Наверно биплан-триплан чем то похож на современный планер, так как движки не очень сильные - приходится максимум сил прилагать на создание большей несущей плоскости крыла. Отсюда аэродинамика крыла более привязанная сама к себе чем к тянущему моменту винта.
на планере, когда работаешь элеронами явно чувствуешь как элероны тормозят крыло и нос планера всегда достаточно ощутимо уходит в сторону. Так же из-за малой скорости эффективность рулей по крену достаточно инертная.
Расскажу немного своих впечатлений от проб полетать на первом фоккере, когда я был в гостях у ребят два месяца назад, еще до альфа-сборки.
Запуск. Сразу чувствуется тяжелый ротативный двигатель, ось которого прикручена к корпусу самолета. В двигателе есть поршни, которые не просто скользят по цилиндрам, а именно создают компрессию со всеми вытекающими сопротивлениями при прокручивании винта. Т.е. есть ощущение "тяжести" вращения. При первом провороте винта самолет явно дергается в обратном направлении и на низких оборотах ощутимо дергает самолет в такт вращению винта (а не условно трясется). Незнаю что именно создет это чувство, но то-что у тебя спереди под капотом большая вращающаяся железяка не почувствовать нельзя.
Отсюда вытекающие последствия во время полета. Вращающийся спереди двигатель постоянно напоминает о себе при маневрах. Кладя самолет в правый или левый вираж - мы явно чувствуем, что делаем это совместно с вращающимся двигателем - помогая или против него.
Добавьте к этому интересно сделаный момент сил от работы эллеронами и вы поймете, что летать - постоянно координируя положение самолета педалями - просто самая обычная необходимость. Лично я все время летаю только с педалями и необходимая моторика помогает быстро справляться с возникшими трудностями. Но для тех кто привык к прямолинейному полету и четким виражам в Ил-2 - придется учится работать ногами в обязательном порядке. Так как "без ног" - это только прямолинейный полет и никаких сложных маневров.
Взлет. Ничего на взлете вперед не видно. Спасением является только высовывание головы за кабину с помощью трекира. Думаю при групповых взлетах самолетов будет побито великое множество. Тем более, что сам сомолет при даче газа и разгоне ведет себя не так гладко как в Ил-2, он подпрыгивает, пытается занести хвост и опрокинуться, и тут тоже нужно работать активно педалями и ручкой. Все видели как самолеты удерживают сзади с стабилизатор и бегут за ним, пока он не наберет скорость? Думаю это делали не просто из веселья. Впрочем после факта отрыва от земли, уже намного проще и прямолинейный набор высоты не представляет особых сложностей.
Полет. В прямолинейном полете расслабляешься - наслаждаясь видами земли. Но когда меня попросили сбить впереди летящий самолет - не тут то было. Сходу не справившись с простым маневрированием - пролетел мимо цели и по привычке Ил-2, засадил свечку с надеждой разобраться по ходу, куда делась цель. Начиная с того, что крылья закрывают обзор практически всей передней полусферы (не спасает даже трекир) - летящую на малой скорости цель, при условии что маневрируя - она способна за считанные секунды развернуться практически в противоположном направлении - удержать на ней взгяд достаточно сложно (но дело привычки). Кончая тем, что мой самолет практически сразу на свечке потерял скорость и и стал активно валиться вниз теряя управление, а резкая работа рулями и газом - только усугубляет потерю управление, после чего я благополучно свалился в беспорядочное штопорное вращение и о цели естественно забыл, наблюдая, как при ударе об землю крылья разлетелись в разные стороны.
Стрельба. Не забываем ручками перезаряжать пулеметы. С помошью трекира пытался целиться сквозь прицельную мушку одного из двух пулеметов. Бесполезное занятие. Все равно чтобы стрелять - цель должна находиться совсем рядом. При этом если она маневрирует, о прицельной стрельбе вообще нет смысла думать. Подлетаешь на максимально близкое расстояние и лупишь россыпью в мелькающую впереди мишень, ориентируясь примерно по тросам и капоту самолета куда стрелять.
ДМ. Приятно стрелять в ровно летящую цель сзади, наблюдая как ты ей перебиваешь тросы, стойки, дырявя обшивку на крыльях и хвостовом оперении. В результате у противника на глазах подламывается одно крыло,, самолет теряет управление, начинает снижаться набирая скорость и у него от перегрузок это крыло отлетает нарушая весь баланс, после чего отламывается второе крыло и самолет начинает беспорядочно падать, теряя от перегрузок остальные плоскости, которые красиво кружат рядом, как осенние листья.
ФМ. Ветер. Дует. Сдувает. При сильном ветре самолет реально летит боком относительно земли. При посадке на поле придется смотреть на колдун, дабы банально не перевернуться от бокового ветра на пробеге.
Приземный слой. Он держится на высоте до 20 метров и задерживаемый деревьями реально слабее ветра, дующего выше. При выполнении виража у земли явно чувствуешь как "верхний" ветер дующий в одно полукрыло - заметно сильнее "нижнего" - и как следствие в зависимости от положения самолета тебя или просто выравнивает в горизонт на вираже, или наоборот - опрокидывает как бумажный листок.
Турбулентность. Она есть. Она красива, и настраиваема. Кто летал на легких типах самолетов на небольшой высоте - знает - как там трясет в моменты большой воздушной активности потоков. Андрей прекрасно разбирается в этих тонкостях, так как сам дельтапланерист - и постарался смоделировать всю эту котовасию. При хорошей турбулентности и ветре - самолет реально превращается в пляшушюю тушку, которую постоянно активно надо удерживать для прямолинейного полета. Бой вести в таких условиях на низкой высоте не представляется возможным - надо повыше, где поспокойней. Также колбасит и в облачных потоках. Умные перцы через облака не летают. Опасно. Можно и крылья потерять.
Посадка. Ну в принципе ничего необычного, особенно если садишься против ветра. Особенно если против сильного ветра. Чем сильнее встречный ветер, тем легче посадка. Можно садиться практически оставаясь на месте. Главное знать в каком направлении. Самолет ощутимо прыгает по кочкам (которые к сожалению визуально пока выглядят как плоская земля - но тут ничего необычного, привыкли).
Дальше. К ротативному моменту движка. Если остановить двигатель в воздухе, то можно покачивая крыльями видеть как от инерции двигателя качается в противофазе пропеллер. Т.Е. чистая физика. Завести от набегающего потока воздуха пока было нельзя, типа только в наземных условиях. Но раскрутить можно. причем опять же чувствуются толчки от сопротивления компрессии в цилиндрах, а не просто банальное вращение.
Звук.
Звоу пока не очень понравился тот что я слышал - но обещают все исправить. как на сегодняшний момент - не знаю. К сожалению звук пока не трехмерный и не зависит от положения головы летчика в кабине. Т.е. двигая головой внутри кабины или высовывая ее наружу - пока нет особых отличий. Само позиционирование внешних звуков в пространстве конечно присутствует. Хотелось бы конечно ощущать силу ветра и чувствовать скорость именно по звуку набегающего потока. Но это надеюсь буде позже.
Вот коротенько что вспомнил.