http://fire.nad.ru/11_08_10_eksp.htm

Уроки пожаров

Фактическое уничтожение федеральной лесной службы является одной из основных причин сегодняшних проблем. После 2006 г. с пожарами системно толком никто не боролся, пока совсем не припекло.

Пожары не знают административных границ и барьеров разграничения ответственности между ведомствами. Ни одно ведомство сегодня не контролирует ситуацию в лесах. На практике МЧС не отвечает за пожары дальше 5 км от населенных пунктов и экономически важных объектов. Техника и оборудование МЧС неэффективны для тушения пожаров на природных территориях, а у персонала МЧС нет опыта такой работы.

Обвинения властей Московской области в отсутствии помощи со стороны лесников замалчивают тот факт, что торфяные пожары в основном происходят на землях госзапаса, не входящих в лесной фонд.

Осушенные торфяники давно необходимо заново обводнить, как это было частично реализовано в основном общественниками и энтузиастами в Талдомском районе Московской области, национальном парке «Мещёра», на Камско-Бакалдинских болотах в Нижегородской области. После массовых пожаров 2002 г. правильные принятые решения просто замяли. Нужна специальная программа для европейского Нечерноземья, основанная на инвентаризации и пространственном плане и сделанная с привлечением лучших специалистов и неправительственных организаций.

Самые пожароопасные территории — это осушенные торфяники и монокультуры хвойных в староосвоенных районах с развитой дорожной сетью, т. е. антропогенные территории. В густонаселенных южных и центральных районах европейской России нужно уходить от хвойных (особенно сосновых) монокультур в лесном хозяйстве и сажать больше защитных лиственных полос и смешанных насаждений, имитирующих естественные леса. Рассуждения, что естественные старовозрастные леса пожароопасны, не получили подтверждения. Пока естественные леса горят меньше всего.

Необходимо разработать механизм возврата (отзыва) полномочий, если регион не справляется с ними, как это предусмотрено поручениями президента Медведева по итогам президиума Госсовета РФ 27 мая 2010 г. Число пожаров может быть одним из показателей эффективности использования переданных субъектам Российской Федерации полномочий, но не единственным показателем — потому что в регионах, таких как Приморье, лес не столько горит, сколько его там воруют.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) должно быть трансформировано в федеральную лесную службу, включающую в себя государственную лесную охрану и авиалесоохранные предприятия

---------- Добавлено в 12:30 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 12:18 ----------

http://umalx.livejournal.com/

Съездил на тушение пожаров.

Для памяти, несколько мыслей по организационной части.
Почему все получилось так, как получилось.
Из не "организационных" - зверское количество отдыхающих и их свинское поведение. Не случайно, во всяком случае там где был, большая часть пожаров пошла от мест отдыха у озер.
Из "организационных" причин:

1) Полный упадок лесного хозяйства. Просеки не прочищаются, не пропахиваются канавы. Нет актуальных карт лесных массивов с дорогами, просеками, лесными кварталами, характеристиками леса. Карт вообще никаких ни у кого нет - ни у спасателей МЧС, ни у пожарных, ни у военных, во всяком случае на уровне непосредственных исполнителей и начальников на местах. В штабе, может что-то и есть, не знаю, непосредственно в палатках там не был. На стандартную советскую генштабовскую километровку все смотрят как на чудо.

2) Неготовность личного состава спасательных служб к тушению именно лесных пожаров. До всего - как окапывать, как тушить, как проливать потом очаги и т.д. - доходили методом проб и ошибок. О более сложных способах тушения вроде встречного огня и говорить нечего. А были там очаги, которые лопатой не затушишь, и даже особо не зальешь. Хорошо, красноярские пожарники-десантники подоспели, потушили встречным палом. А если бы нет? В общем, структура наших спасательных служб такова - основная масса плохо подготовлена и мало дисциплинированна, однако на этом фоне существует некоторое количество профи, которые оттаскивают ситуацию от края, если успевают.

3) Малое количество техники. Причем самих пожарных и поливальных машин в соединении с мобилизованными говновозками из окрестных деревень более-менее хватало, но еще критически нужна техника для быстрой расчистки просек - трактора, бульдозеры. Вот с этим очень большие проблемы, каждый трактор выдирается в штабе буквально с кровью. БольшУю часть этой не-пожарной техники составляют частные машины из округи, и водители еще вдобавок несут за них материальную ответственность. Следствие - полное нежелание рисковать. Просто сбегают при задымлении, например, хотя копать еще вполне можно. В итоге пожар не удается удержать на рубеже.
Та техника, что имеется в наличии часто в плохом состоянии и ломается (особенно это относится к бульдозерам и тракторам и, в несколько меньшей степени, к пожарным машинам)

4) Несогласованность действий различных служб, отсутствие четкой системы связи. Реальными "игроками" являлись - МЧС (включая сюда пожарных, хотя у них самих мнение о слиянии с ведомством Шойгу резко отрицательное), военные, добровольцы из местных жителей. Все исключительно на личных контактах. И если между МЧС и местными контакты установились нормальные, то действия военных иногда абсолютно логике не поддавались. Оптимальный вариант использования военных - в помощь знающим спасателям и местным жителям придается группа солдат, и они выполняют роль "физического усилителя" - копают, таскают шланги и т.д. Офицеры при этом в процесс не вмешиваются, а обеспечивают дисциплину, подвоз-увоз смен солдат, питание и т.д. Когда же офицеры начинают непосредственно командовать - получается какой-то полный угар - абсолютно нерациональные, ни с кем не согласованные действия. Например: какой-то замкомдив зачем-то расставил на ночь солдат вдоль границы довольно давно и качественно (даже дыма и тления там уже почти не было) затушенного пожарища. Ни фонариков, ни лопат, ни представления что делать и куда идти/бежать если что у солдат нет. Где находятся не понимают. Самое главное, что несколько десятков солдат для окарауливания этого старого очага явно не надо было - там достаточно пару раз за ночь патрулю в 2 человека пройти. А понадобиться они могли бы в другом месте, или хоть отдохнули бы по человечески.

Внутри самого МЧС тоже согласованности маловато и нет ощущения рациональности и единства действий. На примере распределения техники и людей это часто приводило к эффекту "где не надо густо, а там где надо пусто". Штаб очень слабо разбирается в реальных потребностях разных направлений, выделяет ресурсы не туда, куда надо, а куда легче доставить, либо кто больше попросит. Очень часто техника используется не по назначению, типа показушного восстановления к приезду Путина, в то время как вокруг еще горит и надо просеки расчищать.


Что больше всего поразило - полная беспомощность МЧС в части обнаружения очагов и доставки к ним сил и средств. Выявление очагов, даже очень крупных (квадратные километры) практически полностью возложено на добровольцев из местных жителей, кто лес получше знает. Причем про такие вещи, как спутниковые карты пожаров никто и не слыхивал, даже в штабе. А карты эти, хоть и генерируются с опозданием на несколько часов, реально помогают в обнаружении очагов(на личном опыте)! Еще поражает полная навигационная беспомощность всех служб. Снова повторю - никаких карт, ничего. Даже местные жители передают положение очагов в стиле "помнишь, мы в прошлом году там подосиновики собирали". Про существование gps известно многим, но ни у кого приемников нет. Доставка сил и средств к очагу возможна только в сопровождении местных - сами пожарные безбожно плутают. Про военных вообще не говорю, этих одних оставлять нельзя никогда. Как правило, последовательность действий такая: патруль из местных обнаруживает очаг, сломя голову несется в деревню, расталкивает пожарных, едет с ними, помогает им там со шлангами, потом провожает обратно чтобы не заплутали. Когда очаг был крупный - пришлось просто рисовать на собственной карте положение фронта огня и с этой картой ехать в штаб.

От людей, видевших тушение пожаров 72-ого года в тех же местах слышал мнение, что тогда было заметно лучше практически по всем пунктам. Лесное хозяйство было в несравненно лучшем положении. Техники было гораздо больше за счет военных - вплоть до прорубания просек танками. За счет функционирования лесничеств все были обеспечены картами. Никаких "подосиновиков" и прочих народных сказаний, ориентирование шло по номерам лесных кварталов, соответственно, при наличии раций проводникам бегать вообще не надо было, достаточно было номер квартала сказать. Помощь местных в обнаружении очагов и "проводке" пожарных нужна была в гораздо меньшей степени. Штаб как диспетчерский центр по распределению ресурсов тоже работал с гораздо меньшим количеством бардака.