АПН не переношу, с очень сильным душком ресурс.
Я руководствуюсь этим http://sovetikus.narod.ru/Derluguian.html
И что я там вижу:
Важнейшим каналом русского влияния среди горцев стала по­граничная торговля, причем эта торговля качественно отличалась от традиционного обмена с Восточным Средиземноморьем и быстро превзошла его по объемам. Если на прибрежных торжищах и факториях средиземноморские купцы приобретали рабов, мед и воск, эпизодически лошадей и скот, т.е. типичные продукты княжеской дани и военной добычи, то на кубанских меновых дворах шел го­раздо более массовый и демократичный торг - поселенцы, особенно в первые десятилетия XIX в., получали от горцев в больших объемах продовольствие, лес, дрова, камыш для кровель, дикие фрукты, лошадей и скот, черкесские ремесленные изделия, причем не только такие «аристократические», как кинжалы и шашки, но и бурки, ноговицы, черкески, чувяки. В обмен горцы получали железо и соль, дешевые ткани.
В 1827 г. от шапсугов в один из фортов прибыла делегация, заявившая, что их народ считает "торг с Россиею более выгодным, нежели с Турецкою державою, мотивируя это тем, что "только богатые могут пользоваться меною от Анапы" (Джимов Б.М., 1986. С. 21). В торговлю с русскими вовлекались широкие слои адыгских обществ, что укрепляло позиции тфокотлей перед лицом князей и особенно низших категорий орков. Кроме того, русские принимали беглых горских невольников и зависимых крестьян, лишь иногда, в качестве знака благорасположения, возвращая их прорусски настроенным владельцам. В результате в 1830-х гг. в адыгских племенах происходит новая серия демократических переворо­тов - абадзехи и убыхи на своих народных собраниях потребовали уравнять орков с рядовыми общинниками, натухайцы лишили своих аристократов всех родовых прав и конфисковали их имущество, а шапсуги вообще изгнали наиболее влиятельные роды со своей территории (Джимов Б.М., 1988. С. 74).