Встреча Фиделя Кастро с российскими авиастроителями состоялась в здании Госсовета и продолжалась больше четырех (!) часов. Учитывая некоторые трудности перевода (кубинский лидер говорил по-испански. - Авт.), проходила она так.

- Как будем его (Фиделя. - Авт.) называть, - мучались россияне, пока охрана забирала на проверку их фотоаппараты, мобильники и сувениры для Фиделя. - Господин - вроде нельзя, может - команданте?

- Команданте он только для нас, - разрешил спор один из помощников Кастро. - Для вас он по-прежнему товарищ.

:Товарищ Фидель попросил гостей представиться. Потом, обратившись к гендиректору авиакомплекса 'Ильюшин' Виктору Ливанову, спросил: 'Как поживают твои заводы?'

'Твои заводы' - резануло слух. Интересно, представляет Фидель, что заводы вовсе не его, или считает, что в России теперь все принадлежит только частным владельцам?

Не осмелившись об этом спросить, Ливанов стал рассказывать про Москву, Ташкент, Воронеж. Фидель тут же заявил, что хорошо помнит Воронеж. В 70-х годах он был на Нововоронежской атомной станции и на авиазаводе тоже, когда там делали 'Ту-144'.

- Теперь они собирают 'Ил-96-300'.

- А что строят в Ташкенте? - интересовался Кастро. - Это ведь, кажется, уже другое государство?

Ему объяснили, что там по-прежнему делают грузовые 'Ил-76'. На что он заметил:

- А-а, это, кажется, тот самый самолет, который мы арендовали, чтобы привезти из Мексики наши знаменитые флагштоки!

После демонстрации кубинским лидером столь глубоких познаний в авиации гости почувствовали себя несколько увереннее. Кто-то даже спросил, не обижен ли Фидель на Россию за то, что она его 'бросила'. Переводчик сформулировал его ответ так:

- Уже 15 лет нет СССР. Нам многие говорили, что без СССР мы погибнем. Но мы живем, развиваемся. И запомните: я лично буду следить, чтобы все кредиты по вашим самолетам отдавались вовремя. Поверьте, Куба сегодня абсолютно платежеспособна.

И он тут же перешел к экономике. Говорил долго, помнил все цифры, даты, названия: Трудно было поверить, что этому человеку почти 80 лет и, как утверждают, он перенес несколько инсультов:

- Мы не закупаем оружия, - говорил он. - Наше оружие - медицина. Куба экспортирует медуслуги, что приносит ей 50% от всех валютных поступлений. У нас сейчас 90 тысяч врачей. Еще 25 тысяч учатся. Венесуэле, Никарагуа, другим странам Латинской Америки оказываем медуслуги бесплатно, что нам обходится в $30 млн. в месяц. В других странах - Афганистане, Катаре, Алжире, Пакистане - лечим за деньги. На днях ваш новый 'Ил' (первый самолет 'Ил-96-300' был передан Кубе в декабре прошлого года. - Авт.) отвез в Пакистан группу врачей. Скоро опять повезет.

Затем Фидель подошел к карте:

- Вы были на Варадеро?

В ответ он услышал восторженные отзывы об этом кубинском курорте.

- У нас уже есть кое-что и получше. - И он очертил на карте огромную гряду островов восточнее Гаваны. - Эти острова мы соединили дорогами, построили международные аэропорты. Сегодня многие зарубежные инвесторы туда вкладывают деньги. Хотите, пусть и россияне приходят, строят.

Закончив с туризмом, он перешел к энергосбережению и повел гостей в зал, который битком был забит десятками холодильников, телевизоров, электрочайников:

- Смотрите, тот холодильник потребляет всего 26 ватт. Ваш старый 'Минск' - целый киловатт. А у нас ваших 'Минсков' больше трех миллионов! Сейчас каждой семье я дарю новый холодильник и телевизор, которые берут энергии в десятки Потом опыт по энергосбережению он провел с лампочками. Подвел всех к огромному стенду с образцами и погасил в зале свет. На стенде светилась одна сорокаваттка, похожая в огромном темном зале на ночного светлячка:

- Видите, еле горит? А энергии берет много. - И включил другую, двадцативаттную, наполненную газом. Она осветила почти весь зал. - Будем закупать вот такие. На энергосберегающих приборах я за год сэкономлю до 70% энергии. Это значит, все 2,7 млн. семей, которые у нас еще готовят на керосине, переведу на электричество. А керосин пущу на заправку ваших самолетов, - сказал и засмеялся.

К разговору о наших самолетах Фидель возвращался постоянно:

- Я всю жизнь летал на машинах Ильюшина. На 'Ил-62' мир облетел трижды. Мне нравятся русские самолеты. Я буду вам помогать продавать их во всех странах Латинской Америки. Штатовскую технику мы покупать не будем никогда.

- Они вам ее и не продадут.

- Не поэтому. Мы летаем в основном на ваших самолетах. В аренде у Кубы есть несколько 'Боингов' и 'А-320', но мы хотим иметь свой флот, независимый от США.

- А от Европы?

- И от Европы. Кто моему другу Чавесу (президент Венесуэлы Уго Чавес. - Авт.) отказал недавно в испанских транспортных самолетах? Американцы! В этих машинах заложены их технологии и оборудование.

- А давайте вашему другу Чавесу наши транспортные 'Ил-112' предложим? - подсуетился гендиректор 'Ильюшина' Ливанов.

- Выставляйте свои предложения.