Пять лет занимался вотао (вьет во дао) стиля "даккон куной". Стиль этот не имеет истории, уходящей корнями в века, его скомпилировали, ЕМНИП, в 50х годах из кучи различных стилей - вьетнамских, китайских, корейских... Основная идея - чтобы тощий, полуголодный вьетнамский повстанец мог справиться с обученным, накормленным и хорошо вооруженным французским солдатом. Быстро и, желательно, без лишнего шума. Поэтому никаких "всадник поднимает небо" и "меч, рубящий ручей" там нет. Основные мишени - глаза, горло, пах, суставы. Максимальный выплеск энергии за минимальное время, удары с проносом в пол-руки (чтоб не повторять дважды, позаимствовано у виньчун), мгновенное запугивание и выведение из строя самого опасного противника и психологическое подавление остальных. Тренер в 60х-70х учился у вьетнамских "студентов", приезжавших лечить ранения в Союз.
Собственно, и занимались у нас "старые, больные и немощные", лично меня с моим диагнозом в любой другой секции послали бы куда подальше сразу. А через три года полный ништяк, бег по залу с 90 кг приятелем на плечах (при собственном весе 60), десять приседаний с ним же, прыжки оного приятеля на живот с высоты больше метра... Спарринги были, но, поскольку все берегли гениталии как... вобщем берегли, то со стороны смотрелось как плохонькое каратэ. На соревнования (по у-шу) нас выпустили всего один раз, по личной просьбе тренера (без обязательной сдачи тао-лу), где нас всех и подисквалифицировали. Сам заработал первое предупреждение на первой секунде (неконтролируемый прямой рукой в голову противника), а дисквалификацию на двадцатой (удар коленом в пах, хорошо у парня раковина была). Больше нас никуда не пускали.
Приезжали немцы, преподавали месяц айкидо. Тренер приказал нам отучиться, после чего мы уже не боялись падать, куда бы ни пришлось. В нафталине остался диплом "1й дан Международной Европейской Ассоциации Айкидо".![]()
Могу сказать, что айкидо для нас оказалось противоположным полюсом. Совершенно четкая цель убить противника против мягкой работы партнеров. Познакомился с председателем областной федерации айкидо. На вопрос верит ли он, что айкидо поможет ему отбиться в случае чего, ответил - "для этого случая у меня в запасе виньчун".
После пяти лет занятий я еще мог контролировать свои удары, чтоб не покалечить соперника в спарринге, а сейчас уже навряд ли. Но и кондиции сейчас другие, тогда мог спокойно продержаться три минуты против троих, а сейчас если за первые 30 секунд противников не уделаю, то уделают меня.
Кстати, о грушах. Мы себе купили брезентовую, набитую резиновой крошкой. Она весила больше меня и от удара только отлетала в сторону. Как-то раз соседи-боксеры забыли запереть дверь своего зала и мы на полную катушку попользовали их железный инвентарь. А вот с грушей вышел казус - не знаю чем там она была набита, кожаная, тяжелая, но от удара она складывалась пополам, оставаясь висеть на месте. Пришлось оставить в покое.
Вообще-то боксеры - пожалуй наиболее опасные противники на улице (из спортсменов). У них отсутствует психологический блок на удар противника в голову. А пропущеный удар в голову - это конец боя, практически сразу.