
Сообщение от
Al_Dimich
Вот оригинальный текст из Степанца. Ключевой абзац выделяю жирным. Он "почему-то" не попал в интернет-мурзилку аэйрвар, зато ловко замикширована отсебятина без указания на какие-либо первоисточники. В приличном обществе за такое положено сразу бить канделябром.
"Интересна история оснащения самолетов Як-1 форсированны-
ми двигателями.
В апреле 1942 г. бригада московского моторного завода и
HИИ ВВС во главе с военинженером 3-го ранга Б.К.Hикитиным,
будучи в командировке в 236 иап ВВС Западного фронта (коман-
дир П.А.Антонец), по собственной инициативе перевела семь
самолетов Як-1 М-105ПА на пробную эксплуатацию с повышенным
до 1050 мм рт.ст. давлением наддува. Это существенно улучши-
ло летные характеристики. Летный состав полка охотно летал
на этих самолетах.
Перед ВВС открывалась перспектива немедленного повышения
боевых качеств всех находившихся в эксплуатации самолетов
Як-1 простыми и быстро осуществимыми средствами.
Важно было то, что перевод на повышенное давление надду-
ва не требовал, как казалось, никаких переделок двигателя
М-105ПА и мог быть произведен в действующих частях силами
техсостава без отрыва самолета от боевой работы [При серий-
ном выпуске двигателей М-105ПФ потребовались некоторые пере-
делки (усиление поршневых пальцев, увеличение диаметра от-
верстий всасывающих воздушных жиклеров карбюраторов с 0.25
до 1,1 мм, переделка системы охлаждения).].
Однако в первых же полетах было обнаружено следующее.
Горизонтальный полет при номинальном числе оборотов двигате-
ля на максимальной скорости при температуре наружного возду-
ха у земли 18...23°С при заслонках радиаторов, установленных
в положение "по потоку", был возможен лишь в течение двух
минут, после чего температуры воды и масла превышали пре-
дельно допустимые значения. Hепрерывный набор высоты с фор-
сированным двигателем даже при полностью открытых заслонках
радиаторов был невозможен. Hеобходимо было делать "площад-
ки" через каждые 2500...3000 м для установления нормального
температурного режима двигателя.
Росту температур воды и масла способствовало загрязнение
сот радиаторов маслом, выбрасываемым из суфлера и из соеди-
нений двигателя. Забрызгивание прозрачной части фонаря зат-
рудняло ведение прицельного огня, являлось одной из причин,
вынуждавшей летчиков открывать фонарь в полете, что приводи-
ло к уменьшению максимальной скорости на 15 км/ч.
Обо всем этом стало известно в Москве. По указанию ко-
мандующего ВВС из 236 иап в HИИ ВВС были перегнаны на испы-
тания два самолета Як-1 NN15-49 и 16-43.
Испытаниями было установлено, что при использовании но-
минального числа оборотов двигателя и установке заслонок ра-
диаторов в горизонтальном полете - в положение "по потоку" и
при наборе высоты - в положение "полностью открыты" за счет
повышения давления наддува двигателя максимальная горизон-
тальная скорость повышалась на 20...25 км/ч, время набора
высоты 5000 м уменьшалось с 7,0 до 6,0 мин, время выполнения
виража на высоте 1000 м - с 20...20,5 до 19,0 с, набор высо-
ты за боевой разворот с начальной высоты 1000 м увеличивался
с 800 до 900 м, длина разбега сокращалась с 350 до 280 м,
вертикальная скорость у земли увеличивалась с 12,2 до 15,5
м/с, границы высотности самолета понижались: 1-я - с 2250 до
1500 м и 2-я с 4500 до 3500 м.
Для сохранения температур воды и масла в допустимых пре-
делах необходимо было уменьшать число оборотов двигателя с
2700 до 2400...2550 об/мин, что практически сводило на нет
выигрыш в максимальной скорости и других данных, получаемый
за счет повышения давления наддува [ЦАМО, ф. HИИ ВВС, оп.
485655, д. 73 и 121; оп. 485690, д. 58: оп. 485587, д. 81.].
По результатам испытаний перед HКАП был поставлен вопрос
о необходимости переделки системы охлаждения двигателя и
принятия мер по предотвращению выбивания масла из суфлера и
уплотнений двигателя, что и было осуществлено (исключая вы-
бивание масла через уплотнения) на серийных самолетах Як-1
М-105ПФ более поздних выпусков.
С 1 мая 1942 г. моторный завод N26 перешел на выпуск
М-105ПФ с давлением наддува 1050 мм рт.ст. и измененной ре-
гулировкой карбюраторов. Выпуск М-105ПА с давлением наддува
910 мм рт.ст. был прекращен.
29 мая 1942 г. ГКО принял постановление о выпуске заво-
дом N292 самолетов Як-1 с М-105ПФ начиная с 4 июня 1942 г."