расскажу про свою первую и единственную отцепку.
Дело было в 1987 году, мне было 14 лет, занимался парашютным в ДОСААФ. Очень прогрессивно прыгал по программе без ошибок с похвалами инструкторов.
программа перехода по куполам была такая:
1-3 прыжок Д5
4-40 : Д1-5У
41-50 : Т-4
51 - 100 : Ут-15
101 и далее По-9
Я напрыгал в первый сезон за два летних месяца 71 прыжок, и уже прыгал на Ут-15.
Когда перешел на Ут-15 - разрешили снять прибор с запаски.
Ходил несколько раз на 30сек. Один. Простое падение. Пробовал группировку и разгон. Группой ни ходил ни разу, так же не прыгал в тесной очереди с разным временем открытия.
Это был 72 прыжок.
Без подготовки меня поставили в очередь из 5 человек, прыгаем быстро один за другим. В самолете сказали - один идет налево, другой направо, третий прямо, четвертый на месте (это я), пятый (инструктор) по ситуации. Открываемся через 20 сек.
Вроде все без проблем. Ситуация обычная для всех, кроме меня. Пошли.
Падаю. Смотрю вниз. Двое разошлись, а третий прямо подо мной. Вижу он пытается уйти скольжением в свою сторону, да только у него не получается или я тоже иду со скольжением прямо над ним. И я его догонял.
Я испугался, что если он дернет кольцо и наши скорости открытия чуть не совпадут, то я упаду на него.
По хорошему надо было открываться, но я помня что надо мной еще человек, не стал. Решил скользить.
Вот тут и случилась жопа. Скольжение я еще не отрабатывал, так же как и вращение. Наверное от усердия я слишком сильно махнул руками и вместо того чтобы перейти в пикирование, я вперед через голову крутанулся наспину. Получается БП. Надо по инструкции собраться и раскинуться чтобы восстановить падение. Но время уже к 20 секундам и у меня перед глазами встают мысли о том, что я сейчас грохнусь на купол третьего. Решил открываться. Получилось что не стабилизировав падение, находясь вниз головой с закинутыми назад ногами я дернул кольцо. И тут случилось абсолютно непредвиденное на разборе и отработке опасных ситуаций. У парашюта Ут-15 две медузы соединенные буквой V к одной вытяжной веревке. И вот как раз в эту V у меня попала нога и веревка зацепилась за обувь. Медузы меня взернули вниз головой и закручивались в спираль. Купол вывалился из рюкзака, но не вышел из чехла. Отцепляться в таком положении нельзя. По хорошему надо хватать нож и резать. Но сложилось воедино три фактора:1 - не отрабатывали эту ситуацию на земле, 2 - я не успел испугаться (типа сча поправлю), 3 - я максимально бережливый человек и инстинкт "все резать" не сработал. Короче я просто поджал ногу и пытался скинуть петлю. С третьей попытки мне это удалось, медузы с куполом ушли вверх, я приготовился к открытию, но его не последовало. Медузы и стропы во время падения замотались спиралью друг за друга, обмотали чехол с куполом - купол частично вышел но продолжал болтаться тряпкой. Выждав несколько секунд в такой ситуации надеясь на удачу и поняв что уже ждать бесполезно, я дернул левой рукой подушку. Земля была рядом. От резкой отцепки меня положило наспину. Я дернул опять же левой запасной. Конверт раскрылся, но сам купол продолжал лежать на животе, так как находился в зоне затенения. Пришлось правой рукой хватать его за шапку и кидать в сторону. Купол подхватил поток и наполнился. Я успел глянуть вниз, и через две-три секунды приземлился в камыши. Кто видел это со стороны, сказали, что купол раскрылся у меня, когда я был уже в горизонте.
Стоя по пояс в воде я понял, что в левой руке я сжимаю два кольца от основного и запасного и подушку отцепки. Хозяюшка блин.
Купол упал рядом. Пока ко мне ехала машина, я вылез из воды, осмотрел купол, понял почему он не смог раскрыться (треклятые медузы обмотались вокруг него у верхней части строп) размотал их чтобы убедиться что с куполом все в порядке, потом вспомнив предупреждение о том, что в таких случаях не надо ничего трогать, - замотал их обратно как было.
Купол перетаскивали через реку на руках 6 человек, чтобы разобраться в причине отказа. Признаться, что это уже я его закрутил, я не смог.
Испугался я только на третий день. Ночью. Вот так долго доходило. А в тот день я даже порывался еще раз прыгнуть. Не пустили.
Причины и ошибки:
1. Я был молод ( проще говоря еще дурак дураком ребенок)
2. Небыло прецендентов точно таких как у меня, никогда такую ситуацию не разбирали как чрезвычайное проишествие.
3. Я пошел на прыжок в группе не имея на это никакой подготовки. Я слишком хорошо прыгал и подавал большие надежды, наверное подумали, что у меня будет все получаться с полоборота. Просчитались.
4. Лично мои неправильные действия всвязи с вышеперечисленными пунктами.
5. Идиотская конструкция вытяжной системы Ут-15 из двух вытяжных парашютов, предполагающая такой вид проишествия.
6. Всеобщая расслабленность и потоковость прыжков, каждый день по 2-4 прыжка при общей численности прыгающих в 40 человек.
Вывод: будетет смеяться, но я поверил в ангела.
Прыгать я не перестал, но вскоре перешел в летную школу и до крыла По-9 так и не дорос.
P.S. Обратите внимание на фото. С Ут-15 и в керзовых сапогах. Заставляли одевать, чтобы не поломали ступни. И это уже за 60 прыжков. Совок, инструкции. Говорили - Сядешь на По-9, тогда можешь одевать кроссовки![]()