Не без этого.
Авиастроители испытывают терпение Владимира Путина
19.01.09 10:32
Москва, Январь 19 (Новый Регион, Александр Родионов) – Вопреки воле российского премьера Владимира Путина запущен процесс слияния РСК МиГ и АХК «Сухой». Как передает корреспондент «Нового Региона», первым шагом для осуществления этих планов стало январское назначение главы фирмы «Сухой» Михаила Погосяна гендиректором РСК МиГ, оказавшейся в тяжелой финансовой ситуации. По мнению экспертов, МиГ нужен Погосяну из-за хронических срывов «Сухим» графиков по разработке и созданию российского истребителя пятого поколения – ПАК ФА.
Первая попытка объединить конкурирующие друг с другом фирмы МиГ и «Сухой» была предпринята еще в 2000 году – вскоре после назначения Михаила Погосяна главой АВПК «Сухой». Тогда, как передает корреспондент «Нового Региона», первый зампред правительства РФ Юрий Маслюков, который курировал отечественный авиапром, предложил объединить обе фирмы. МиГ, как самостоятельный производитель, встретил эту идею в штыки. Тем не менее, перед своей отставкой Маслюков успел подписать распоряжение о назначении руководителя ОКБ «Сухой» Николая Никитина главой фирмы МиГ. Однако в тот раз МиГу удалось отстоять свою независимость – против слияния компаний лично выступил новый президент РФ Владимир Путин.
Очередной шаг в попытке объединения «Сухого» и МиГа предпринят в настоящее время. О том, что Михаил Погосян возглавит РСК МиГ, начали говорить еще в декабре 2008 года, но официальное назначение состоялось лишь 11 января. На посту главы МиГ г-н Погосян сменил Анатолия Белова (также когда-то работавшего на фирму «Сухой» в должности замгендиректора – прим. НР). Но сегодня ситуация кардинально изменилась, и слияние двух фирм вполне реально, если, конечно, Владимир Путин вновь не скажет своего веского слова.
Между тем, хроническое отставание России от ведущих авиадержав мира, уже начавших принимать на вооружение истребители пятого поколения – (F/A-22 Raptor, F-35 – США, Eurofighter Typhoon – страны ЕС), ведет к тому, что она стремительно теряет статус державы, внедряющей передовые авиаразработки. Более того, в программе по созданию «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» (ПАК ФА, прим. НР), конкурс на создание которого в 2002 году выиграл АВПК «Сухой», уже наметилось многолетнее отставание от графика.
Если изначально заявлялось, что ПАК ФА полетит в 2006 году, затем этот срок был отодвинут на середину 2008 года. Однако уже в сентябре 2008 года замглавы Минпромторга РФ Юрий Борисов сообщил, что первый полет российского самолета 5 поколения состоится в 2009 году. «Самолет пятого поколения будет. 2009 год – первый полет. Он в очень хорошем состоянии, в Комсомольске-на-Амуре уже вышли на результат. Это самолет с новым двигателем, с хорошей авионикой», – сказал он. Вслед за ним этот срок озвучил и главком ВВС Александр Зелин.
Между тем столь сильное отставание АХК «Сухой» от графика по созданию ПАК ФА даже поставило в неудобное положение российского премьера Владимира Путина. В ходе декабрьской прямой линии глава правительства был вынужден заявить, что истребителей пятого поколения нет не только в России, но и нигде в мире, хотя хорошо известно, что они уже приняты на вооружение ВВС США. Все, что на сегодняшний день известно о ходе строительства ПАК ФА – что центроплан изделия производится на Комсомольск-на-Амуре производственном объединении, входящем в АХК «Сухой».
Стоит отметить, что о начавшемся слиянии РСК МиГ и АХК «Сухой» свидетельствует и недавнее заявление главы «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексея Федорова. По его словам, Михаил Погосян сохраняет посты гендиректора АХК «Сухой» и 1-го вице-президента ОАК по координации программ, а его работа в должности гендиректора «МиГ» будет направлена на формирование в рамках ОАК бизнес-единицы «Боевая авиация».
Так или иначе, но истребитель пятого поколения будет принят на вооружение ВВС России еще очень нескоро. Пока наиболее реальным вариантом перевооружения российских истребительных частей выглядит оснащение «алжирскими» МиГ-29 СМТ и совершающим первые полеты истребителем поколения «4 ++» Су-35, который начнет производиться серийно не ранее 2010-2011 годов.
Эксперты: Авиапарк истребителей ВВС России рассыпается от старости
12.01.09 12:33
Москва, Январь 12 (Новый Регион, Александр Родионов) – Истребительная авиация России стремительно теряет свою боеготовность. Как передает корреспондент «Нового Региона», декабрьская катастрофа в Забайкалье базового истребителя ВВС – МиГ-29 – вновь возобновила споры о целесообразности производства и эксплуатации этих самолетов. Тем временем из-за запрета на полеты российские МиГи больше месяца стоят на приколе. По свидетельству летчиков, все полеты в строевых частях фактически прекращены. Дело в том, что другой российский истребитель – Су-27 из-за своей сложности не в состоянии обеспечить боеготовность истребительных частей – большая часть машин этого типа находится в постоянном ремонте.
Сроки расследования причин катастрофы истребителя МиГ-29 120 истребительного авиаполка с авиабазы Домна (Забайкалье) вновь перенесены. Накануне об этом заявил замначальника ВСУ СК при прокуратуре РФ по Сибирскому военному округу Андрей Мжельский. По его словам, причины катастрофы и гибели летчика – замкомандира авиаэскадрильи могут быть озвучены не раньше февраля. Также может быть продлен срок следствия по другой аварии МиГ-29, случившейся 17 октября 2008 года также в Забайкалье – тогда пилоту удалось катапультироваться.
Между тем, как передает корреспондент «Нового Региона», обе аварии МиГ-29 выявили катастрофическое состояние российских истребителей. По неофициальной информации, причиной декабрьского крушения стал отрыв киля из-за изношенности самолета. По сути, МиГ-29 развалился в воздухе из-за старости. «Когда-то это должно было начаться. Угрожать эта катастрофа может тем, что из-за коррозии и усталостных трещин в силовом наборе килей большая часть МиГов может оказаться на приколе», – заявил агентству авиатехник одного из действующих полков, эксплуатирующих МиГ-29.
В настоящее время по всем полкам ездит комиссия в сопровождении представителей РСК МиГ для анализа состояния авиапарка истребителей. Во всех частях со всех самолетов в срочном порядке демонтировано хвостовое оперение, сейчас все МиГ-29 находятся в полуразобранном состоянии. Кроме того, как стало известно «Новому Региону», с авиабазы Кубинка (Подмосковье) КБ МиГ затребовано хвостовое оперение МиГ-29 – на этих образцах там будет разрабатываться технология ремонта.
Что касается самих летчиков, то они весьма болезненно переживают неприятности с МиГ-29, опасаясь, что самолет могут снять с вооружения совсем. По мнению подполковника запаса, инспектора-летчика группы боевой подготовки и боевого применения авиации отдела авиации Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Беларуси Вадима Уварова, 18 лет пролетавшего на всех типах МиГ-29, этот самолет гораздо боеспособней, чем другой истребитель российских ВВС – тяжелый Су-27.
Конструктивная сложность и как следствие, невысокая ремонтопригодность привела к тому, что после 20 лет эксплуатации Су-27 практически постоянно находятся в ремонте на АРЗ или полковых мастерских, за что получили от авиатехников полупрезрительное прозвище «сучка». «Миг-29 в плане техобслуживания – машина отличная, по сравнению с Сухими гораздо толковее. Достаточно сказать, что на МиГе замена одного двигателя требует 3 часа, на Су-27 – 3 дня, 3 подъемника и громоздкую телегу для двигателя. У нас на ремонт пока гоняют в основном «Сухие», – сетует авиамеханик одного из подмосковных полков.
Полковник Уваров также указывает на проблемы с Су-27. «Для ведения боевых действий очень важна полная взаимозаменяемость узлов и деталей самолета, потому что на войне, как правило, ремонтом заниматься некогда, там просто берут, и снимают узел или деталь с соседнего неисправного самолета, чтобы максимально быстро ввести в строй другой. У МиГ-29 с этим нет проблем – можно менять с борта на борт все, что заблагорассудится. Что касается Су-27, то каждый самолет настолько индивидуального изготовления, что большинство деталей просто не подходят к другому», – говорит летчик.
На этом фоне определенную интригу создает состоявшееся накануне назначение гендиректором «проблемной» РСК МиГ главы более успешной фирмы «Сухой» Михаила Погосяна. Ряд экспертов уже высказали опасение, что руководитель фирмы, еще с советских времен конкурирующей с маркой МиГ, не заинтересован в развитии этой корпорации. Они также не исключают, что следствием такой «многоходовки» может стать изъятие производственных мощностей и более совершенных технологий МиГа под нужды «Сухого» и ОАК, в которую входит последний. «Новый Регион» будет следить за развитием событий.