10.09.2007 Владимир Ломазов пишет:
На МАКСе я большую часть времени потратил на общение с дедами из Самары, которые, в отличие от пермяков и сатурновцев очень внятно объяснили всю техническую проблематику по НК93.
1. Вес. Мотор не укладывается в заявленные весовые характеристики. Объяснение разработчиков - нет легкой мотогондолы, поскольку нет на нее денег. Хотя после последних вливаний мотор очень сильно похудел.
2. Ресурс редуктора. Разработчики утверждают, что доведен до 7500 часов до первого ремонта. Объяснение очень правдоподобно - на первых редукторах стояли силовые подшипники скольжения - не работали. Заменены на более тяжелые, но проверенные подшипники качения. Существенно повышены требования к точности изготовления деталей и качеству обработки зубьев. Кое-что сделано по смазке. Похоже не правду. Тем более, что современное оборудование позволяет изготавливать шестерни с немыслимой ранее точностью, а печи - производить невероятно качественную термообработку.
3. Газогенератор. Здесь никаких вопросов - выпускается серийно в Самаре под маркой НК38 для газоперекачивающих агрегатов. Отработанная надежная машина. Для запуска под Нк93 никаких существенных затрат не предвидится. А это, как никак, сердце мотора.
4. По компрессору низкого давления - который после вентилятора - вопросов тоже нет.
5. Винтовентиляторы - нужны деньги довести, хотя по словам разработчиков, Ступино делает все, что в состоянии. В нюансы не вдавались.
6. Изготовлено уже 10 моторов! Тот двигатель, который установлен на летающую лабораторию, имеет №10! По словам разработчиков - деньги им нужны только на сертификацию, весь комплекс испытаний ими уже проведен.
А коли так, то становится ясным, почему ведущий по ПС12 из Перми так злобно отвечал при упоминании о Нк93. Ведь если Нк93 - готов к испытаниям, то будущее главного пермского кормильца - ПС90 - уже не так радужно, тем более, что у Нк93 есть запасы по тяге. То есть для Ту204 конечно останется ПС90, но на Илы пойдет Нк93, да и на Руслан можно приспособить, если уменьшить взлетный вес, и еще поджать тягу хотя бы до 22 тонн, о чем самарцы говорят, как о реальном деле. Конечно, потеряет самолет в дальности (не сильно, поскольку мотор дает против Д18 существенную экономию топлива), но уменьшение взлетного веса никому хуже не делает. А для такого высокого самолета, как Руслан, проблема большого диаметра вентилятора вообще не стоит.
А для Ил76-го Нк93 с уменьшенной тягой - ведь ничуть не хуже ПС90.
Подождем результатов испытаний на ЛЛ.