Cогласен с автором топика...

единственное что все это можно назвать ОПЫТОМ...

...в голове не машинка чтобы выдавать: "он пошел на петлю, значит мне нужно на вираж", просто нужно предугадывать намерения противника и оказываться в нужном положении в нужное время, что дается совершенствованием исскуства пилотирования, для выполнения которого конечно же нужна энергия..

единственное что, наверное это справедливо при примерно одинаковых самолетах и их количестве.

ежели самолеты разные по вооружению, маневренным характеристикам, скороподьемности, ежели с одной стороны самолетов больше чем с другой, то все-таки существует какой-то набор маневров для каждого случая, которые "никогда не надо делать" и которые "лучше делать", например возьмите бой Миг 29 и F-15 - это одно, а МИГ21/23 против F-16 (как в Ираке) - это совсем другое...

В боях WWII однозначно не стоило уходить "в вертикаль" на яках от мессера", а ноборот уводить вниз на виражи на малых высотах... чем не четкий набор маневров?