То, что эта скорость не зависит от типа самолета (даже в числах Маха) - не есть верно. Бабич (автор книги "Истребители меняют тактику"), как мне кажется, имеет в виду, что М=0,8 +/-0,1 является наивыгоднейшей скоростью для современных реактивных истребителей. Тут необходимо отметить, что, большинство, например, сверхзвуковых истребителей являются в достаточной степени аэродинамически подобными. Отсюда и такой вывод. Если подходить к вопросу строго, то наивысшая угловая скорость виража для конкретного типа самолета достигается при скорости полета, достаточной, для выполнения маневра с максимально допустимой перегрузкой и(или) наивысшем аэродинамическом качестве. Число ~0,8М возникло потому, что на такой скорости легко достигается максимальная перегрузка, а аэродинамическое качество (для современных истребителей) либо максимально, либо достаточно велико. При трансзвуковых скоростях происходит падение аэродинамического качества, поэтому их использование не целесообразно. Причем закон изменения Су/Сх по числу Маха различен для разных типов крыльев. Отсюда резюме: самолеты сильно отличающейся аэродинамической конфигурации (например Bell X-1 с классическим прямым крылом без наплывов и МиГ-21 с треугольным крылом) могут иметь сильно отличающуюся cornering speed.quote:
Originally posted by Coldhand:
там есть одна фраза, что оптимальная скорость разворота (она же у буржуев - corner speed) не зависит от типа самолёта и равна (0,8 плюс-минус 0,1) Маха