...Как ни странно, но профессор Шох обнаружил нечто совсем иное. Сфинкс и котлован вокругнего имели модель, весьма непохожую на ту,что была свойственна гробницам. Это настолько бросалось в глаза, что, по словам Шоха, попросту невозможно было рассматривать эти сооружения как имеющие один возраст. Разительно контрастируя сдругими монументами Гизы, «тело Сфинкса и стены выемки вокруг него глубоко изъедены и эродированы… Следы эрозии очень глубокие,очень древние».
Профессор Шох пояснил, что эрозия, которую он наблюдал на Сфинксе и стенах котлована,является «классическим, описанным в учебниках, примером того, что происходит с известняковым образованием, когда оно в течение тысяч лет подвергается воздействию дождя… Это явно дождь вызвал эти эрозионные следы… Он выявлял слабые места в скальной породе и размывал их до этих выбоин — для меня, как для геолога, явное свидетельство того, что эта эрозионная картина стала результатом дождевых осадков».
Профессор Шох также указал на царские гробницы в Саккаре, построенные из сырцового кирпича. Несмотря на то, что они считаются на несколько сотен лет древнее Сфинкса, они не обнаруживают никакой подобной картины выветривания, даже при том, что кирпич-сырец является гораздо более хрупким строительным материалом, чем известняк.
... Но около 8000 г. до н.э. начался ещё один период дождей, и большая часть этой пустыни постепенно снова превратилась в обширную плодородную равнину. Эта эпоха длилась — вместе с несколькими промежуточными периодами засухи — примерно до 4500 г. до н.э. На просторных богатых пастбищах процветала
народность, которая до сего дня остаётся довольно загадочной. Этот народ просуществовал, приспосабливаясь к неуклонно уменьшающимся запасам воды, вплоть, возможно, до 3000 г. до н.э. — примерно до времени появления первых династий египетских фараонов.
Именно этот дождливый период, вероятнее всего, и вызвал глубокую эрозию Сфинкса.
Профессор Шох серьёзный профессиональный учёный, знающий, о чём говорит. Нет никакой причины, не считая предубеждения, отмахиваться от его заключительного —
драматичного — вывода: что Сфинкс, судя по всему, относится, по самой меньшей мере, примерно к 7000-5000 гг. до н.э., к основномувремени этого дождливого периода эпохи неолита. Шох пишет:
«Нынешние данные, взятые в целом, говорят мне, как геологу, о том, что Великий Сфинкс Гизы значительно старше, чем его традиционная датировка примерно 2500 годом до н.э. Более того, мои нынешние подсчеты, основанные на имеющихся у меня под рукой данных, показывают, что истоки гигантской скульптуры могут восходить, по крайней мере, к 7000-5000 гг. до н.э., а возможно, даже к более ранним временам».
Когда эти заключения стали достоянием публики, началось противодействие со стороны официальных структур. Группа учёных была изгнана с места полевых исследований египетскими властями — к счастью, уже после того как они собрали всю необходимую информацию. И с 1993 года никакие геологические исследования уже не разрешались.
Египтологи громко выражали своё неприятие находкам профессора Шоха. Геологи громко выражали свою поддержку.
Когда эти находки были публично озвучены в октябре 1992 года на проходившем в Сан-Диего ежегодном собрании Американского геологического общества, десятки геологов, видевших своими глазами эти данные, были удивлены, когда им сказали, что никто раньше не заметил эти очевидные эрозионные модели. Выводы профессора Шоха о том, что Сфинкс был разъеден дождями, были приняты без сопротивления.
Непримиримый оппонент д-р Хавас, будучи спрошен обо всех тех данных, которые вроде бы влекут за собой пересмотр датировки Сфинкса, запальчиво ответил: «Под всем этим нет абсолютно никакой научной базы».