Цитата Сообщение от Mirnyi Посмотреть сообщение
У самолёта на земле целая куча центров вращения, включая каждое колесо (и передние тоже). Моменты уравняться не смогут (не будут знать относительно какой точки) и самолёт перевернётся
Но рассматриваем конкретный Як-42 в момент отрыва передней стойки, а не сферического коня. У Яка момент будет равен силе торможения, на плечо до оси вращения. А ось вращения у него - ось основных стоек, а не цм.

--- Добавлено ---

Цитата Сообщение от LeonT Посмотреть сообщение
Borneo Драматизируем задачу: Самолёт взлетает на лыжном шасси по льду, и внезапно выскакивает на снежную целину.
(вариант: Самолёт на поплавковом шасси цепляет на разбеге рыболовную сеть)

Пикирующий момент возникнет?
Да возникнет, но в основном из-за силы инерции из цт на плечо до оси крепления лыж, а не за счет силы торможения. Наш Як-42 не замедлялся, а наоборот ускорялся, следовательно этот момент у него был кабрирующий.