В этот раз не совсем байка, просто выдержка из дневника.
Сисадмины договорного обслуживания.
Что это такое: по городу есть множество небольших фирмочек-складиков-магазинчиков, у которых всего три-четыре-пять компьютеров, и нанимать для их обслуживания специального человека и платить ему зарплату попросту не имеет смысла, т.к. мавр за пару дней сделает своё дело и будет за зарплату сидеть и в потолок плевать.
Нанимать студента за копейки - можно, но этим все быстро наелись, т.к. студент - животное крайне непостоянное и необязательное, а учитывая его периодические то сессии, то пьянки, плюс ещё и режим дневного обучения, срочной помощи от него не дождёшься, а уж что брат-студент вытворяет с техникой...
Если взять на работу приходящего спеца за оплату по визиту, то это тоже может встать в копеечку: единичный визит мастера запросто может стоить дороже, чем все три компьютера фирмочки, потому что такой мастер берёт почасовую оплату, а провозиться может неоправданно долго. Однако, несмотря ни на что, именно этим путём идут многие микро-предприятия, если найдут честного и опытного человека, а таких довольно много. Такие разумно полагают, что лучше иметь сотню фирм, в каждую из которых ездить раз в год, чем доить две фирмы, в которых тебя рано или поздно пошлют подальше.
Ну и остаётся третий, простой и надёжный вариант: заключаем договор с фирмой, занимающейся профессиональной обслугой компов, ежемесячно слюнявим ей фиксированную сумму (обычно - от 5 000р. до 50 000р., зависит от оговоренного количества работы или от количества компов) и после этого имеем сколько-то приходов мастеров в месяц, а их задача - поддерживать компы из списка в договоре в рабочем состоянии.
Надо заметить, что я не сказал "админить их сеть" или "конфигурить сервера", речь идёт именно о поддержании компов в рабочем состоянии на средства клиента.
Если нужно что-то большее - будьте любезны докинуть бабосиков.
Работа эта - дурная.
С неё бегут.
Причин много, но основными можно назвать следующие:
1. Преимущественно женские колективы заказчиков. Что это значит? Приходишь на адрес, а там - две комнатушки по десять метров, в них - грязища и пылища, пропыленные древние компы, забитые грязью клавиатуры, мышки, принтеры, УПСы, и прочее, и во всём этом сидят и работают десяток особей женского пола, и ни одной - мужского.
Террариум. Магазин женских сумок из кожи крокодилов.
Съедят. Но сначала - помучают.
Вернее, это у них назвывается "создать все условия".
Тебя вызовут "починить компьютер бухгалтера", и начнётся.
А в процессе ты начинаешь смутно осознавать, что распараллеливание процессов - это вовсе не то, что ты себе раньше представлял.
...Пока ты пытаешься переставить упавшую винду на "бухгалтерском" компе, где есть всё - от фотошопа, корела, игрушек, музыки, фоток, и до автокада, кроме, собственно, 1С Бухгалтерии, параллельно лихорадочно копируя гигабайты древних документов, от тебя будут требовать "подробно объяснять, что ты делаешь". А поскольку у тебя впереди сегодня ещё четыре таких фирмочки, то работаешь максимально быстро, и так опаздываем, к тому же, по договору, в этом террариуме ты можешь провести всего час.
И поэтому делаешь ты вдвое быстрее, чем объясняешь.
Получается шикарная тарабарщина, главное самому не вслушиваться - свихнёшься.
...Тебе принесут старинный ноутбук с просьбой "посмотреть, вдруг чего с ним сделать можно, а то мы его в 2002-м году облили апельсиновым соком, и он теперь как-то плохо работает". Только ты не отрывайся, делай "компьютер бухгалтера", просто глянь, не отвлекаясь от процесса.
...Тебе предложат кофе. Дешёвого, растворимого и без сахара - полулитровая чашка с одной ложкой кофе, остальное - кипяток. Этот кофе пить придётся тоже параллельно.
...Тебе сунут в руки какой-то древний принтер без картриджа с формулировкой "будет время - вытащи бумагу, в 2003-ем году застряла, никто вытащить не может" - тоже параллельно.
...Тебе дадут старинные, засиженные мухами дискеты, со стёртыми наклейками, и пояснят, что "у нас работал мальчик, обслуживал компьютеры, так он с ними не расставался - оттуда надо поставить какую-то программу". Параллельно.
...Тебе порекомендуют грамотную диету для похудения, расскажут как надо одеваться, чтобы не было стыдно за профессию, покажут (и продемонстрируют) массажёр для спины на батарейках, попросят совета в покупке "фотокамеры для интернета" или "дорогого ноутбука тыщ за десять, и помощнее", расспросят о личной жизни, машине, квартире, обязательно поинтересуются женат ли ты... и всё это, опять же, параллельно.
Потом к тебе на минутку потеряют интерес, и как только вздохнёшь свободно, посыпятся претензии.
Выяснится, что "из-за твоей возни с главным компьютером", у кого-то обязательно заглючит мышка, начнёт тормозить и зависать компьютер, вдруг сами собой появятся вирусы, или вообще "всё перестало работать".
Уйти нельзя - не выпустят, будут скандалить, писать жалобы, звонить в контору жаловаться...
В результате приходилось засиживаться до окончания рабочего дня, передавая других своих клиентов тем напарникам, которые оказывались свободнее, чем ты.
Но... всё это только поначалу.
Пройдёт пол-года, и если такой мастер не рехнётся, то обретёт полный иммунитет к женским коллективам: обходительная улыбка, опрятность, выбритость, чистота в одежде и волосах, спокойные дружелюбные интонации, негромкий голос, отсутствие слова "нет" в лексиконе. А главное, он выработает оружие.
Мощное оружие.
Это оружие - готовность объяснять.
Всегда. Везде. Всем.
Объяснить, почему того-то или этого-то сделать никак нельзя, по крайней мере, не сегодня.
Объяснить, почему это не будет работать как надо, по крайней мере, до следующего визита.
Объяснить, почему это будет стоить дополнительных денег, по крайней мере, пока не будет оплачен прошлый месяц.
И такой профи едет на заказ уже не просто час отработать, а договаривается о конкретной работе - сделать то-то.
И когда его попросят сделать что-то ещё, он всегда будет пускать в ход своё оружие.
Объяснять.
Почему этого сделать никак невозможно.
По крайней мере, не сегодня.
И только так.
2. Перманентный цейтнот.
Скажем, с утра у тебя план: 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, и 18.00 если ещё будет варить башка.
То есть, приехать к 10 в фирму, час на работу, час ходу до следующей фирмы, в 12 в следующей фирме, час работы, опять час ходу до следующей, в 14.00 там, опять час работы, и потом снова час ходу до ещё одной...
Реально же получается, что ты приехал в 10 в фирму, а там никого нет ещё. Натурально, тётки ещё спят. Звонишь, интересуешься, "когда же?", тебя просят подождать "пять минут, щас всё будет." Ждёшь пять минут, и в 10.40 начинаешь работу. Естественно, не укладываешься, но уйти тебе не дадут: пока не сделано - ни шагу назад.
Лихорадочно делаешь.
В 12.00 взъерошенный, выскакиваешь оттуда, звонишь в следующую контору, предупреждаешь об опоздании.
Приезжаешь туда в 13.00, а там света нет. Тебя просят подождать "три минуты, щас всё будет". В 13.30 свет есть, начали работу. Параллельно отзвонились в следующую контору, куда явно уже не успеваем, договорились на 15.30.
Лихорадочно делаешь.
И тут... затык. Ну, не получается. Мало ли что - то драйвера на принтер нету, то винда прямо на глазах падает насмерть, то банк-клиент привередничает, то сети не видно, причин - миллион.
Результат: в 15.55 выскакиваешь взмыленный, звонишь, извиняешься, там на тебя уже рычат, но готовы ждать, а ты понимаешь, что на 16.00 уже точняк не успеваешь, и приходится звонить туда...
Надо ли говорить, что клиент, изначально запланированный на 16.00 перенесётся на завтра, а тот, к которому планировалось попасть в 18.00 - зависнет на пару дней?
Но всё это тоже только поначалу.
Проходит всего два-три месяца, и мастерюга становится ушлым и подлым, чтобы впихнуть ему лишний заказ, его надо будет уламывать и утаптывать, потому что он всеми правдами-неправдами пытается выкроить себе ценный ресурс - время.
Хоть пол-часа, хоть четверть, но выкроит. Пол-часа тут, пол-часа там - лишний часик.
Договариваться с клиентами он будет только на вечер.
А в ответ на раздражённое "почему не утром?" он будет включать своё оружие.
Надо ли пояснять, какую лапшу он будет вешать и что именно он будет объяснять?
3. Одиночество.
На подобных выездах по договору, чаще всего работают в одиночку.
С точки зрения фирмы, нет смысла посылать двоих мастеров туда, где должен справиться один.
Нерентабельно. Но как тогда натаскивать молодых? Как протаскивать кабели? А если там компов больше десятка?
Вот и носишься весь день... один. С языком на плече.
Это только кажется, что в клиентских фирмах, куда выезжаешь, полноценно общаешься.
Во-первых, там нет знакомых или друзей, а есть там - клиенты. А это совсем другой уровень общения.
Во-вторых, общаешься с клиентами только на одну тему: всё компьютерное и с ними связанное. Реже - видео-музыкальная техника, ещё реже - бытовая или автомобильная (навигаторы и прошивки). Ненавижу компьютеры!
Ну и в-третьих, через некоторое время этот час дороги из одной фирмы в другую, когда просто едешь в метро и не с кем поговорить, начинает восприниматься как отдых. Едешь себе, грызёшь чего-нибудь вкусное, музыку слушаешь, немного читаешь, смотришь на город, людей вокруг, в ситуации всякие влипаешь, потихоньку крышей съезжаешь...
4. Недостаточная мотивация.
Пришёл в очередную фирму. Увидел кучу дохлой техники. Всё плохо.
Фирма тратить свои деньги не обязана, она оплатит издержки согласно договору, в конце месяца, по счету. А вот починить всё и сейчас - тебе по договору необходимо.
Потратил день, мотнулся на склад, привёз железки, заменил, перебрал, пропылесосил, весь день бился с включением новой машины в домен, возился с настройками сети, потому что какой-то тупой дятел сделал на четыре компа четыре рабочие группы... всё заработало.
...и в конце дня получил разнос от начальства за то, что успел обработать только одну фирму. С понижением оклада вас, любезный.
То есть, либо качественно, либо быстро.
Качественно работать - нет интереса, никто не похвалит.
А вот работать быстро - есть интерес. Никто опять же, не похвалит, но хотя бы ничего не потеряешь.
От этого и растёт раздражение: когда всё по-быстрому и тяп-ляп, не получаешь удовольствия от хорошо сделанной работы.
5. Низкая оплата труда.
Люблю я это дело - чужие деньги считать.
Простой пример.
Когда я работал на корпоративных выездах, у меня в среднем было под 65-75 выездов на месяц. Количество предприятий колебалось от 35 до 50.
С каждой из этих фирм были заключены гарантийные договора.
По этим договорам только с "моих" предприятий, наша фирма огребала от 150 до 300 тысяч рублей в месяц.
"Исполнитель" же получал от силы десятую часть.
За работу без соцпакета, отпусков и выходных - негусто.
И таких "исполнителей" бегало по городу два десятка.
Умножать все умеют, не только руководство и бухгалтера.
А вот делить они, похоже, так и не научились.
Договорные отношения подразумевают, что ты пришёл-увидел-починил, подписал бумажку и убежал, а оплата - безналом, в конце месяца, и твою зарплату тебе платит твоя фирма. Поэтому в отличие от выездных мастеров, работающих с частниками, чаевых тут не дают. Не принято.
Подводя черту: работа, подходящая для здоровых, молодых и инициативных, особо не парящихся премиями, пенсионными отчислениями, соцпакетами и язвой желудка.
С возрастом приходит горькое понимание ситуации и в полный рост встаёт вопрос "это что же, всю жизнь вот так?.." и этот вопрос в конце концов перевешивает желание просто заработать, трансформируясь в желание добиться в жизни чего-то большего.
Отсюда - высокая текучка и неподготовленность кадров.