Ну, уж если наши архивокопатели вспомнили Аспида - грех не всписаться![]()
Мое мнение.
Яковлев - талантливейший авиаконструктор, единственный из всех конструкторов того времени способный сравниться по таланту с "королем истребителей" Поликарповым. Человек для которого не сущестовало неразрешимых конструкторских задач.
При этом очень жесткий, требовательный руководитель и очень плохой дипломат. Ради интересов дела готовый конфликтовать даже со своим непосредственным начальством, что ему последствии и аукнулось - нажил себе кучу врагов, и когда не стало Сталина вся эта кампания номенклатурщков ополчилась на него и назначила главным виновным во всем-чем-можно. Пример - история с И-185. Яковлев единственный из всех неоднократно писал напрямую Сталину с требованием срочно запускать в производство И-185 с мотором М-71 хотя бы в малую серию, для гвардейских полков. Яковлев видел что Шахурин и Дементьев (тот самый, кторый переселял молодое КБ Яковлева в кроватную мастерскую) выполняя указание выпускть по 20 000 самолетов в год фактически положили прибор на развитие авиавигателей, и мы начинаем сильно отставать от Германии, Англии и США по мощности движков. Видел что эта парочка гнобят и М-71 и М-107 просто потому, что это может поставить под угрозу план по выпуску 20 00 самолетов. Шахурин и Дементьев готовы были производить 20 000 единиц дряни в год - лишь бы их шкуры остались целыми, и фактически задушили и И-185, и развитие М-106 и М-107.
В итоге требования Яковлева были проигнорированы, И-185 засунут на полку, а в 1944 выяснилось что современных моторов, за развите которых постоянно воевал Яковлев, в стране советов нет. После чего Шахурин сел, и сел заслуженно.
Зато после смерти Сталина все быстренько переврали, и в том что И-185 не пошел в серию обвинили... Яковлева! Который остался без поддержки усатого один против стены номенклатурного ворья, с которым он не раз успел переругаться до того.