Повышенная вероятность шизофрении в некоторых этнических группах связана с длительным опытом унижения, считает психиатр Jean-PaulSelten. При этом вероятность шизофрении выше во втором поколении мигрантов…
В воскресенье 14 октября 2007 около 12 часов дня в отделение полиции Слотерваарт (Амстердам) вошел марокканец. Он перепрыгнул через стойку рецепции и начал наносить удары ножом женщине-полицейской, находящейся за стойкой. Пытавшийся придти на помощь коллега-полицейский также получил удары ножом в шею и плечо. Тогда пострадавшая женщина-полицейский достала свое оружие и выстрелила. От полученных ранений нападавший скончался…........Трагические события в полицейском участке Слотерваарт подняли много вопросов.
В частности, как получилось, что тяжесть состояния совершенно больного молодого человек в психозе оказалась недооцененной работниками служб помощи? Связано ли это с тем, что он марокканец? «Известно, - отмечает детский врач Nordin Dahhan, - «что в местах компактного проживания марокканцев высоки уровни психических расстройств среди молодежи. Многие дети растут в беспросветной бедности, они депрессивны, и это отреагируется через агрессивное поведение. Службы помощи не в состоянии, да и недостаточно квалифицированы, чтобы диагностировать у этих детей психические проблемы на ранних этапах, не говоря уже о лечении. Иногда эти дети сами буквально кричат о помощи, но либо ее не получают, либо получают несвоевременно, либо в недостаточной мере. Кроме того, существуют трудности практического характера: как адекватно подойти к этой группе.Инцидент поставил и более конкретные вопросы перед профессиональным сообществом: Чаще ли шизофрения проявляется среди этнических меньшинств? Какие это группы меньшинств и каковы причины их плохого психического здоровья?
Самые высокие показатели шизофрении отмечаются в тех этнических группах, которые социально менее успешны и которые подвергаются изоляции со стороны коренного населения. В Англии риск шизофрении для второго поколения афро-карибских мигрантов в 9 раз выше, чем для коренных британцев. В Дании самые высокие цифры отмечаются среди выходцев из Гренландии (выше в 5-12 раз). В Нидерландах это марокканцы-мужчины во втором поколении – у них риск шизофрении в 7 раз выше, чем у их сверстников-голландцев. В первом поколении у мужчин-марокканцев этот показатель выше в 5 раз. Уже очевидно, что риск болезни для второго поколения выше, чем для первого. Для лиц суринамского и антильского происхождения он выше в 2-4 раза, для выходцев из Турции – в 2 раза.
Согласно теории социального поражения (social defeat),
повышенный риск болезни для них в Европе связан с испытываемым ими на протяжении длительного времени чувством унижения. Как мы знаем из исследований на животных, повторение неудач или цепь неудач нарушают метаболизм дофамина в головном мозге.
Понятны тогда и еще более высокие цифры заболеваемости во втором поколении: это опять-таки унизительно, если ты родился в Нидерландах, а тебя за равного не считают, и ты в глазах «коренного» населения ничем не отличаешься от тех, кто только что въехал страну. Кроме того, молодой человек из второго поколения мигрантов будет сравнивать себя со своими сверстниками из «коренного» этноса, которые живут в красивых домах, в то время как мигранты первого поколения сравнивают себя с членами семьи, оставшимися на родине.
Недостаток внимания к этой проблеме диктуется и другими соображениями. Мигранты отвергают проблему, потому что им стыдно.
Политики не могут судить, насколько верны представленные цифры, и боятся, что их обвинят в расизме. Некоторые психиатры привычно трактуют шизофрению как в значительной мере или полностью наследственно обусловленное заболевание и не склонны погружаться в детали и смотреть на проблему с другой стороны.
по материалам:
Selten J.-P. Marokkaanse mannen vaker schizofreen. – de Volkskrant, 23.10.07, p. 12
Dahhan N. Patient Bilal is niet tijdig als ziek herkend. - de Volkskrant, 23.10.07, p. 12.
http://www.mniip.org/news/detail.php?ID=1200