И на каких самолетах летали эти бедолаги ?
Ты заблуждаешься. Так жеВ поле обычный трактор виден в старый РЛ-прицел, образца 1956-58 года, за 50-70 км запросто. А комбайн - за 100-150...
как с теми мопедами для АВАКСа.
Бить себя пяткой в грудь и кормить народ байками не нужно , прослушай пожалуйста краткий ликбез на эту тему.
Ты говоришь про ''здоровенные железки'' типа тракторов и прочих комбайнов (это для убогих помехонезащищенных советских РЛС) , а так же мопедах (для всевидящих помехозащищенных американских) , но впечатление такое что не в курсе того что есть самая ''здоровенная железяка''...
Это ничто иное как наша родная планета , поверхность которой представляет огромную радиоконтрастную цель.
Обнаружение малоразмерных (меньше линейного элемента разрешения РЛС) наземных целей авиационными РЛС представляет из себя серьезную проблему - значительно более серьезную чем обнаружение воздушных целей на фоне подстилающей поверхности.
В упомянутых тобой 50х годах она не была решена вообще.
Позже решение проблемы шло по 2м основым направлениям :
1) Детектирование движущейся цели методами доплеровской селецкии.
2) Повышение разрешающей способности РЛС путем уменьшения ЛЭР несколькими методами , основные из которых это :
- Синтезирование аппертуры антенной системы (СА)
- Работа в режиме доплервского сужения (обострения) луча - ДСЛ.
- Переход на более высокие рабочие частоты - в частности миллиметрового диапазона с целью повышения направленности АС и ''прямого'' уменьшения ЛЭР.
Все перечисленные способы имеют свои сильные и слабые стороны обусловленные особенностям реализации.
Методы доплеровской селекции ДНЦ пригодны только для обнаружения движущихся с достаточно высокой скоростью обьектов , при этом фиксируется не непосредственно изображение цели , а некая виртуальная точка эхо-сигнал от которой соответствует параметрам селекции.
Метод весьма сложен для использования на высокоподвижном носителе , особенно над рельефом с частым перепадом высот.
Впервые он был реализованн на РЛС APQ-96 и -112 самолета А-6А/В.
Однако понастоящему отработан был только в самом конце 60х - на APQ-148 самолета А-6Е.
Эта же РЛС стала первой в которой был реализован режим картографирования поверхности с высоким разрешением с СА.
Это начало 70х , только в США и только на этой РЛС.
Режим СА позволяет резко увеличить разрешающую способность РЛС по ЛРЭ , однако :
- сложен в реализации
- не позволяет полноценно работать по движущимся целям.
- имеет ограничения на параметры движения носителя.
- обеспечивает малую текущую просматриваемую зону поверхности.
- требует относительно длительного периода картографирования малой зоны и еще более длительного времени для картографирования большого участка поверхности.
Достоинство очевидно - повышение РС по ЛРЭ недоступное станциям с реальной апертурой при прочих равных.
Именно А-6Е стал первым боевым самолетом способным эффективно обнаруживать неподвижные малоразмерные НЦ с помощью РЛС.
Режим ДСЛ - более простой в реализации мод по сравнению с ДСЛ.
Первая пожалуй полноценная реализация в РЛС APG-68 самолета F-16.
Недостатки этого режима :
- невозможность детектирования движущихся целей.
- невозможность работы над морской поверхностью и проблемы при работе над сложным рельефом.
- Наиболее ограниченные (по сравнению с другими реализациями) рабочие сектора - т.е. наличие больших ''слепых зон''.
- Ограничения на параметры полета (высота , выполняемые маневры) носителя.
- невысокая ... э-э-э... да , да... Помехозащищенность.
Достоинство - резкое увеличение РСЛЭР по сравнению со станциями работающими ''реальным'' лучем при прочих равных.
Так же - более простая реализация по сравнению с СА.
Режим ДСЛ особенно хорошо подходит для спутников РЛ картографирования местности.
В более современных РЛС (в т.ч. нек. модернизированныхстарых)
применяются все перечисленные способы в виде отдельных модов.
Это позволяет выбирать наиболее подходящий для данных условий режим.
Пример такой станции - APG-70 самолета F-15E.
Я привожу в пример американские станции потому что именно в США впервые были созданы РЛС с такими фичами.
А что же ''Великий и Могучий'' ?
Он отставал , а чтобы ''догнать и перегнать'' часто пробовал ''другие пути'' , иногда удачно иногда нет.
Пример вполне удачного пути - создание массовой РЛС миллиметрового диапазона ''Орион'' самолета Су-24.
Наши конструкторы пошли по пути повышения РС по ЛЭР переходом на миллиметровый диапазон.
Как говорится ''дешево и сердито''.
Получилось хоть и неособо изящно , но впринципе неплохо.
Из недостатков нужно в 1ю очередь отметить :
- сниженную по сравнению с ''сантиметровыми'' РЛС дальность действия
- снижение РС по мере увеличения дальности до цели
- узкую специализацию девайса , что впрочем не противоречило ТЗ.
Однако на выходе получилось главное - РПО могла сносно работать по малоразмерным целям + не имела некоторых принципиальных недостатков свойственных режимам СА и ДСЛ.
Нужно так же отметить что повышение разрешающей способности ведет к резкому уменьшению зоны обзора.
Если на пальцах , то ситуация аналогична оптике : больше увеличение-меньше поле зрения.
В заключении прокоментирую твой старый отжиг про ''мопеды''...
Американцы занимались специализированными самолетом ДРЛО способным работать по НЦ (а так же малоскоростным низколетящим типа вертолетов) очень долго и серьезно. Про программу JSTARS наверное слышал ?
Так вот это именно оно...
Первые машины (Е-8 созданные как и Е-3 на платформе Боинга-707) начали опытную эксплуатацию в 1989-90м году.
В порядке эксперимента еще не принятая на вооружение система приняла участие в Буре в Пустыне.
Результаты были далекими от желаемых , но были обозначены направления совершенствования.
К моменту операции против Югославии 99го года JSTARS достиг оперативной готовности и уже относительно успешно применялся.
Тем не менее и через 10 лет после первых испытаний Е-8 всплыло множество недостатков требовавших устранения.
Во время войны в Ираке в 2003м году Е-8С получили высокую оценку.
А Е-3 так и остался совершенно непреспособленным для работы по малоразмерным НЦ целям комплексом.
Добавлено через 13 минут
Как только Персона начнет работать в полностью штатном режиме - ети реликтовые девайсы станут совсем не нужны , несмотря на приличное обеспечиваеемое разрешение.
Разве что (как это уже было) смоют нафталин и выкинут на орбиту чтобы добру не пропадать.
Ресурс-ДК аппарат действительно гражданский , но уже несколько лет арендуется МОРФ и работает восновном на военных.Ресурс - гражданские юзают, про него ничего не скажу, хотя метр - это многовато.
И вполне себе неплохо. Характеристики достаточны.
Персона обеспечивает очень большие зоны обзора с высоким разрешением.Если "Персона" пришла на замену "Неману" - то это не то. Неман - обзорная разведка, "панорамщик". А нужен "детальщик".
Это и "панорамщик" и "детальщик" в одном флаконе.
Так же как "Аракс". Только еще круче.
Это только во всезнающей секретке с тем легендарным продажным прапором.Хотя, надо смотреть характеристики - конкретно угол и разрешение.![]()