\\Московский Комсомолец, 27 марта 2006 г.
- Кризис в авиапроме стал угрожать национальной безопасности России. В стране эксплуатируется 5 тыс. самолетов, 50% из них годятся лишь на запчасти. Нужно снять НДС и пошлины на ввоз самолетов-иномарок - так на коллегии Федерального агентства воздушного транспорта заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Что это означает? Ничего, кроме окончательного краха нашего авиапрома. С ним давно смирились чиновники, которым государство как раз и поручило строить самолеты. На следующий день после выступления министра произошло другое событие: в Гавану вылетала группа авиастроителей, чтобы передать новый 'Ил-96-300', построенный по заказу Кубы, а также подписать соглашение на продажу еще пяти самолетов. В составе группы был корреспондент 'МК'.

История с этими самолетами началась еще в 2000 году, когда на Кубу прилетел Владимир Путин - пару дней отдохнуть на пляжах Варадеро. К нему приехал кубинский лидер Фидель Кастро. Провожая гостя в аэропорту, он заинтересовался его самолетом. Поднялся на борт, осмотрел и сказал подчиненным: 'Замечательная машина. Такая же должна летать и у нас на Кубе'.

Однако все оказалось непросто. Вскоре вокруг 'Ил-96-300' развернулась жесткая конкурентная борьба, организованная иностранными компаниями, вытесняющими 'Илы' с рынка авиауслуг. После шумной истории с запретом полетов сначала путинского самолета, а затем и всех 'Ил-96' российско-кубинская сделка на $110 млн. оказалась под угрозой. Правда, сорвать ее так и не удалось. И два новеньких 'Ил-96-300' все же отправились на Кубу рейсом Москва-Гавана: беспосадочным перелетом из зимы в лето, из недоразвитого капитализма - в развитой социализм: