К 1934 году компания Barr & Stroud создала принципиально новый прицел - GD5.
Новизна решения заключалась не только в методе проекции прицельной сетки, но и в том, что в качестве рефлекторного стекла для GD5 могло служить стекло кабины самолета. Вертикальная труба с оптической линзой, как обычно, проецировала изображение центральной части сетки прицела (в данном случае - крест). Параболическое зеркало отражало падающий на него свет и проецировало масштабное кольцо. Масштабное кольцо GD5 можно было настраивать различного диаметра в соответствии с размахом крыла самолета-цели. Фокусное расстояние 420 мм (16,5 дюймов), поле зрения 7 градусов, в боковом отношении прицел "разрешал" колебания до 2,5 см (1 дюйм) в любую сторону от центра ветрового стекла. Новый прицел, предназначенный для нового истребителя Hawker fighter Demon, обладал одним недостатком, проявившемся уже в первых испытательных полетах во время одного из которых, пилот совершивший грубую посадку сильно разбил лицо о новый прицел... Резиновый бандаж, установленный в последствии на кожухе параболического зеркала, частично решил эту проблемму, но только частично.
Еще одной проблемой, сопровождавшей новый прицел, было... ветровое стекло истребителя, служившее отражателем. Триплекс не только отражал стеку прицела несколько раз, но и ввиду низкого качества своей поверхности (он изготавливался из обычного, не полированного стекла) сильно искажал сетку прицела. Пока думали как побороть эту проблему, без применения штатного отражателя, истребители оснащали кольцевыми прицелами и прицелами Aldis... Перспективная в общем то система на вооружение принята не была.
Эпоха коллиматорных прицелов для бортстрелков началась в 1926 году, разработкой все той же компанией Barr & Stroud прототипа коллиматорного прицела J1 для установки на пулемет Льюиса.
Первый "блин" вышел "комом". Неудачное место расположения прицела на оружии, прицел мешал производить перезарядку, был расположен далеко от глаза стрелка..., эти и другие менее существенные, но недостатки, требовали устранения. В таком виде систему на вооружение не приняли.
Следующая модификация колиматорного прицела для бортстрелка называлась - GH6. Появившаяся в 1930 году модификация прицела решала недостатки, выявленные при создании первой. Изменили место расположения прицела, расположение источнка света, оптику... много других улучшений. Появились другие недостатки. Стало "сложно" и трудно обслуживаемо в перчатках... В таком виде систему также не приняли на вооружение.
Во время практических учений (испытаний) ночью, 1934 года, проявился еще один недостаток системы GH6 - стрелки ослепляются через прицел прожекторами. Днем яркость прицела была также недостаточная. Все пожелания по минимизации, упрощению, повышению "светосилы" и защищенности прицела были решены разработкой новой системы.
Mk 1 Free Gun Reflector Sight имел компактную компановку агрегатов, предусматривал возможность быстрой замены лампы, двойная лампа накаливания с регулировкой яркости подсветки и солнцезащитный светофильтр полностью решали выявленные проблеммы. Этот прицел и его модификация GJ3 - Pt 1 для "выносных" оборонительных установок (когда стрелок упраляет пулеметом дистанционно) послужил прототипом для создания в 1936 году самого распространенному во время ВМВ и очень удачного прицела для бортстрелков - "союзников" MkIIIA.
О прицеле MkIIIA, о разработках английских/американских прицелов для курсового оружия, готовых к принятию на вооружение в 1936 году расскажу позже.
Сейчас настало время посмотреть на то, как обстояли дела к 1936 году в той стране, чья авиация первой начала применять колиматорные прицелы.
Немецкие рефлекторные прицелы 1936+