Минно-торпедная авиация в ходе боев в Крыму проявила себя крайне слабо. Автору статьи не удалось найти свидетельств достоверных попаданий торпед в корабли противника, хотя в ходе операции Ил-4 5-го гвардейского МТАП совершили 80 вылетов с торпедами и сбросили 64 из них (в т.ч. не менее восьми высотных). Подавляющее большинство вылетов было произведено для атак конвоев и лишь 13 (в периоде 1 по 13 мая) на -свободную охоту. Нехватка торпед привела к тому, что еще в 66 вылетах Илам пришлось использовать бомбы (в основном 100-кг). С ними же летали и Бостоны 36-го МТАП, совершившие всего лишь 40 боевых вылетов. Результат —
случайное попадание бомбы в транспорт Тисса. Согласно отчету ВВС, полки потеряли 11 самолетов, что по расчетам автора занижено как минимум на две машины. Причины столь малоэффективных действий уже указывались: плохое взаимодействие с истребителями и несоответствие Ил-4 требованиям, предъявляемым к торпедоносцу на конечном периоде войны.
Куда больших результатов добился 13-й гвардейский ДБАП. Его Бостоны выполнили 253 вылета, и совершили 90 атак топмачтовым методом.
На их счету повреждения транспортов Альба Юлия, Оссаг, завершающий удар по Тее. Однако и эти успехи были достигнуты дорогой ценой. Потери составили 13 машин с подготовленными экипажами. Это привело к значительному снижению числа вылетов (в период 10-13 мая всего 42). Потери были бы безусловно меньшими, если командование в обязательном порядке выделяло в помощь топмачтовикам штурмовики для подавления зенитного огня. Вряд ли можно назвать оптимальной и загрузку Бостонов&, которые как правило несли по восемь ФАБ-100 или три — четыре таких же бомбы и одну ФАБ-250. Боевую нагрузку задействованных на заключительном этапе боев Бостонов-штурмовиков (60-90 АО-2,5) назвать иначе как смехотворной (исключая стрелково-пушечное вооружение) вообще нельзя. 500-кг бомбы в ходе операции не использовались вообще! Основным же типом боеприпасов являлись ФАБ-100 (израсходовано всеми типами самолетов за операцию
4602 штуки), ФАБ-250 применялось почти в семь раз меньше (
728 штук).
На редкость малоэффективными оказались действия пикирующих бомбардировщиков Пе-2. изначально предназначенных для ударов по малоразмерным целям. За всю операцию они добились всего лишь двух подтвержденных попаданий в транспорт Дуростор и, видимо, могут претендовать на одну-две БДБ. На фоне того, что пе-2 создавался именно для ударов по малоразмерным целям это на первый взгляд кажется невероятным. Однако, попадать в движущиеся корабли нашим летчикам оказалось особенно тяжело, поскольку тяжелая и аэродинамичная пешка- даже с выпущенными тормозными решетками быстро разгонялась до 670-680 км/ч и уже на высоте 1300 метров экипажам приходилось начинать вывод своих машин из пике. Ко всему прочему, Пе-2 на пикировании отличался известной дубоватостью, так как плотно сидел в воздушном потоке, а потому если экипаж атакованного корабля вовремя успевал начать описывать циркуляцию, довернуть самолет по курсу было почти невозможно.
История авиации "Топи их всех?.." 6-2000