При взгляде на схему немецких кольцевых прицелов заметна общая схожесть и "движение" конструкторской мысли в сторону 5% масштабного кольца.
У меня есть некоторые сомнения в целесообразности установки прицела V65 предназначенного для MG-131 на MG-15, которая практиковалась повсеместно.
Если посмотреть глазами бортстрелка через все представленные прицелы на цель типа истребитель, с размахом крыльев 10 метров, в диапазоне "работы" бортстрелка (мушки убрал), то можно заметить, что прицел с 5% масштабным кольцом "масштабирует" меньшеА согласно немецкого наставления для бортстрелков от 1944 года, все поправки на: собственную скорость движения самолета носителя (пример для собственной скорости 360 км/ч), скорость/ракурс заходящего в атаку истребителя и поправки на снос пули под влиянием косого обдува набегающим воздушным потоком необходимо брать именно в радиусах прицела.
MG-131 имеет лучшую баллистику, по сравнению с MG-15. Несмотря на примерно равную начальную скорость пуль у этих пулеметов, пуля крупнокалиберного пулемета, через некоторое расстояние после выстрела долетает до цели быстрее и отклоняется под влиянием косого обдува меньше. Использование масштабного кольца с меньшим "масштабированием" на MG-131 оправдано тем, что при общей концепции обучения бортстрелков, одному и тому же бортстрелку, когда он пересаживается с пулемета одного калибра на пулемет другого не надо ломать голову и в горячке боя путать какое упреждение нужно для этого "дрына"! Идея унификации поправок для разных пулеметов просто супер!
Но почему повсеместно MG-15 снабжали прицелом V65 если в наставлении есть четкое указание, какой пулемет, каким прицелом снабжать? То что постоянно можно видеть MG-15 с "неуставным" прицелом больше смахивает на халатность.... Однако, если еще раз и внимательно посмотреть на схему немецких прицелов из вложения, то ситуация с заменой становится более понятной.
У прицелов моделей Ve22 и V41 есть достаточно серьезные недостатки. Так, например по 22 кольцу, трудно "считать" кратную целым значениям дальность до цели. На всех "уставных" дальностях 200 - 300 - 400 метров, цель с размахом крыла в 10 метров или еще не, или уже за кольцом. У Спитфайра с его размахом ситуация будет немного лучше, но не кардинально...
У прицелов с 41 кольцом вообще сетка прицела настолько толстая, что закрывает истребитель уже на 300 метрах дистанции. Только 65 сетка лишена обоих недостатков и легко считается, и не закрывает цель.
Мне не известно есть еще одно наставление, или нет, "узаконившее" такое безобразие как установку сетки V65 на MG-15?
Тем не менее, привожу картинки по использованию прицельных сеток из немецкого наставления для бортстрелков как есть. Итоговая картинка - как отбиться от истребителя строящего заход на бомбер сзади сверху?
Продолжение следует.





Ответить с цитированием