высоты не работало. Пришлось садиться на вынужденную посадку на лед на одних триммерах и ручке газа. Понятно, получил несколько синяков, но через 3 дня снова летал.
УНВП? Триммеры в Иле выбиваются вместе с тягами РВ.
З.Ы. Огромное спасибо за фрагменты интервью!
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Прочитал с огромным интересом.СПАСИБО!!!!
-
Ответ: Из интервью с ветераном 12 ИАКП
Цитата:
Триммеры в Иле выбиваются вместе с тягами РВ.
пять лет уже сей вопрос задаем.
так шо смириться надо.