- Всё гораздо проще: ты наверняка в курсе, что давление в пневматиках у самолётов намного больше, чем, например, у автомобилей, у моего Ту-134Ш было 9.5 атм., у истребителей ещё больше, - 12-14 атм., у SR-71, ЕМНИП, дo 18 атм.
Когда самолёт стоит, его пневматики проминаются и площадь этой смятой фигуры напоминает овал (естественно, что чем больше взлётный вес, тем площадь овала больше).
Когда самолёт начинает движение на разбеге, на поднимающейся части колеса вдавленный пневматик под действием внутренних сил давления газа расправляется, но происходит это не мгновенно, а с некоторым запаздыванием из-за инертности покрышки с кордом, и чем больше скорость самолёта, тем большая часть окружности колеса остаётся смятой.
При некоторой скорости движения по бетону с обжатыми пневматиками, линия смятия охватывает всё колесо и начинается "второй цикл" смятия. Эта скорость и называется "критической скоростью по колёсам". Пневматики в этом случае лопаются.