В КОСМОС НА РОССИЙСКОЙ ТЯГЕ

Но вернемся к победителю тендера на русский двигатель для американской ракеты. Им, как уже упоминалось, стал РД-180, который в 1995 году существовал только в виде эскизного макета. На его разработку и доводку еще требовалось затратить как минимум 100 млн. долл. И все же необходимые средства нашлись. Их предоставила «Энергомашу»... фирма Рratt and Whitney! И, конечно, не в качестве благотворительности. Она надеялась получить на РД-180 так называемую «ограниченную лицензию», предоставляющую право концерну, в случае каких-либо нарушений договорных условий с российской стороны, начать производство этих двигателей на американских заводах.

Андрей Кокошин, занимавший в 1992–1997 годах должность первого заместителя министра обороны РФ и курировавший на протяжении ряда лет со стороны военного ведомства отечественную оборонку, объяснял мне в то время, что мы согласились на эти на первый взгляд «кабальные» условия и поддержали в конкурсе РД-180, а не НК-33 не без выгоды для страны.

– НК-33, – говорил Кокошин, – у нас уже имелся. А РД-180 нужно было создавать заново, с ним мы связываем надежды на дальнейшее развитие космического моторостроения. А для этого необходимы средства. Их могли нам дать в те годы только американцы. Идя им навстречу, мы спасали будущее своей космонавтики.

По оценкам экспертов, которые предоставили автору тогда в Минобороны, в начале ХХI века для космических полетов в околоземном пространстве потребуется более ста таких двигателей, как РД-180. Их стоимость на мировом рынке составит 2–5 млрд. долл. Pratt and Whitney в середине 1990-х годов вложила в создание опытного образца РД-180 20 млн. долл. и была готова вкладывать еще. Мы, со своей стороны, финансировали его разработку, испытания и наладку серийного производства.

Генеральный директор НПО «Энергомаш» Борис Каторгин говорил, что «РД-180 – единственный реальный кандидат и для российской космической программы начала следующего века. Принципиально важно, что двигатель будут производить преимущественно в России и лишь впоследствии, возможно, будет освоено его производство в США». Это даст нашей стране и ее ведущей космической фирме не только «живые деньги», но и сохранит тысячи рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, а главное – поможет сохранить высочайшую технологическую отрасль российской промышленности, без которой Россия не сможет претендовать на лидирующее положение в будущем мире.

Интересно, что американцы, которые в соответствии с первоначальным соглашением должны были развернуть производство РД-180 на своих предприятиях, так и не смогли это сделать. По официальной версии, они подсчитали, что возить их из России дешевле. Вот что сказал, например, по этому поводу Интерфаксу заместитель генерального директора НПО «Энергомаш» Владимир Чванов: «Реальные затраты по созданию такого производства превысили первоначальные оценки американской стороны более чем в пять раз».

По словам Чванова, для того чтобы соблюсти принятые в США нормы, согласно которым продукция для ракетной техники, используемой в интересах государства, должна производиться только на территории США, было принято решение американскими компаниями лишь продемонстрировать возможность создания двигателей РД-180. «В настоящее время в США наши партнеры выбрали два узла двигателя и пытаются освоить их производство. Пока они опаздывают на пять лет по срокам», – заявил заместитель гендиректора «Энергомаша».

Так что еще не один год американские ракеты будут летать на русских двигателях. И кто бы что ни говорил о том, как далеко наша оборонка отстала от западных партнеров, история с состязанием НК-33 и РД-180 показывает, что здесь не все так однозначно, как это кому-то кажется.