Если мой тон показался менторским - я прошу меня извинить, обидеть не было желания, а извиниться мне не сложно.
По существу вопроса: да, именно центровка здесь будет основной и главенствующей причиной невозможности управляемого полёта из-за потери устойчивости (причём не только продольной, но и боковой), поэтому я и написал что всё остальное вторично. А то, что Вы пишите про скорость:
- как раз вот это и есть преувеличение. История авиации знает большое разнообразие неудобообтекаемых капотов. И-16 - тоже в некотором смысле стакан.Не нравится И-16 - посмотрите на S.E.V. "Моментально" скорость не убивается, если бы с центровкой всё было ОК - переводим самолёт в пикирование (вплоть до отвесного) и о том что он сорвётся можно больше не беспокоиться. Да, с такого "стакана" поток будет рвать, это может приводить к рысканиям и ухудшению управляемости по перегрузке. Но ребяты, это "грибы" по сравнению с тем как изменится центровка. Поэтому я и написал про много буков - т.к. второстепенные факторы рассмотрены, а про основной и определяющий - не сказано ни слова. Ну извините, неудачно пошутил.
--- Добавлено ---
Да, и вдогон, насчёт полёта хвостом вперёд.
Если при полёте носом вперёд фокус оказался впереди Ц.М., то это вовсе не означает того, что при полёте хвостом вперёд он останется там же и не переместится, т.е. снова не окажется впереди Ц.М. (по направлению полёта). Поэтому тут догадки - это лишь догадки. Нужно продувать (хотя кому это нахер нужно). Я бы скорее предположил, что при потере двигателя у истребителя (что само по себе является странным повреждением, а были ли в истории вообще такие случаи?) - самолёт резко сделает "Кобру" (с гораздо большей вероятностью на положительные углы, чем на отрицательные, т.к. исходный УА наверняка был положительным), и в положении пузом поперёк потока начнутся колебания по УА с большой амплитудой, с одновременным подкручиванием по кренам и броскам по рысканию вплоть до пол оборота - оборота, или даже вращение. Т.е. падать такой самолёт будет как падает осенний лист - по очень мало предсказуемой траектории, больше оставаясь в положении плашмя, периодически соскальзывая на крыло, и т.д.