???
Математика на уровне МГУ

Показано с 1 по 25 из 204

Тема: Геноцид черкесов и русских

Древовидный режим

Предыдущее сообщение Предыдущее сообщение   Следующее сообщение Следующее сообщение
  1. #6
    Меценат Аватар для Den-K
    Регистрация
    25.03.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    43
    Сообщений
    6,134

    Ответ: Геноцид черкесов и русских

    Цитата Сообщение от А-спид Посмотреть сообщение
    Вот и у меня встречный вопрос - а как это русские переселенцы попали в самую серединку черкесских земель?
    Консолидация зажиточной тфокотльской верхушки у бжедугов, которую аристократы пытались сдержать при помощи произвольных штрафов, увеличения дани и просто грабежа, вызвала резкое обо*стрение социальной борьбы и в итоге - ультимативное требование равноправия, выдвинутое лидерами тфокотлей на общем собрании бжедугов в одной из наиболее почитаемых священных рощ (Чьыгудж). В последовавшей за уходом аристократов с народного собрания гражданской войне бжедугские тфокотли при помощи отрядов демократических племен абадзехов и шапсугов сумели одержать кратковременную победу и начать раздел имущества разгромленных аристократов. Исход восстания был решен вмешательством казаков и русских войск, при*званных уцелевшими бжедугскими князьями. К тому времени проаристократическая позиция русского командования на Кавказе дав*но была совершенно очевидна. (Джимов Б.М., 1986. С. 80-82).

    Исход социально-политической борьбы в Черкессии в период Кавказской войны во многом определялся внешними силами. Турки, с1830-х гг. до завершения Кавказской войны действовавшие совместно с английскими агентами, а также наибы (наместники), направлявшиеся после 1842 г. из Дагестана имамом Шамилем, вели прагматичную до цинизма политику поиска союзников среди адыгских племен, периодически оказывая помощь то аристократическим, то демократическим, тфокотльским группировкам. Наибы Шамиля пытались лю*бой ценой распространить на Северо-Западный Кавказ идейные и организационные принципы воюющего исламского государства, кото*рое создал в Дагестане Шамиль, апеллируя в своих воззваниях в основном к тфокотлям и зависимым сословиям. Позднее наибы (осо*бенно Мухаммед Амин, последний и самый знаменитый наиб в Адыгее) пытались маневрировать, умерив свою враждебность к «непослушной» традиционной аристократии и заигрывая с мелкими орками, чье по*ложение после долгих лет войны и в результате укрепления верхушки тфокотлей было очень неустойчиво.

    Наибы опирались в своей деятельности на две структуры го*сударственного типа, которые строились за счет использования социальных противоречий черкесских обществ позднетрадиционного периода. Во-первых, была создана гвардия хаджиратов и муртазаков - профессиональных исламскиx воинов, не связанных ни с од*ной из племенных и общинных структур. Преимущественно то были люмпен-орки, которых красочно описывает кубанский исто*рик XIX в. И.Попко: «Буйные бездомовники, которые выросли в круглом сиротстве и неимуществе или которые, накликав на себя гонения в своих обществах, бежали с родины на чужбину и там, по неимению недвижимой собственности и тягла, промышляют себе хлеб насущный кинжалом и винтовкой» (цит. по: Покровский М.В. 1989. С. 211).

    В отличие от "бездомовных" хаджиретов, сосредоточенных в свободное от походов время в укрепленных административных цент*рах исламского государства – «мехкеме», в аулах имамат должны были представлять старосты-мухтары. Их назначали наибы по одно*му на сто дворов, давая в помощь пять хаджиретов. Для старшин тфокотлей это предоставляло искомую возможность формального закрепления своего положения. Одновременно противопоставление ша*риата традиционному адату и введение стодворок вместо аульских общин ликвидировало окончательно базу оркских привилегий.

    Мюридизм, священный газават против неверных и учреждение новых централизованных структур исламского управления (крепости-мехкеме) создали мощный фактор вертикальной мобильности в адыгском обществе, которым воспользовались многие представители низших сословий. Аристократия подверглась значительной маргинализации. Многим ее представителям не оставалось иного приемлемого выхода, как стать разбойниками-абреками или перейти на русскую службу (делали, впрочем, попеременно и то, и другое).

    Политика самодержавия по отношению к горским аристократам опиралась на давнюю имперскую традицию. Уже в первой четверти XIX в. в русском офицерском корпусе на Кавказе служило немало ассимилированных горских князей. Наиболее охотно на русскую службу в Адыгее переходили выходцы из традиционно маргинальных элитных групп - султаны под предлогом того, что после присоедине*ния Крыма к России большинство Гиреев присягнуло на верность Екатерине Великой, и чаркезо-гаи как христиане. Переходили и князья, особенно те из них, кто сталкивается с растущим давле*нием внутренних «демократических» оппозиций или с наибами Ша*миля. Но массовый переход горских аристократов на русскую службу начинается лишь на последнем этапе Кавказской войны.

    Проаристократическая политика кавказского командования и царского правительства оказалось одним из основных факторов, предопределивших махаджирство - массовое переселение горцев в Османскую империю после их окончательного поражения в войне. Прибрежные демократические племена, поставленные в трудные условия русской военно-морской блокадой 1830-х гг., к концу войны явно искали компромисса. Однако отказ русского командования признать фактическое господствующее положение плебейской олигархии тфкотлей при вхождении в российское подданство наряду с многочисленными обещаниями в отношении аристократов, способствовали принятию народными собраниями прибрежных демократических племен антирусских решений о продолжении вооруженного сопротивления и о переселении в Турцию в случае поражения.


    Вот и всё.

    Ну и как итог:

    В этом был сознательный расчет властей Российской империй, стремившихся избавиться от потенциальных «немирных» подданных, заменив их «христианским элементом». В итоге на земли Османской империи переселились от 400 до 800 тысяч адыгов. Оставшиеся в Кубанской области на 1865 г. «горцы 71775 душ обоего пола" (черкесы и тюркоязычные карачаевцы) более не составляли цельного района проживания и, кроме того, подвергались принудительному переселению с гор в низины (Ратушняк В.Н., 1977. С. 100). Между адыгскими аулами были размещены казачьи станицы и хутора иногородних переселенцев. Автор дореволюционного справочника признавал, что "высе­ление черкесов было катастрофой. Край обезлюдел на полвека... Черноморская береговая линия, созданная в 1839 г. была чисто военной. В мае 1864 г. было расселено 800 казаков и матросов в 12 станицах по побережью, от Туапсе до Геленджика, все насильно... Детская смертность в этих станицах в отдельные годы достигала 100%... Объявленные в Петербурге в 1867 г. публичные торги земельных участков под поместья (от 700 до 2 500 десятин) отменялись трижды, ибо не являлось ни одного покупателя» (Добрoxoтов.1916. С. 23, 24, 26).

    Война закончилась.

    Лично для себя, вопрос про "геноцид", я закрыл.
    Крайний раз редактировалось Den-K; 17.12.2009 в 22:21.

    Все люди делятся на два сорта: те, у кого есть друзья, и бедный одинокий Туко.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •