Поправка :
В Ираке инцендент с Торнадо произошел только 1 раз.
Самолет британских ВВС был обстрелян американским ЗРК Пэтриот и сбит , пилоты погибли.
Такой же случай произошел с американским Ф-18 - пилот погиб.
В обоих случаях произошел не просто сбой аппаратуры опознавания - самолеты были опознаны как... иракские баллистические ракеты и обстреляны в автоматическом режиме.
3й случай патриотовского фрэндли файра так же произошел в Ираке :
Самолет Ф-16 выполнявший патрулирование в рамках задачи по подавлению ПВО
зафиксировал работу РЛС ЗРК Пэтриот. Летчик (толи из за неверной работы HTS , то ли по собственной ошибке) принял ее за РЛС иракского ЗРК (возможно MPQ-53 перешла в режим подсветки цели) и произвел пуск ракеты HARM.
Расчет ЗРК зафиксировал атаку и так же открыл огонь по самолету.
В результате Харм поразил РЛС ЗРК и вывел ее из строя , лишенные наведения ЗУР поразить самолет не успели.
Случаев фрэндли файра у наземных войск в Ираке гораздо больше.
Они стали настолько распространенными что принимаються серьезные меры по их предотвращению - как организационные так и технические.
Во многих случаях ФФ провоцируют моджахеды.
Схема их действий достаточно проста : в ночное время мелкие группы бовиков проникают в зоны расположенные между американскими/союзными позициями (блок постами , патрулями и т.п.) и открывают неприцельный огонь в обе стороны. После начала ответного огня с 2х сторон , спешно ретируются.
Зачастую американцы некоторое время (пока не разберуться) ведут перестрелку друг с другом.
Чаще всего подобные ошибки возникают когда перестрелку ведут солдаты разных стран и разных силовых структур/видов ВС .
Удары авиации по позициям своих подразделений при оказании НАП , а так же по мирным жителям так же являются достаточно обыденным явлением.
Среди наших солдат в Чечне даже бытовала поговорка :
У пехотинца 3 главных врага :
- снайпер , мина и своя авиация.