Привет, Вотан, Водитель Ратей и Сеятель Раздора, Кормитель Воронов! (Хммм… ЛОЛ – а я ведь «Берсерк» не просто так – «Потому что ник красиво звучит….», а…)

Ладно…

Пора начинать…

Сразу хочу сделать лирическое отступление.

Zerstorerwaffe – это не «пижонское» Jagdwaffe с разгильдяйскими отношениями ко всему, не «неповоротливое» Kampfwaffe с «отдаванием воинской чести в кабине Ju-88»…
В боях на Восточном фронте Bf 110 являлись в первую очередь штурмовиками. Со всеми вытекающими последствиями… В этом очень многое их роднит со Штукасами… Отношения теже… Ко всему, в т.ч. и технике…

Вот я о чём… Например, если в JG 54 к Траутлофту подойдёт молодой лётчик и скажет – «Дайте мне свой самолёт, мой в ремонте», что ему «Фатти» ответит?
Bf 110, по отзывам фронтовиков, был большим самолётом и буквально «притягивал» все пули… Но с другой стороны, он был феноменально живучим… Имели место случаи возвращения после тарана, после принятия «на грудь» РС-82 с И-16… И т.д. Но в условиях восточного фронта ремонт был огромной проблемой, особенно в ZG 1 (там вообще было что-то типа «блокады в поставках», потому как всё шло в NJG и в ПВО). А т.к. практически в каждом вылете на атаку наземки самолёт получал повреждения, пусть и лёгкие – много самолётов простаивало на земле.Поэтому в ZG 1 НЕ БЫЛО ТАКОГО понятия как «Чёткое закрепление» самолёта за лётчиком (в SKG 210, во времена «пахнущих краской машин» ещё там куда ни шло). И получалось, что, например:

Bf 110 D-3 «S9+GP» W.nr. 4267 была сбита два раза - 22-06-41, пилот Ofw. Hans Peterburs из 6./SKG 210 был ранен – машина цела, а на следующий день – пилот Fw. Ernst Wagner и стрелок Uffz. Kurt Walter убиты, а машина потеряна;

Вообще вопиющий случай – 1 мая 1943 два лётчика, оберлейтенант и оберефрейтор из 4./ZG 1 ушли на машинах Bf 110 G-2/ Trop, соответственно, S9+AC и S9+BC (т.е. из ШТАБА ГРУППЫ), в район мыса Бон, и были оба сбиты насмерть англичанскими файтерами.

Так вот, я к чему клоню: Судя по кодам в лосслисте, Stab II./ZG 1 было по штату 4!!! самолёта: S9+AC, S9+BC и S9+IC и S9+TC. Другие не встречаются. Да и лётчиков было, по видимому, 4, причём они были ведомыми у соотв. Командира и Адьютанта Группы. Соответственно, «по мере расхода самолётов» в особо ожесточённых операциях (типа Сталинградской битвы, к примеру), экипажи не особо смотрели, кто на чьём крафте летит… Вот и получается, что Кальдрак был убит на S9+IC (W.Nr.4057) 3 февраля 1942 (и ОДНОВРЕМЕННО с ним летал на этой машине ещё и Адъютант Группы Карл-Хайнц Матерн, который был сбит именно на этой машине 29 августа 41), потом на «следующем» самолёте с этим кодом, летал Тонне (по уверениям издателей моделей, а не на «положенном по штату S9+AC»), и одновременно Lt. Rudolf Petersen из Штаба Группы, который и разбил это самолёт на взлёте 27-12-42.

Так что я бы, например, не стал ОДНОЗНАЧНО говорить – «Это машина Тонне, а это – Альбрехта, а эта – Шенка»… Корректнее, по моему, будет «машина из Stab II./ZG 1, лето 1942».


«Кандидаты» на звание «летал на данной (Bf110C, S9+AC) машине». Думай уже сам, логически. Понятно, что Альбрехт отлетает, а вот два оставшихся… У меня уже башка не варит, пока писал текст, что ниже… Скажу только, что в 1941 в штабе группы Цезарей НЕ БЫЛО ВООБЩЕ. А в 1942 их было как минимум 1 из 4. В сентябре – 3 из 4. Т.е. вроде как «Тонне, осень 1942», но … В общем, Х.З.

Насчёт «полосы», цветов и потортостей – давай чуть позже, оки? У меня есть небольшая инфа… И вообще, стукни в личку твой емаил, «пряников пришлю», если «Осами» интересуешся… Вот только с «Эмилем» Шенка пока помочь не могу, сам ищу Есть только в «Фас», да его портреты (как современные, так и времен войны)… Классный мужик, вот только умер недавно… Светлая ему память…

Hauptmann Rudolf "Rolf" Kaldrack
Рудольф Кальдрак родился 25 июня 1913г. в Штаргарде, в Померании.
Военную службу начал во флоте 1935г он вступил в только-что созданные Люфтваффе. После завершения лётной подготовки служил инструктором в авиашколе. Имеются сведения, что Рольф принял участие в гражданской войне в Испании и сбил 3 самолёта, но мне не удалось установить, каких именно, когда и в составе какой эскадрильи он летал.В начале Второй Мировой Войны оберлейтенант Кальрак служил в 3./JGr 101, оснащённой устаревшими Bf109D. 18 декабря 1939г. вошло в историю Люфтваффе как «Битва над Немецкой бухтой». В этот день Рольф сбил свой первый самолёт, бомбардировщик Виккерс «Веллингтон» МкI. На следующий день он был награждён Железным Крестом 2 класса. В начале 1940г. в Люфтваффе была проведена реорганизация частей. JGr 101 наконец получила долгожданные Bf 110C и соответственно были переименована в II./ZG 1. 3./JGr 101 получила обозначение 4./ZG 1 и нового командира, оберлейтенанта «Рольфа» Кальдрака. В составе эскадрильи участвовал в «Блитцкриге» во Франции и Бельгии, где добился больших успехов и был награждён Железным Крестом 1 класса. 16 августа 1940г. оберлейтенант Кальдрак получил звание гауптманна и III./ZG 76 (бывшую II./ZG 1) под своё командование. Он сменил на этом посту гауптманна Фридриха-Карла Дикорэ, погибшего 15 августа в бою со «Спитфайрами» над Ла-Маншем. Несомненно, «Битва за Британию» стала поистине роковой страницей в истории Bf 110. Одним из немногих пилотов, сумевших выходить победителями из ожесточённых схваток со «Спитфайрами» и «Харрикейнами» и при этом сохранять жизни своих пилотов, был «Рольф» Кальдрак. 2 ноября за 10 воздушных побед и безупречное руководство своей III./ZG 76, одержавшей в ходе «Битве за Британию» 112 побед, гауптманн Рудольф Кальдрак был награждён Рыцарским Крестом.
В апреле 1941г. III./ZG 76 была включена в качестве второй группы в первую эскадру скоростных бомбардировщиков SKG 210. Соответственно, гауптманн Рудольф Кальдрак стал командиром II./SKG 210. Это была первая попытка Люфтваффе задействовать для непосредственной поддерки войск более скоростной и защищённый самолёт, чем Ju 87 «Stuka». Такой заменой должен был стать Me210, но так как он не был доработан, эскадра была вооружена новейшими по тому времени Bf 110E. В SKG 210 сосредоточили лучших пилотов:истребителей-бомбардировщиков (из Erpr.Gr.210), тяжелых истребителей (из III./ZG 76), а также несколькими наиболее опытными пилотами бомбардировщиков и пикировщиков. К зиме 1941 стало ясно, что чуда не произошло, т.к. проект Ме210 с тресокм провалился. И 4 января 1942 эскадру переименовали «обратно» в ZG 1. Несмотря на смену названия, задача эскадры осталась прежней – атака позиций Красной Армии, удары по аэродромам, «свободная охота» за Ж/Д составами и автоколоннами.
Но внезапно удача оставила этого, пожалуй, самого успешного лётчика в Zerstorerwaffe в 1939-1942, талантливого тактика и превосходного командира. Во время боевого вылета на штурмовку аэродрома Базары, 25 км южнее г.Торопец 3 февраля 1942г., в Bf110E-1 «S9+IC» (W.Nr.4057) Кальдрака неожиданно столкнулся с Bf110E-2 «S9+TC» (W.Nr.4044), пилотом которого был оберлейтенант Вольфганг Ортманн (кстати, бразилец по происхождению, как и Эгон Альбрехт – вот совпадение ), и упал на землю.
Рапорт о боевом вылете фельдфебеля Тамма, участвовавший в том вылете (кстати сравните с данными М.Зефирова ):
«Я летел третьим номером в звене гауптманна Кальдрака в налёте на аэродром Базары (квадрат 17683) 3 февраля 1942г. В это время на аэродром совершил вынужденную посадку легкий разведчик Р-5, который был подожжен в ходе второй атаки гауптманном Кальдраком. Затем он взял курс домой, и оберлейтенант Ортманн последовал за ним, держась немного позади ведущего. Неожиданно мой бортстрелок закричал: “Истребитель сзади!!!” Я осмотрелся и увидел МиГ-1 у меня на 6 часов в 100 метрах. Я немедленно заложил вираж. После 3 полных виражей МиГ -1 вышел вправо. Я закричал по радио: “Я атакован МиГ-1!!!” В результате ведущая пара развернулась и поспешила мне на помощь. Гауптманн Кальдрак быстро зашел в хвост русскому истребителю. Оберлейтенант Ортманн следовал за ним на очень небольшом расстоянии. Увидев опасность, МиГ начал совершать серию очень крутых виражей. Наконец, когда гауптманн Кальдрак вышел на позицию для стрельбы, я увидел, как самолёт оберлейтенанта Ортманна протаранил самолёт своего ведущего в районе кабины бортстрелка. Вспыхнуло пламя и оба «мессершмитта» разлетелись на части. Я не заметил, чтобы кто-то воспользовался парашютом. После это я ничего не видел кроме МиГ-1, который находился как-раз у меня в прицеле. После того, как я сбил его, меня атаковал ещё один МиГ-1, и я вышел из боя и вернулся на свой аэродром.» 5 февраля 1942 гауптманн Рудольф Кальдрак был посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.