С-191 "Псковский Комсомолец" кроме того, что долгое время удерживала звание отличного корабля на БФ, была ещё и единственной ходовой лодкой из рижской бригады в восьмидесятых годах.
Вот отрывок из воспоминаний служившего на ней человека:
"Мне похоже всё-таки повезло… Срочная служба на «Псковском комсомольце выпала на 1982-1985 года. Самый «разгар застоя» как теперь говорят. Флот хотя и скатывался понемногу в маразм, но финансирование и отношение ещё было как к основной составляющей обороноспособности страны. В те годы С-191 хотя и не участвовала в
длительных боевых походах (не было уже в этом надобности, преодолевать противолодочные барьеры по заливам Балтики, когда с севера все океаны «топтали» атомоходы) – но была подлодкой с самым отработанным экипажем. Почему? – спросите вы. А потому-что в Рижской базе ВМФ это была единственная ходовая ПЛ (приходящие с севера «Букахи» уходили «за бананы» - дружественным странам). Обычно такие корабли как наш называли– «велосипедами». Экипаж ПЛ выполнял различные функции:
- это отработка своих личных и экипажных боевых задач;
- затем выполнение БЗ командованием «консерв» (так называли экипажи законсервированных ПЛ 613 проекта, которых в Усть-Двинске было пару десятков – но эта тема «тянет» на отдельное повествование);
- также «катание» иностранных экипажей и демонстрация им, что можно «вытворять умеючи» даже на 613 проектах (иностранцы уже в то время воротили нос от «эСок», и покупали в основном более современные «Букахи» 641 проектов;
- отработка противолодочных сил Рижской базы ВМФ;
- и ещё прочая и прочая (от уборки территории вокруг Учебного центра, до участия в траурных салютах на похоронах).
Учитывая такой набор, наш экипаж сдавал свои БЗ с «первого хода». Показателем служило даже то, что С-191 на «День Флота» обычно поручалось показательные выступления по погружению, всплытию и имитации торпедных стрельб под Рижским мостом в реке Двина. Кто знает, что такое «ползать на брюхе» в подводном положении на реке, когда лаг показывает, что до дна – «0» метров – тот поймёт однако…
Как и себя не похвалить? К двум годам службы я уже знал всё электрооборудование ПЛ как свои «пять», виртуозно выполнял швартовку единолично управляя двумя станциями гребных электродвигателей (это был «высший пилотаж», на швартовке обычно работали три человека – матросы на управлении и мичман на «контроле». А к трём годам службы был командиром второго отсека и уже ставился «дежурным по кораблю», тогда когда кто-то из офицеров был дежурным по гавани. Ещё отлично печатал на машинке секретные документы и легко выводил «Отчёты о торпедных стрельбах», на специальных бланках, рисовал шуточные стенгазеты к праздникам и имел личный доступ к «шильнице» старпома….(обычно принято добавлять – «службу понял»)
Условия жизни на 613 проектах были конечно «аховые». Самый главный недостаток – это минимум места для экипажа. Если в море выходили с экипажами «консервов» - то нетто что поспать – спокойно постоять место трудно найти! В надводном положении грохот дизелей, жара (если зимой – то от центрального отсека до аккумуляторных – страшный холод). В подводном положении в двух отсеках жара (от нагретых дизелей и электродвигателей), в остальных холод. Но зато самым главным плюсом «эСок» - была их малошумность… До сих пор помню, как при обеспечении группы противолодочников мы часами ползали по заданному квадрату и ни разу нас не обнаруживали до тех пор, пока с молчаливого согласия командира - не начинали стучать пайолами, лючками и подключать дизеля на «проворот» - тогда только получали команду «на всплытие» и могли провентилировать отсеки, подзарядить АБ, для следующего шатания «по квадрату».
Главный старшина запаса ПЛ С191 Борисов Сергей"
P.S. Ну и ещё на этой лодке служил мой отец![]()