-
3 вопроса от чайника. Просветите!
Только не закидывайте тапками!
Действительно интересно и непонятно: часто вижу, как при выступлении пилотажек на одинаковых 2-х местных самолях даже в одной группе пилоты в разных самолётах сидят то впереди, то сзади, солист сзади обычно... Буду благодарен, если заодно подскажете терминологию (как по-умному называется 2-х местный самолёт, как первое место, второе, для чего они обычно в разных типах самолётов, как именуется человек, сидящий на каком месте в зависимости от типа самолёта и т.д.).
Второй вопрос: на бомберах частенько правое двигло раскрашивают жёлтыми или оранжевыми пятнами. http://www.sukhoi.ru//gallery/showimage.php?i=790&c=3
Зачем?
Ну и третий: зачем на морде Ланцера нарисованы какие-то непонятки?
http://www.warships.ru/usa/Aircraft/Fixed_Wing/B-1B_'Lancer'/B-1B_(04).jpg
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
с конца...
на В-1 на фото... это "прицел" для оператора заправщика... который в воздухе дозаправляет. Ближе к кабине находится приёмная горловина.
Сие не только на В-1, но на всех, кто дозаправляется через штангу.
Про В-17 Мемфис Бэлль... изначально не было, нанесено недавно в память о ком-то... забыл о ком, но можете поискать на слова "Memphis belle".
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Действительно интересно и непонятно: часто вижу, как при выступлении пилотажек на одинаковых 2-х местных самолях даже в одной группе пилоты в разных самолётах сидят то впереди, то сзади, солист сзади обычно...
Это смотря о каких самолётах идёт речь. А вообще, насколько мне известно, при выполнении пилотажа на двухместном самолёте, оба пилота должны быть на своих местах.
Цитата:
Буду благодарен, если заодно подскажете терминологию (как по-умному называется 2-х местный самолёт, как первое место, второе, для чего они обычно в разных типах самолётов, как именуется человек, сидящий на каком месте в зависимости от типа самолёта и т.д.).
Опять же, смотря какой самолёт. Зовётся просто: двухместный :) . Точнее, Су-27, и МиГ-29 в двухместном варианте имеют в названии приставку "УБ", что означает учебно-боевой. Бывают ещё УТ - учебно-тренировочные. Есть МиГ-25 РУ - учебный на базе разведчика. Ну и т.д.
В учебных самолётах обычно спереди сидит ученик, сзади - инструктор.
В МиГ-31, например, спереди сидит пилот, а сзади штурман-оператор.
Почитать можно, например здесь:
http://airwar.ru/enc/fighter/su27ub.html
И здесь:
http://airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
http://airwar.ru/enc/other/mig25ru.html
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
при выполнении пилотажа на двухместном самолёте, оба пилота должны быть на своих местах
Есть у меня фотка, на которой тройка Фреччей очень близко друг к другу виражит, или просто фотка наклонена, т.к. ориентиров нет, но и не важно. На ней в первых 2-х самолях пилоты сидят только впереди, а в третьем пилот сзади. Всё отлично видно, и шлёмы, и намордники, и пустые кресла.
А на видео то ли в Альбатросе, то ли в Дельфине пилот-солист сидел сзади.
Вот и не пойму ничего...
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
А, ещё: что означает "на эшелоне"?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Только не закидывайте тапками!
Действительно интересно и непонятно: часто вижу, как при выступлении пилотажек на одинаковых 2-х местных самолях даже в одной группе пилоты в разных самолётах сидят то впереди, то сзади, солист сзади обычно... Буду благодарен, если заодно подскажете терминологию (как по-умному называется 2-х местный самолёт, как первое место, второе, для чего они обычно в разных типах самолётов, как именуется человек, сидящий на каком месте в зависимости от типа самолёта и т.д.).
Второй вопрос: на бомберах частенько правое двигло раскрашивают жёлтыми или оранжевыми пятнами.
http://www.sukhoi.ru//gallery/showimage.php?i=790&c=3
Зачем?
Ну и третий: зачем на морде Ланцера нарисованы какие-то непонятки?
http://www.warships.ru/usa/Aircraft/Fixed_Wing/B-1B_'Lancer'/B-1B_(04).jpg
1. 2-х местные самолеты обычно называют - спарка.
2. Передняя кабина, задняя кабина. Спереди обычно сидит курсант, сзади инструктор. Либо, если полет выполняется одним летчиком, то он как правило сидит в командной кабине, а командная кабина обычно (но не всегда) передняя. Взади может в таком случае сидеть -покатальщик, либо член экипажа.
Но все зависит от конкретного самолета, есть и такие, что полноценное управление возможно из обеих кабин, чем тут определить выбор пилота, где сидеть не могу точно сказать. Возможно удобством обзора, или привычкой.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Есть у меня фотка, на которой тройка Фреччей очень близко друг к другу виражит, или просто фотка наклонена, т.к. ориентиров нет, но и не важно. На ней в первых 2-х самолях пилоты сидят только впереди, а в третьем пилот сзади. Всё отлично видно, и шлёмы, и намордники, и пустые кресла.
А на видео то ли в Альбатросе, то ли в Дельфине пилот-солист сидел сзади.
Вот и не пойму ничего...
В Л-29/ Л-39 сидел сзади? Странно. Очень странно.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
А, ещё: что означает "на эшелоне"?
Эшелон — это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов.
ЭШЕЛОН — участок воздушного пространства выделенный самолету или вертолету для полета. Эшелоны бывают вертикальные, боковые и продольные. Что это означает? Вертикальные эшелоны устраивают для того, чтобы не столкнулись самолеты, летящие по одной трассе или по пересекающимся. Кроме высоты полета, им указывается еще безопасное расстояние друг от друга по высоте. Например, при полетах в одном направлении самолетам назначают нечетные эшелоны с интервалом по высоте через 600 метров: 1500, 2100, 2700 метров и так далее. При полетах по той же трассе в обратном направлении самолетам назначают четные эшелоны с той же дистанцией по вертикали: 1200, 1800, 2400 метров и так далее. В Аэрофлоте приняты эшелоны с интервалами в 300 метров до высоты 8100 метров и с интервалами 500— от 8100 до 12 100 метров. Продольное эшелонирование нужно для того, чтобы не столкнулись самолеты, летящие на одной высоте или на пересекающихся курсах. В этом случае в зависимости от вида полета (по приборам или визуально) воздушным судам задается минимальное расстояние друг от друга от 2 до 30 километров. Боковое эшелонирование служит для безопасного обгона самолета, летящего на той же высоте. В Визуальном полете расстояние между самолетами допускается в пределах полукилометра. При полете по приборам — не менее 20 километров. Экипажи самолетов строго выдерживают заданные им эшелоны. Менять «воздушные коридоры» можно только с разрешения диспетчера службы движения. Метеорологи в аэропорту определяют погоду также «послойно», они заранее сообщают, на каких эшелонах могут встретиться грозовые облака, представляющие опасность для металлических «птиц», и диспетчеры не назначают этих высот экипажам.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
D@n&L
В Л-29/ Л-39 сидел сзади? Странно. Очень странно.
Извиняюсь. Пересмотрел повнимательнее, "нашёл" переднего пилота. А зачем при выполнении пилотажа в самоле 2 человека? А почему Фреччи по одному сидят?
И ещё вопросик. Частенько вижу, как сильно дымят на полетушках МиГи. На карбофосе летают, что ли?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
По поводу двухместных самолетов.
Су-29 -двухместный спортивный. Если солирует один пилот, то он сиди обычно сзади. Причина:
"Центровочка задняя, полегче на кабрирование идет" (с) Ю.Л. Тарасов.
мастер спорта по высшему пилотажу.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Размещение летчиков друг за другом называется тандем. Если говорить про современные боевые самолеты (Су-30, МиГ-29), то кабина у них одна.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Так всё-таки зачем при выполнении пилотажа в самоле 2 человека? А почему Фреччи по одному сидят?
И почему МиГи так сильно дымят?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Миги дымят из-за несовершенства/неправильной работы камеры сгорания
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Так всё-таки зачем при выполнении пилотажа в самоле 2 человека? А почему Фреччи по одному сидят?
И почему МиГи так сильно дымят?
В заднюю кабину обычно посторонних не берут.
Это может быть:
готовящийся в строй пилот, либо готовый, чтобы форму не терять.
Видеооператор.
Хороший знакомый или чел, проплативший за это деньги.
У Фреччиков видимо инструкции жесткие по этому поводу, назад на показуху никого.
Что касается поршневых, то скажем в Як-52 с задним пассажиром мне летать удобнее, потому как центровка менее передняя.
На реактивных плюс минус 90 кг не особо сказывается на технике пилотирования.
Ну а МиГи двигатели такие, вот и дымят.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Так всё-таки зачем при выполнении пилотажа в самоле 2 человека?
При сложном и длительном пилотаже пилоты работают по очереди, каждый выполняет свои задания.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
А вот ещё вопросик: чем отличается ударный самолёт от штурмовика? Или я вообще что-то путаю и таких специализаций нет?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
А вот ещё вопросик: чем отличается ударный самолёт от штурмовика? Или я вообще что-то путаю и таких специализаций нет?
Одно и то же.
Как "штурмовая винтовка" и "автомат".
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
как пулемёт от гаубицы.....
штурмовик - оружие непосредственной поддержки войск.
ударный- средство уничтожения объектов удалёных от линии фронта и большей значимости.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Wherewolf
как пулемёт от гаубицы.....
штурмовик - оружие непосредственной поддержки войск.
ударный- средство уничтожения объектов удалёных от линии фронта и большей значимости.
Вы это бомбовоз с ударным не путайте-то.
A-10 - самый что ни на есть "ударник" :)
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
radon
Миги дымят из-за несовершенства/неправильной работы камеры сгорания
Точнее топливных форсунок.
В свое время понаделали кучу их с какимто скрытым дефектом.
Ктото из "стрижей" ЕМНИП говорил что с нормальными форсунками такого дыма нет , но поскольку "бракованных" понаделали дофига , и они пока работают - менять их не спешат.
Не говоря уж про то что это деньги...
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Штурмовик работает в зоне активной работы ПВО. Это практически 100%. Поэтому он бронирован, как минимум есть защита экипажа, а также введено дублирование всех жизненно важных агрегатов.
Ударные самолеты - грубо говоря, все, что работает по наземке. Сюда входят и штурмовики, и истребители-бомбардировщики, и бомбардировщики всех видов. Стратеги только особняком.
Типа, так.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
И ещё вопросик. Частенько вижу, как сильно дымят на полетушках МиГи. На карбофосе летают, что ли?
Да нет, на сырых дровах.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
а кто подскажет как устроена система стабилизации давления воздуха в салоне пассажирских авиалайнеров?
компрессоры напрямую с двигателями соеденены? а то заметил что когда манипулируют оборотами моменально уши начинают "отзываться"
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Подскажите ещё, пжалста, что такое помпаж двигателя?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Подскажите ещё, пжалста, что такое помпаж двигателя?
В самом общем виде - когда на вход воздушно-реактивного двигателя воздуха попадает больше, чем он может пропустить через себя в данных условиях и при данном режиме работы. Результат - резкая пульсация потока на входе, которая может привести к разрушению двигателя.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Ruslan1977
а кто подскажет как устроена система стабилизации давления воздуха в салоне пассажирских авиалайнеров?
компрессоры напрямую с двигателями соеденены? а то заметил что когда манипулируют оборотами моменально уши начинают "отзываться"
Воздух для пассажирского салона обычно отбирают со средних ступеней компрессора двигателя. Соединение, конечно, не прямое - если при изменении режима работы двигателей у вас уши закладывает, значит, система стабилизации давления, мягко говоря, барахлит.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Ruslan1977
а кто подскажет как устроена система стабилизации давления воздуха в салоне пассажирских авиалайнеров?
компрессоры напрямую с двигателями соеденены? а то заметил что когда манипулируют оборотами моменально уши начинают "отзываться"
я не специалист, но попробую объяснить.
салон саомлет нельзя сделать полностю гермитичным( вернее муторно. ибо будут проблемы с весом системы жизнеобеспеченья) поэтому применяют такую систему- в салон нагнетают воздух, так чтоб было избыточно давление. но раз нагнетают воздух ему ндао кудато деватся- и поэтому есть специальная "дырка", причем она регулированная. давление в салоне поддерживают именно изменением пропускюащей способности етой самой дырки, так как если регулировать при помощи нагнетаемого воздуха- ето потребует неких дополнительных агрегатов, что не есть хорошо. горохдо проще менять диаметр дырки.
насчет того что зависит от тяги двигла- вполне возможно- отбирают возудах за компреессором, фильтруют и подают. есть еще и другие варианты. но враиант с компрессором ЕМНИП самый простой и эффективный.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Подскажите, происходит ли с самолем чё-нить примечательное при переходе 2М, 3М? На сколько я понимаю, ничего особенного типа воронки не должно происходить..
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Подскажите, происходит ли с самолем чё-нить примечательное при переходе 2М, 3М? На сколько я понимаю, ничего особенного типа воронки не должно происходить..
Да и при переходе 1М ни чего особо примечательного не происходит.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
А как же скачок уплотнения, воронка и большой бум?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
1. Речь шла о том что происходит с самолетом.
2. Скачек давления возникает но не при переходе а постоянно сопровождает летящий на сверхзвуке самолет.
3. О какой воронке речь?
4. Большой бум - это то, как мы чувствуем скачек давления со стороны.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
На сколько я понимаю, при 1М самоль догоняет и обгоняет свой звук. В тот момент, когда он его догоняет, возникает уплотнение воздуха перед самолем, которое он "прорывает". Из-за разности давлений возникает воронка из тумана http://www.youtube.com/watch?v=CF7h3...eature=related и грохот. Потом он летит, в "не раздвинутом" своим звуком воздухе. Такой воздух сильнее мешает самолю лететь, чем "раздвинутый", поэтому
Цитата:
Сообщение от
dark_wing
Скачек давления постоянно сопровождает летящий на сверхзвуке самолет.
? Так? А когда же этот скачок возникает, если не при переходе? И что происходит, когда скорость возрастает до 2М?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
На сколько я понимаю, при 1М самоль догоняет и обгоняет свой звук.
Собственно звук самолету по барабану :) Скорость звука для определенной среды - это предельная скорость, с которой молекулы этой среды могут двигаться самостоятельно.
Представь, что ты на автомобиле вьезжаешь в большое стадо овец, переходящих дорогу.Стадо не плотное, овцы перед тобой разбегаются, когда ты их бампером подталкиваешь, и все идет более менее спокойно, если твоя скорость не превысит скорости, с которой овцы способны бегать. А вот если ты педаль в пол втопишь и выдашь километров 60 в час, то скорость звука для овечьего стада точно превысишь :) Что произойдет ? Ты начнешь сбивать овец, и они начнут разлетаться в стороны. Это и будет ударная волна :)
Теперь представь, что овцы бесконечны. Ты так и будешь двигаться, таща перед собой ударную волну, пока снова не сбросишь скорость ниже звуковой для данного стада :)
Цитата:
Из-за разности давлений возникает воронка из тумана и грохот
Да уж, грохота будет навалом :) Воронка - всего лишь визуализация ударной волны во влажном воздухе.
Цитата:
И что происходит, когда скорость возрастает до 2М?
Ничего принципиально нового не произойдет. Просто двигатель нужен очень мощный и еще крепкий бампер :)
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Mik25
Собственно звук самолету по барабану :) Скорость звука для определенной среды - это предельная скорость, с которой молекулы этой среды могут двигаться самостоятельно.
Представь, что ты на автомобиле вьезжаешь в большое стадо овец, переходящих дорогу.Стадо не плотное, овцы перед тобой разбегаются, когда ты их бампером подталкиваешь, и все идет более менее спокойно, если твоя скорость не превысит скорости, с которой овцы способны бегать. А вот если ты педаль в пол втопишь и выдашь километров 60 в час, то скорость звука для овечьего стада точно превысишь :) Что произойдет ? Ты начнешь сбивать овец, и они начнут разлетаться в стороны. Это и будет ударная волна :)
Теперь представь, что овцы бесконечны. Ты так и будешь двигаться, таща перед собой ударную волну, пока снова не сбросишь скорость ниже звуковой для данного стада :)
Да уж, грохота будет навалом :) Воронка - всего лишь визуализация ударной волны во влажном воздухе.
Ничего принципиально нового не произойдет. Просто двигатель нужен очень мощный и еще крепкий бампер :)
(вылезая из-под стола) Срочно записываю. Овцы и бампер - это круто :D
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Про овец - супер! :)
Но, все верно. За исключением того, что "воронка" - это несколько другой эффект.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Mik25
Вы никогда не думали написать книгу "Аэродинамика для чайников"?
Я даже почти серьезно...
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
MaDoG
Mik25
Вы никогда не думали написать книгу "Аэродинамика для чайников"?
Я даже почти серьезно...
Да я дизайнер, книжек не пишу, картинки рисую :)
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
dark_wing
Про овец - супер! :)
Но, все верно. За исключением того, что "воронка" - это несколько другой эффект.
Спасибо. А что за эффект ?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Уже несколько раз обсуждали на форуме...
Эффект Прандля - "кого-то там".
Случается на транс-звуке.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
А я слышал, что звук самоля, летяший впередии него, создаёт, эээ.. не знаю как это по-умному выразить, некие более благоприятные условия для его полёта. Т.е. в примере с машиной и овцами пусть это будет бибиканье, которое заставит овец расступаться быстрее. А когда самоль догоняет границу своего звука, начинаются всякие соник бумы.
По поиску эффекта Прандля не нашёл...
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
dark_wing
Уже несколько раз обсуждали на форуме...
Эффект Прандля - "кого-то там".
Случается на транс-звуке.
Нашел, эффект Прандтля — Глоерта.
Обсуждалось здесь :
http://www.sukhoi.ru/forum/showthrea...FF#post1026640
Суть здесь :
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%...80%D1%82%D0%B0
Сдвиг точки росы за фронтом перепада давления. Действительно, может возникнуть и на малых скоростях, не знал.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
А я слышал, что звук самоля, летяший впередии него, создаёт, эээ.. не знаю как это по-умному выразить, некие более благоприятные условия для его полёта. Т.е. в примере с машиной и овцами пусть это будет бибиканье, которое заставит овец расступаться быстрее. А когда самоль догоняет границу своего звука, начинаются всякие соник бумы.
На молекулы воздуха бибикай - не бибикай, они все равно тупые :)
Скорость звука оттого так и зовется, что колебания среды быстрее этой скорости не распостраняются.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Я и говорю:
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
звук самоля, летяший впередии него, создаёт, эээ.. не знаю как это по-умному выразить, некие более благоприятные условия для его полёта.
Т.е. в отличие от воздуха, не возмущённого звуком. Разве не так?
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
Я и говорю: Т.е. в отличие от воздуха, не возмущённого звуком. Разве не так?
Не так. Никакого льготных условий ни звук, ни даже грозный вид надвигающегося самолета не создают :)
А вот оказаться в заранее возмущенном потоке - для самолета ничего хорошего. Тут сразу целый букет проблем - неравномерное и турбулентное обтекание, неравномерность потока на входе в двигатель...
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
BornVAD
А я слышал, что звук самоля, летяший впередии него, создаёт, эээ.. не знаю как это по-умному выразить, некие более благоприятные условия для его полёта. Т.е. в примере с машиной и овцами пусть это будет бибиканье, которое заставит овец расступаться быстрее. А когда самоль догоняет границу своего звука, начинаются всякие соник бумы.
Полная ерунда.
Наиболее наглядная иллюстрация - это идущее на достаточно большой скорости судно. И образующийся "волновой клин от носа до берегов" - полная аналогия скачка давления "сопровождающего самолет".
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Mik25
Угу. Только в Вики, как обычно, еще и про звуковой барьер наплели. :)
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
Mik25
Да я дизайнер, книжек не пишу, картинки рисую :)
Помнится мне, что Кэрролл и Роулинг тоже на писателей "не учились". :)
Вы первый человек, кто смог объяснить мне тупому, что же такое сверхзвук, причем объяснить так доходчиво....что у меня просто слов нет.
Подумайте, если не над "Аэродинамикой для чайников", то над карьерой писателя-популяризатора. :)
Кстати, книга "Дизайн для чайников" тоже может быть востребована. Авось задвините Кирсанова(если вы по веб-дизайну спец.), почему бы и нет? :)
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
Цитата:
Сообщение от
MaDoG
Вы первый человек, кто смог объяснить мне тупому, что же такое сверхзвук, причем объяснить так доходчиво....что у меня просто слов нет.
Вот такое всегда очень радует. Спасибо.
Цитата:
Подумайте, если не над "Аэродинамикой для чайников", то над карьерой писателя-популяризатора. :)
Вы меня навели на любопытную мысль. Может, завести у себя в ЖЖ тег "Обьяснялки" и выкладывать туда то, что на разных форумах нафлудил :) А то я журнал только для раздачи фотографий друзьям использую. Может, в праздники займусь.
http://mik25.livejournal.com/
Цитата:
Авось задвините Кирсанова(если вы по веб-дизайну спец.), почему бы и нет? :)
Нет, я с видео работаю.
-
Re: 3 вопроса от чайника. Просветите!
А вот ещё вопросик: что за разноцветные верёвки болтаются иногда на хвостах самолей и вертолей? Видел только на гражданских.