???
Математика на уровне МГУ

Показано с 1 по 14 из 14

Тема: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

  1. #1

    Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Только что посмотрел на National Geographic "Расследование авиакатастроф" о крушении рейса 611 China Airlines над Тайваньским проливом.
    Напомню: в 2002 году B747 развалился в воздухе на высоте 10200 метров. Расследованием установлено, что причиной являлась усталостная трещина, возникшая в месте столкновения хвоста самолета с ВПП при посадке за 20 лет до катастрофы. Ремонт после инцидента был произведен с нарушениями - повреждённое место просто зачистили и закрыли заплатой, под которой трещина и развивалась, оставаясь незамеченной.

    Тут же возник вопрос: а каким образом будет ремонтироваться в таких случаях "намотанный" из композитов фюзеляж Дримлайнера? Ситуация "черкнуть хвостом по ВПП" не такая уж и редкая...
    И вообще, насколько композитные конструкции ремонтопригодны?

  2. #2
    НедоКурсант
    Регистрация
    18.01.2007
    Возраст
    25
    Сообщений
    860

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    смотря какие композиты и какая матрица\связующее\наполнитель\присадки функционал и конечно обмотка.
    что то ремонтируеться, что то нет.надо смотреть хотя бы тип адетали, обмотку и материалы...
    от себя могу сказать-ж\б плиты очень даже хорошо ремонтопригодны =)

  3. #3

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от ZloyPetrushkO Посмотреть сообщение
    от себя могу сказать-ж\б плиты очень даже хорошо ремонтопригодны =)
    Они не летают... Или летают, но недолго

  4. #4
    Техник самолета Аватар для dark_wing
    Регистрация
    11.07.2002
    Адрес
    Сей час Киев. :)
    Возраст
    51
    Сообщений
    5,107

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от Alex_K Посмотреть сообщение
    Они не летают... Или летают, но недолго
    Если забыть в багажном отсеке - может долго летать!
    РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ - НЕ ПУТАЙСЯ НА ВПП!

  5. #5
    Зашедший Аватар для paralay
    Регистрация
    27.02.2005
    Адрес
    Нижний Новгород
    Возраст
    54
    Сообщений
    1,160

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от Alex_K Посмотреть сообщение
    Тут же возник вопрос: а каким образом будет ремонтироваться в таких случаях "намотанный" из композитов фюзеляж Дримлайнера? Ситуация "черкнуть хвостом по ВПП" не такая уж и редкая...
    И вообще, насколько композитные конструкции ремонтопригодны?
    Менять панель целиком. Для этого надо чтоб она там была.

    http://paralay.iboards.ru/download/f...2060&mode=view

    О способе восстановления волокон ткани еще не слышал.

  6. #6

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    термопластики ремонтопригодны - т.е. вы нагреваете его, и еще несколько раз можете формовать из препрега нечто, в том числе, вводя заплатки и т.п., но с ними много геморроя. вообще, в 80-х ожидалось, что они широко будут использоваться в самолетах ATF, однако по факту их там остались проценты от массы планера. термореактивные пластики - один раз смола схватилась - все, поломка и кранты детали
    Крайний раз редактировалось flateric; 08.06.2009 в 11:14.
    Any time that is not spent flying or preparing to fly is wasted - Burt Rutan
    ---------------------------------
    www.secretprojects.co.uk

  7. #7
    НедоКурсант
    Регистрация
    18.01.2007
    Возраст
    25
    Сообщений
    860

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    немного добавлю, что из термопласта мало что пригодное сделать можно в авиации.правда с каждым годом все больш и больш появляеться возможностей

  8. #8
    Прочнист я! Аватар для Fox
    Регистрация
    17.10.2003
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    41
    Сообщений
    372

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Ну во первых.
    Для композитных конструкций вопрос усталостных трещин практически снят. Усталостные трещины в КМ не образуются сами по себе. А если в результате каких-либо ударов образовался дефект КМ, то дальше опять же, трещины не распространяются.

    Вообще, вообще, композит во многих аспектах прочности, как долговечной, так и статической ведет себя диаметрально противоположно металлу. Об этом стОит помнить всегда.

    По поводу ремонтопригодности.
    Для 787 предлагается использовать термопластичные заплатки. Это если так, в общих чертах.
    Кроме того, для временного ремонта (долететь до базы с подходящим оборудованием) больших секций допускается использовать КМ заплатку на болтах.

    З.Ы. Ссылки искать для подтверждения своих слов не буду.
    Я просто 3 года уже работаю прочнистом на 787, в том числе около полутора лет писал Structural Repair Manuals для КМ деталей.
    Все неприятности на лекциях начинались со слов
    "Запишем закон Гука в тензорной форме"...

  9. #9
    Не посторонний Аватар для Composer
    Регистрация
    13.12.2003
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    242

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от Fox Посмотреть сообщение
    Ну во первых.
    ... А если в результате каких-либо ударов образовался дефект КМ, то дальше опять же, трещины не распространяются.
    Ой-ли? А как насчет расслоений? И назначения норм дефектов (особенно для сжатых зон)? А какое сохранение прочности после удара у КМ образца?
    Цитата Сообщение от Fox Посмотреть сообщение
    ...
    Для 787 предлагается использовать термопластичные заплатки. Это если так, в общих чертах...
    ...в том числе около полутора лет писал Structural Repair Manuals для КМ деталей.
    Можно поподробнее, про ремонт термореактивных ПКМ термопластами? (Можно в личку...)

    Цитата Сообщение от ZloyPetrushkO
    из термопласта мало что пригодное сделать можно в авиации.правда с каждым годом все больш и больш появляеться возможностей
    Забугорные термопласты - неплохая вещь, правда требуют больших давлений при переработке. А так и теплостойкость высокая, и трещиностойкость... И в авиации, кстати, применяются...

  10. #10
    Прочнист я! Аватар для Fox
    Регистрация
    17.10.2003
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    41
    Сообщений
    372

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от Composer Посмотреть сообщение
    Ой-ли? А как насчет расслоений? И назначения норм дефектов (особенно для сжатых зон)? А какое сохранение прочности после удара у КМ образца?
    Блин. Это форума не хватит писать.
    В двух словах если.
    Есть градация на допустимость размеров повреждений для каждой, каждой детали.
    То есть если вот деталь несиловая, то с такими размерами вмятин можно летать, с бОльшими - их надо заклеивать скотчем, с еще бОльшими - их надо ремонтировать силовыми заплатками, с еще бОльшими - их надо менять целиком.
    Соответственно для каждой детали свои размеры допустимых повреждений (максимальный размер вмятины, максимальная глубина вмятины, соотношение размеров вмятины и пр.) Они, размеры доп.повреждений не то что каждые для сжатой - растянутой зоны, они каждые свои для каждой детали. И размеры допустимых повреждений могут довольно существенно различаться для соседних панелей, к примеру.
    Собственно говоря документ по ремонту на одну сотовую панель размером 0,5м*0,5 м у меня получался объемом около 100 страниц.

    По поводу расслоений. Принималось следующее правило.
    Пусть у нас вмятина на панели диаметром полдюйма, соответственно принимаем, что радиус расслоений 2 дюйма. И вот эту зону, полностью и надо ремонтировать.

    По поводу сохранения прочности.
    На ресурсных испытаниях панель фюзеляжа 787 с заранее нанесенными вмятинами, размеры которых превышали допустимые для полетов, достигла разрешенного минимума остаточной прочности только по прошествии тройного числа проектировочных циклов нагружений.

    Цитата Сообщение от Composer Посмотреть сообщение
    Можно поподробнее, про ремонт термореактивных ПКМ термопластами? (Можно в личку...)
    Боюсь что это не совсем ко мне.
    Я подбирал к каждой конкретной панели марку ремонтного материала, параметры полимеризации заплатки при ремонте,количество необходимых слоев для ремонта и все. А как именно тех процесс ремонта протекает - это надо техников поспрашивать, которые ремонтируют КМ детали на летающих самолетах.

    Мде...
    Хотел покороче ответить.
    Все неприятности на лекциях начинались со слов
    "Запишем закон Гука в тензорной форме"...

  11. #11

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Я знал - придёт Fox и ответит развёрнуто... Спасибо

  12. #12
    Не посторонний Аватар для Composer
    Регистрация
    13.12.2003
    Адрес
    Moscow
    Сообщений
    242

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Ну вот! А то по предыдущему посту получалось, что ПКМ - просто неповреждаемое чудо...
    Цитата Сообщение от Fox Посмотреть сообщение
    Боюсь что это не совсем ко мне.
    Я подбирал к каждой конкретной панели марку ремонтного материала, параметры полимеризации заплатки при ремонте,количество необходимых слоев для ремонта и все.
    А я, собственно, об этом и спрашивал - марку ремонтных материалов и, по возможности, производителя. Ну а сами заплатки вряд-ли отличаются от НИАТовского ТР...

  13. #13
    Пилот Аватар для Дм. Журко
    Регистрация
    20.12.2007
    Адрес
    Калининград (Кёнигсберг)
    Возраст
    59
    Сообщений
    772

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    100 страниц? Впечатляет. Не проще программу-экспертную систему предусмотреть: вводишь по опроснику описание повреждения -- на выходе решение на ремонт. Даже в бумажном виде такое возможно. Впрочем, зачем я суюсь не знаю. Просто занятно.

  14. #14
    Прочнист я! Аватар для Fox
    Регистрация
    17.10.2003
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    41
    Сообщений
    372

    Ответ: Насколько ремонтопригоден композитный фюзеляж?

    Цитата Сообщение от Дм. Журко Посмотреть сообщение
    100 страниц? Впечатляет. Не проще программу-экспертную систему предусмотреть: вводишь по опроснику описание повреждения -- на выходе решение на ремонт. Даже в бумажном виде такое возможно. Впрочем, зачем я суюсь не знаю. Просто занятно.
    Проще конечно дать программку, пущай вводят размеры, и она все пересчитывает.
    Но, но, как я потом убедился - техникам нахрен не надо такие заумные вещи знать.
    Проще им выдать кучу графиков и таблиц на все случаи повреждения.
    Компьютер кстати может сломаться. Бумага надежнее.

    Листал кстати как то пдфку - инструкцию по ремонту крыла 777. 7800 страниц.
    Все неприятности на лекциях начинались со слов
    "Запишем закон Гука в тензорной форме"...

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •